Евгения Пастернак, писатель

«Те, кто набил руку на тестах, предмета не знают. Потому что в голове у тех, кто сдает историю, не знание истории, а набор фактов и циферок. А в голове у тех, кто сдает математику, не понимание математики, а шаблоны решения стандартных задач».

Писатель Евгения Пастернак рассказывает о том, почему запретила дочери читать учебник «Человек и мир», чем вредны школьные шаблоны, и о том, почему не важны оценки на ЦТ.

Я недавно произнесла вслух фразу, которой надеюсь и дальше успешно пользоваться.

Я сказала:

— Мне все равно, как мой ребенок сдаст ЦТ, я хочу, чтобы она знала предмет.

Два преподавателя, которые стояли рядом, встрепенулись.

Один тут же предложил заниматься практически бесплатно. Второй закатил глаза и мечтательно произнес:

— Мне б такую группу… Да с ними ж можно… горы свернуть. С ними же можно работать!

Эффект мне понравился, так что я продолжу.

Мне все равно, как мой ребенок сдаст ЦТ.

Мне все равно, какие оценки у нее будут в школе.

Я хочу, чтобы она свободно говорила по-белорусски и по-английски. И, повторюсь, мне плевать на оценки.

Я хочу, чтобы она понимала основные исторические закономерности. Я хочу, чтобы она знала, что история — это не набор случайных фактов и дат. И мне все равно, что в этот момент нужно знать по программе.

Я запретила ей читать учебник по «Человеку и миру». Физика, химия и биология — это безупречно логичные и безумно увлекательные предметы. А логика и «ЧиМ» рядом не ночевали.

Я хочу, чтобы она владела математикой. И наплевать мне на количество клеточек, оформление и «правильные» способы решения.

Я хочу, чтобы она читала те книги, которые лично ей в данный момент хочется читать, а не то, что, по мнению Министерства образования, должен прочитать именно в одиннадцать лет каждый ребенок. Я не хочу, чтобы она «проходила» Пушкина. Я хочу, чтобы она Пушкиным наслаждалась.

А еще я хочу, чтобы она успевала покататься на велике, сходить в кино и в театр, чтобы у нее было время на любимый спорт и на поваляться на диване.

И я уже знаю, как этого добиться.

Начать нужно с фразы: «Мне наплевать, как она сдаст ЦТ!».

Я не голословна, у меня есть старшая дочь, которая два года назад ЦТ сдала. Сдала очень хорошо, поступила, куда хотела. И училась на хорошем факультете лучшего вуза страны.

Средний балл на потоке — 5. Средний! То есть большинство тупо сдает на 4, чтоб не отчислили.

Это точно высшее образование? Вот к этому дети идут два года, убиваясь на дополнительных занятиях? В это родители вкладывают бешеные деньги, разоряясь на репетиторах?

Спрашиваю у знакомого, хозяина большой конторы, где работают программисты: «Что заканчивали твои работники?». Он смеется: у троих ведущих спецов высшего образования нет. Они, не теряя времени, сразу начали работать.

Недавно читала крик души репетитора по английскому. Она говорит, что совместить свободный язык и очень высокий балл на ЦТ невозможно. Мол, родители, вы определитесь, чего вы хотите: знать или сдать?

Самое смешное, что сдать ЦТ несложно. Если хорошо знать предмет, но не готовиться к тесту, то баллов 50 наберешь точно. А то и 70.

Но ужас в том, что те, кто набил руку на тестах, предмета не знают. Потому что в голове у тех, кто сдает историю, не знание истории, а набор фактов и циферок. А в голове у тех, кто сдает математику, не понимание математики, а шаблоны решения стандартных задач. Поэтому в заданиях шаг вправо, шаг влево — смерть.

Знакомая репетитор по физике рассказывала про девушку, которая пришла к ней заниматься. В школе у нее десятка. Но она не понимала, что s=v×t и v=s/t — это одна и та же формула.

Зачем наталкивать в голову шаблоны? Зачем убивать молодые мозги, убивать время, убивать желание учиться?

Еще лет пять — и наше высшее образование обесценится точно так же, как и среднее. В стране только министр образования уверен, что все хорошо, все остальные наконец-то начали что-то заподозривать.

Вузы уже сейчас, за очень редким исключением, выпускают людей с дипломами и абсолютным неумением и нежеланием работать по специальности.

Так что я в очередной раз произношу магическую фразу: «Мне все равно, как мой ребенок сдаст ЦТ!», потому что старшая, проучившись полтора курса, забрала документы со словами: «Я не хочу диплом, я хочу образование!»…

Надеюсь, у нее получится найти такое место. Но боюсь, не здесь…

{banner_819}{banner_825}
-50%
-15%
-10%
-20%
-10%
-50%
-30%
-20%
-34%
-50%
-50%
-20%