Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Новость дня


Подписанный в самом конце 2004 года контракт с "Газпромом" на поставку в нашу страну российского природного газа большого удовлетворения белорусской стороне не принес. Вынужденно согласившись на цены прошлого года, Беларусь с учетом изменения принципа взимания НДС получила газ фактически на 18% дороже. Разница между тем, на что рассчитывала Беларусь, и подписанным в итоге документом, по оценкам специалистов, составит порядка 120-130 млн. долларов. Из чьего кошелька будут взяты эти средства?

Не пойдут ли прахом планы Министерства жилищно-коммунального хозяйства, которому самим президентом строго-настрого предписано не повышать тарифы на жилищно-коммунальные услуги более чем на 5 долларов в год?

Сейчас, в зимний период, население покрывает 45,2% затрат системы ЖКХ на предоставление всех коммунальных услуг. В бюджете на 2005 год заложен 60-процентный уровень компенсации населением реальных затрат.

Повышение тарифов, по планам Министерства ЖКХ, будет проходить постепенно. Как считает министр жилищно-коммунального хозяйства Владимир Белохвостов, резкое и значительное повышение тарифов (более чем на 12-13%) дает отрицательный экономический эффект, поскольку повышается число неплательщиков и сумма задолженности. В настоящее время в среднем неоплата коммунальных услуг по Беларуси составляет 15%, то есть каждый седьмой квартиросъемщик попадает в список неплательщиков или должников.

К тому же сейчас в Беларуси действует социальный стандарт, в соответствии с которым доля собственных расходов граждан на оплату коммунальных услуг не должна превышать 25% от совокупного ежемесячного дохода семьи. В противном случае семья вправе получать специальную субсидию государства. Сегодня льготы по 50-процентной или 100-процентной компенсации оплаты коммунальных услуг получают около 370 тысяч семей.

Вопрос об отмене какой-либо категории льгот пока не поднимался. Так что государство и в дальнейшем будет тратить на компенсации и субсидии гигантские суммы. В частности, бюджетом на 2005 год предусмотрены расходы на ЖКХ, в том числе на компенсацию разницы реальной и фактической стоимости этих услуг, на сумму около 1 трлн. рублей.

Еще в прошлом году правительство предлагало с 2005 года значительно повысить стоимость услуг ЖКХ, но против таких планов резко высказался Александр Лукашенко: "Я не понимаю, зачем вы поднимаете цены на жилищно-коммунальные услуги? Вы скажете, коммунальщикам не хватает денег. А я скажу, они зажирели до такой степени, что деньги не считают. В этом году государство выполнило обещание и смогло выдержать рост стоимости коммунальных услуг в пределах 4-5 долларов. В будущем году стоимость услуг ЖКХ может возрасти лишь в пределах установленных мною границ: 4-5 долларов - не больше!".

Президента особенно возмутили доводы правительства о том, что в связи с повышением заработной платы до 250 долларов логично поднять и оплату услуг ЖКХ: "Выходит, что мы одной рукой даем зарплату, а второй забираем ее? Пусть у населения больше денег останется. Необходимо коммунальщиков заставить работать по-военному, чтобы они берегли основные средства и фонды. А все деньги, которые у них собираются, направить на мероприятия по защите населения в этой сфере. Сегодня неплохо живут те, кто торгует газом и нефтью. Давайте поджимать этих разбогатевших монополистов. А население обдирать до нитки нельзя!".

И все же многие экономисты склоняются к мысли, что в новых "газовых" условиях административным регулированием остановить рост жилищно-коммунальных тарифов будет невозможно - и государство вынуждено будет отщипнуть от семейного бюджета белорусов несколько больше, чем собиралось.

Как считает эксперт аналитического центра "Стратегия" Ярослав Романчук, к концу года уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг может достичь даже 90-95% от реальных затрат при плане в 60%: "Минфин не откажется от своей доли по НДС, а потому и Министерству ЖКХ и Комитету госконтроля ничего не останется, как спокойно закрыть глаза на якобы необоснованное повышение тарифов".

Александр ЗАЙЦЕВ