Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


В негосударственном секторе образования грядет очередная новация. Связана она с переходом коммерческих учебных заведений на выдачу выпускникам дипломов специального образца. Главная их отличительная черта - цвет "корочек": традиционно синие заменены на голубые. Столь безобидная, казалось бы, смена цветовой гаммы чревата негативными последствиями для негосударственной формы обучения.

Еще 12 декабря 1996г. тогдашний вице-премьер Заметалин подписал документ за N25/21, где министру образования и науки Стражеву предлагался "для последующей реализации ряд принципиальных рекомендаций, одобренных Президентом Республики Беларусь". А именно: провести всестороннюю проверку деятельности всех без исключения негосударственных вузов до 1 апреля 1997г., пересмотреть принципы их регистрации, аккредитации и лицензирования, "в том числе с учетом государственной идеологии, закрепленной в новой редакции Конституции". Однако гвоздем документа по праву можно назвать пункт, запрещающий негосударственным вузам "использовать для своих выпускников дипломы и другие документы установленного образца". Позже, 25 сентября 1997г., премьер Линг подписал постановление Совмина N1274 "О порядке организации и регулирования деятельности негосударственных учебных заведений", согласно которому ряду министерств предписывалось до 1 мая 1998г. "ввести инструкцию о порядке изготовления заполнения и выдачи выпускникам" негосударственного сектора обучения дипломов специального образца.

Инструкция вступила в действие почти через три года, и первыми под ее ножницы попали средние специальные учебные заведения. В числе "первопроходцев" - техникум бизнеса и права и Минский техникум предпринимательства, которые уже в нынешнем выпускном сезоне вручат абитуриентам 1998г. дипломы специального образца. Что касается вузов, то их черед вручать при "высадке" голубые "корочки" настанет летом 2003г.

С чем связана подобная новация в сфере образования, никто объяснить не может. А между тем уже сейчас видны явные противоречия заметалинских "рекомендаций" с действующим законом об образовании, согласно которому выпускникам независимо от формы обучения выдается диплом государственного образца единого типа, или, как его называют, "синий". Кроме того, выдача дипломов специального образца не стыкуется с уставными документами коммерческих учебных заведений. Таким образом, в системе образования искусственно создано параллельное законодательство, которое вряд ли пойдет на пользу как самим негосударственным учебным заведениям, так и студентам и их родителям.

Уже сегодня потенциальные владельцы голубых "корочек" больше всего опасаются проблем с трудоустройством в госучреждения, как это, собственно, уже и происходит. Ходят слухи, что есть некое негласное распоряжение, дающее выпускникам некоммерческих учебных заведений преимущество при трудоустройстве. Хотя дипломы выдаются одинаковые и тем, и другим. Впрочем, государство никогда не обременяло себя заботой по трудоустройству выпускников коммерческих учебных заведений. Не секрет, что последним доставались и будут доставаться оставшиеся после планового распределения выпускников госвузов ниши на рынке труда. При таком раскладе лелеять мечту о наиболее престижных должностях, прежде всего в госаппарате, вряд ли приходится.

Что ждет обладателей голубых "корочек", догадаться нетрудно, хотя чиновники от образования и убаюкивают обещаниями: мол, нет в том никакой разницы.

Сами по себе опасения, что синие дипломы будут котироваться выше голубых, не столь безобидны, как кажется на первый взгляд. Подобная дискриминация студентов подрывает перспективы и имидж негосударственного образования. И без того набор студентов в коммерческие вузы происходит по остаточному принципу: туда поступают преимущественно те, кто не прошел по конкурсу в госвуз. Уже сегодня в коммерческих вузах прогнозируют, что в нынешнем сезоне набор абитуриентов может сократиться на 20-25%, а к 2004г. - и вовсе процентов на 70, если, конечно, им вообще удастся выжить. Соответственно придется уменьшить плату за обучение и, возможно, отказаться от вступительных экзаменов, ограничив набор студентов рамками собеседования.

