Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


фотоМенее чем через год на западе белорусской столицы откроются три новых станции метро. В 2007 году две станции получат в подарок жители микрорайона Уручье.

К 2011 году планируется завершить работы по продлению 1-й линии метрополитена от станции "Институт культуры" в юго-западном направлении до станции "Петровщина". С точки зрения обывателя, весьма далекая перспектива. Но уже сегодня на участке будущей ветки метро идут подготовительные работы. Проектировщики и строители имеют четкое представление о трассе, расположении станций, о сложностях, которые придется преодолевать в процессе, и о затратах, которые при этом понесет город.

Сооружение юго-западной части подземки, которая будет обслуживать районы с общей численностью населения 270-300 тысяч человек, имеет особенности, с которыми еще не сталкивались проектировщики и метростроевцы в Минске.

Прежде всего это необходимость создания “дублеров” проспекта Дзержинского, без которых осуществление проекта просто невозможно, ведь часть магистрали на долгий период будет закрыта для движения транспорта. “Дублеры” появятся, когда проспект Любимова продлят до улицы Семашко, а проспект Газеты “Известия” - до улицы Гурского.

Вторая особенность работ в юго-западном направлении состоит в том, что в их зону попадает 90 строений различного назначения. При этом отселению с предоставлением другого жилья подлежат 500 минчан. С таким объемом сноса зданий при сооружении метрополитена городские власти еще не сталкивались.

Каким путем новая подземная трасса пройдет под землями Московского района столицы?

Как рассказал нам главный инженер проекта института “Минскметропроект” Виктор Полищук, от “Института культуры” линия пройдет через сектор жилой застройки Грушевка, а одноименная станция расположится на пересечении пр. Дзержинского с ул. Щорса. Далее линия пойдет по проспекту Дзержинского, наиболее крупной градообразующей магистрали в юго-западном направлении. В районе пересечения проспекта с улицами Гурского и Уманской появится станция “Михалово”. Далее, на перекрестке пр. Дзержинского - ул. Голубева, разместится станция “Петровщина”.

Не дожидаясь окончания этого строительства, предполагается начать работы по продлению участка до станции “Малиновка”, которая расположится на пересечении проспекта с ул. Есенина. По планам проектировщиков, этот отрезок юго-западного пути будет пущен с интервалом в два года после станции “Петровщина”.

Первоначально по заданию Мингорисполкома проектировщики рассматривали и другой вариант прохождения юго-западной трассы. Сооружение линии планировалось преимущественно наземным и надземным способами по поверхности - от железнодорожной станции Минск-Товарный в район Курасовщины, далее на пересечение пр. Любимова с пр. Дзержинского. Анализ проекта показал: более дешевое в этом случае строительство метрополитена повлекло бы за собой слишком большие затраты на преобразование города. Все равно оставалась необходимость сноса зданий и сооружений, выноса за пределы городской черты ряда промышленных предприятий. Кроме того, в силу удаленности станций от мест средоточия больших пассажиропотоков трудно было бы организовать подвоз пассажиров из прилегающих районов, нужно было построить новые дороги, расширить улицы…

Часть проспекта Дзержинского при строительстве придется закрыть. Первоначально это будет отрезок от пр. Любимова до ул. Гурского. Непростая задача - создание “дублеров” для такой оживленной магистрали, как “Дзержинка”! Предполагается, что ими станут вновь созданные участки от пр. Газеты “Известия” и пр. Любимова. Весь транспорт, таким образом, разделят на два потока в обход закрытого участка пр. Дзержинского.

Если “дублеры” будут построены, как предполагалось, в течение следующего года, с 2006-го начнутся сооружение тоннелей на всем протяжении подземной трассы и строительство станции “Петровщина”.

Срок, на который будет закрыт проспект Дзержинского, может растянуться на 2,5 года, а может, и на 4. Это, по словам Виктора Петровича, зависит от того, какой вариант организации строительства одобрит Мингорисполком.

