Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY

Общество


В начале будущего года, пусть и с опозданием, в Минске все же откроются первые гипермаркеты: "Максимус" и "Гиппо". От них и им подобных магазинов население ждет большого выбора товаров и низких цен. Поставщики же заявляют, что для этого нет никаких предпосылок. Более того, по некоторым оценкам, закупочная политика гипермаркетов приведет к росту цен на продовольственные товары по всему городу.

Главная идея гипермаркета — широкий ассортимент, низкие цены, много покупателей и, соответственно, большой оборот. Обычная практика для гипермаркетов — это десятки тысяч наименований товара, площадь торгового зала от 10 тыс. кв. м и 10-15 тыс. покупателей в день. Такой оборот позволяет гипермаркету держать не обычную для торговли наценку в 25-30%, а значительно меньшую.

По словам Максима Недякина, директора по закупкам и продажам ИП "Белвиллесден", например, в первом гипермаркете отечественной сети "Гиппо" возле автовокзала "Восточный", если не считать специальных цен во время акций, минимальная наценка составит 5%. А Константин Фальковский, гендиректор компании "Торгоптима", владельца гипермаркета "Максимус" в Сухарево, полагает, что цены будут такими же, как в крупных универсамах столицы, например "Европейском" и "Радзивиловском". Между тем два года назад, начиная продвигать идею гипермаркетизации Минска, городские власти заявляли об уровне торговой наценки в гипермаркетах в 1-2%, что якобы сделает их чрезвычайно привлекательными для минчан.

СКИДКА-ФИКЦИЯ

Накануне открытия первых объектов поставщики продуктов питания, с которыми уже были проведены переговоры о сотрудничестве, уверены, что в результате проводимой руководством компаний-владельцев закупочной политики низких цен там не может быть в принципе, равно как и значительно более широкого ассортимента продуктов, чем в универсамах.

"Нам обещают огромный ассортимент, но поскольку ни одна из этих компаний (собственников гипермаркетов. — О. М. ) не занимается импортом продовольствия хотя бы из России, расширения не произойдет", — сказал в интервью корреспонденту "Белорусской газеты" менеджер одной из оптовых компаний, пожелавший остаться неназванным.

Владельцы пойдут по уже опробованной схеме сотрудничества с производителями и оптовыми поставщиками, которые работают на белорусском рынке и определились со своим ассортиментом. "Все сейчас работают на постоянных связях, завозят продукцию, которая хорошо продается в своем секторе рынка. И все. Рисковать никто не будет", — уверен наш источник. По его мнению, поставщики не станут идти на риски ради гипермаркетов: раз дело это для страны новое, условия для работы специфические, а реализуют идею городских властей компании без опыта создания и функционирования гипермаркетов, сейчас никто не возьмется сказать, чего и сколько будет продаваться в этих магазинах.

Соответственно, покупателям будет предложено то же, что продается в других магазинах города. По мнению специалистов, функция обеспечения требуемой номенклатуры в гипермаркетах будет возложена на секцию непродовольственных товаров.

Завязка будущих гипермаркетов на оптовиков ставит под сомнение и другой важнейший признак этого вида торговли — низкую цену. Предполагается, что в гипермаркетах должны быть самые низкие в городе цены на продукты. Сформировать их возможно только с учетом более низкой закупочной цены. Как сообщил наш источник, в ходе переговоров речь идет о поставках со скидкой до 20%. По его мнению, это слишком много: если учесть, что крепкие оптовики и импортеры работают сейчас с рентабельностью в 35-40%, такая скидка означает, что половину выручки надо отдать. Теоретически предполагается, что выгода вернется за счет оборота, однако и это в наших условиях маловероятно.

Простой пример: фирма продает макароны. У нее 1 тыс. клиентов, которым в месяц она продает 100 т макарон — в каждом магазине по 100 кг. Одному из них, гипермаркету, она дала большую скидку, и продажи здесь увеличились вдвое. В итоге получается, что эта фирма в месяц будет продавать не 100 т, а 100 т и 100 кг — ничтожный процент прироста в общем объеме продаж.

Высокие скидки оправдывают себя только в определенных условиях: например, если надо быстро распродать продукцию с истекающим сроком годности или продвинуть на рынок новый товар. А в целом, по мнению специалистов, при 20% скидки только двукратное увеличение продаж позволяет поставщику вернуть свои деньги, но не заработать. Именно это обстоятельство дало основание нашему источнику предположить: очень немногие поставщики реально пойдут на высокие скидки гипермаркетам. Подъемный для поставщика размер скидки даже для крупных закупщиков не превышает 5-7%. Поэтому если высокие скидки будут иметь место, они будут фиктивными.

"В результате это закончится вот чем: все поставщики будут вынуждены поднять цену, сначала процентов на 10, чтобы сделать скидку для этих магазинов безболезненной для себя", — считает наш источник. В гипермаркетах товар действительно станет дешевле, чем в других магазинах. Зато в обычных магазинах продукты подорожают. Однако "скорее всего именно этим поставщики и займутся с 1 января". Здесь уместно отметить, что закупочные цены отечественных поставщиков уже сейчас заметно выше цен их российских, польских и литовских коллег.

БАЗАР FOREVER

Логично предположить, что, если гипермаркеты не смогут предложить покупателям значительно большего ассортимента товаров по более низким ценам, для населения утратят смысл и крупные закупки в этих магазинах. Не будет крупных закупок — не будет и большого оборота, на котором должен зарабатывать хозяин гипермаркета. Если добавить сюда требование городских властей ежемесячно перечислять на развитие городской инфраструктуры не менее 1% с товарооборота гипермаркета, становится очевидным, что белорусская реализация этой идеи практически полностью ее переродит в создание ничем не выдающихся универсамов.

Три года назад, когда Мингорисполком издал постановление об упорядочении в Минске мелкорозничной торговли и создании крупных торговых центров, многие посчитали это наступлением на рынки и городские объекты нецивилизованной розницы. Действительно, киосков в городе практически не осталось, хотя население за недельными закупками по-прежнему ездит на "Ждановичи", "Аквабел" и Комаровку. Теперь становится очевидным, что создание гипермаркетов лишь еще больше укрепит позиции трех крупнейших рынков белорусской столицы.

Если раньше магазином с широким выбором продуктов считался "Престон-маркет" на ул. Богдановича (правда, с ценами, доступными далеко не каждому минчанину), то скоро подобный маркет будет едва ли не в каждом микрорайоне. И более того, с ростом закупочных цен на продукты по ценовому уровню к "Престону" приблизится самый тривиальный гастроном.

Ольга МИКША