Со щитом или…

А вариантов два: с применением традиционного оборудования, имеющегося в распоряжении метростроевцев, и с применением дорогостоящего проходческого механизированного щита импортного производства (у нас таких не делают).

Высокая стоимость этой машины - единственный ее недостаток по сравнению с традиционными щитами, используемыми нашими строителями подземки. Архисложные геологические условия участка, на котором должны вестись работы, огромное количество инженерных коммуникаций, которые при невозможности сохранить придется перекладывать заново, не только замедлят строительство, но и повысят его стоимость.

Рассчитав экономический эффект при реализации каждого варианта, проектировщики и экономисты обнаружили: приобретя дорогостоящий щит, город окажется в выигрыше. Во-первых, сократятся время сооружения тоннеля и срок, на который закроют проспект Дзержинского. Во-вторых, благодаря этому значительно уменьшится перепробег по объездным улицам транспортных средств. В-третьих, механизированный щит так или иначе понадобится при строительстве 3-й линии метрополитена, значительная часть которой пройдет под центром города и под крупными предприятиями. Без современного оборудования строить метро, не нарушая нормальную жизнедеятельность города, невозможно.

В ближайшем будущем мы узнаем, какое решение по этому поводу примут городские власти.

От станции до станции

Несколько слов о том, какие особенности будут иметь юго-западные станции.

Сегодня к сооружениям метрополитена предъявляются повышенные требования с точки зрения обеспечения комфортного передвижения пассажиров. В связи с этим станции оснащаются теперь эскалаторами, начиная с меньших глубин. Так что вестибюли с движущимися лестницами предусмотрены на “Грушевке” и “Михалово”. Как и на всех строящихся в последнее время участках метро, обязательным элементом станций станут лифты для людей с ограниченными возможностями, а также павильоны над входами в вестибюли.

Впервые в истории строительства минского метрополитена на входах в станции предполагается установить эскалаторы, поднимающие пассажиров с уровня подземных пешеходных переходов на поверхность земли.

Над тупиками, расположенными на большой глубине за станцией “Петровщина”, разместится подземный паркинг. Вероятно, он поможет решить в какой-то мере проблему загруженности этого района (мединститут, “Кiрмаш”, “Макдоналдс”) частным транспортом.

“Уручье” не за горами

Чуть больше двух лет осталось до ввода в эксплуатацию участка метрополитена в направлении микрорайона Уручье. На сегодняшний день практически пройдены перегонные тоннели от станции “Восток” до станции “Борисовский тракт”, частично сооружены конструкция платформы и один из вестибюлей.

На станции “Уручье” пока ведутся работы по сооружению тупиков и вестибюля в районе ул. Ложинская. В будущем году должна быть построена основная часть остальных сооружений и начнутся отделочные работы на станции “Борисовский тракт”.

На отрезке от ст. “Борисовский тракт” до ст. “Уручье” один из тоннелей уже пересек МКАД (в связи с чем на этом участке дороги действуют ограничения скорости движения). В январе-феврале планируется пересечь кольцевую вторым тоннелем.

Пешеходные подземные переходы через пр. Ф.Скорины будут построены в течение 2005-2006 гг. Они предусмотрены: на ст. “Борисовский тракт” - в районе существующей ныне остановки возле филиала БНТУ, на ст. “Уручье” - в районе Авторадио и возле дома №181.

На станциях должны функционировать лифты для людей с ограниченными возможностями, а вот эскалаторов на них не будет, потому как платформы расположатся неглубоко.

Одна из трудностей, с которыми столкнулись проектировщики и строители этого участка 1-й линии метро, - работы под проспектом Ф.Скорины без ограничения движения. Такую задачу поставили перед ними столичные власти. Строительство примыкания к станции “Восток” и сооружение под проспектом подземных пешеходных переходов предусматривается с минимальным ограничением движения по магистрали (по выходным, в ночное время).

Магда Крепак
,