А ведь вопрос набора абитуриентов в негосударственных вузах напрямую связан с финансовыми проблемами. Постоянно идет поиск средств на приобретение необходимой для учебного процесса литературы, выпуск пособий, оснащение материально-технической базы, зарплату преподавателям. А еще нужно строить учебные корпуса. Для многих наличие собственных учебных площадей - болезненный вопрос, без решения которого невозможно пройти аккредитацию. Поэтому негосударственные учебные заведения вынуждены урезать зарплату сотрудникам, чтобы, с одной стороны, все-таки строить, а с другой - выживать. Делать это только за счет набора абитуриентов-минчан весьма проблематично. Пока же в отсутствие своего общежития вузам приходится доплачивать иногородним студентам за найм ими частного жилья или арендовать площади в чужих общежитиях, что весьма невыгодно. Общежитие должно иметь спортивный зал, поскольку одним из обязательных требований для аккредитации вуза является наличие соответствующего места для занятия студентов спортом. Таким образом, руководителям коммерческих вузов постоянно приходится решать дилемму, что первично, а что вторично, одновременно занимаясь поиском либо земельных участков для строительства инфраструктуры, либо арендой помещений.

Кадровые вопросы решаются так же тяжело. Если в госсекторе, где практически в каждом из вузов имеется аспирантура, кадры профессорско-преподавательского состава изначально сформированы, то негосударственным приходится все начинать с нуля. Особенно остро стоит вопрос с "остепененными" специалистами, ведь, согласно установленным требованиям, не менее 50% преподавателей вуза мало того, что обязаны работать на ставке, так еще среди них непременно должно числиться определенное количество кандидатов наук, профессоров. Естественно, возникают большие сложности с подбором таких преподавателей. Как правило, их приходится заманивать более высокой почасовой оплатой. К слову, переманивание специалистов вызывает немалое недовольство чиновников от образования, поскольку дефицит "остепененных" кадров, равно как известных ученых и опытных преподавателей, сказывается на качестве учебного процесса. Преподавателей, по каким-то причинам уволившихся из госвузов, в т.ч. по компрометирующим обстоятельствам, не считают зазорным приглашать в коммерческие вузы, особенно если у них имеется ученая степень. По большому счету, профессорско-преподавательский состав в госсекторе образования имеет более высокую квалификацию. Отсюда нередко возникают претензии со стороны студентов, которые покупают себе высшее образование, а в результате им выдается диплом второго сорта.

С другой стороны, в негосударственных вузах обучают самым современным профессиям в области экономики, юриспруденции, менеджмента. "Чувствительность" к наиболее значимым и престижным специальностям отличает коммерческие вузы от государственных. Благодаря этому за очень короткое время первым удалось ликвидировать дефицит специалистов, например, в системе юридического образования.

Во все времена профессия юриста считалась одной из самых престижных, однако получить это образование в недалеком прошлом можно было только в нескольких государственных вузах. Поэтому на юридические факультеты всегда был большой конкурс. Скажем, на юрфаке Белгосуниверситета этот конкурс на протяжении многих лет устойчиво колебался в пределах 10-12 человек на место, если речь шла о выпускниках средних школ. Негосударственные вузы одним махом решили эту проблему, и сейчас на юридических факультетах обучается значительно большее количество студентов, нежели их требуется в масштабах страны.

Точно так же решена проблема дефицита специалистов в такой сфере управления экономикой, как менеджмент, требующей подготовки именно деловых людей, сообразительных управленцев. Сегодня практически каждый негосударственный вуз имеет у себя, кроме юридического, и факультет менеджмента.

Возвращаясь к теме подготовки юристов, нелишне вспомнить, что пару лет назад Министерство образования вместе с Министерством юстиции "разродилось" распоряжением об установлении контрольных цифр при наборе абитуриентов в вузы. Одновременно существовал перечень, согласно которому юридические факультеты БГУ, Академии управления при президенте, Академии МВД выносились за скобку общего списка высших учебных заведений и являлись исключением из правил. Для остальных же вузов были установлены жесткие квоты. Что касается оттока абитуриентов, то и сейчас восполнить эту брешь пока не удалось, тем более что требования при аккредитации коммерческих вузов предъявляются достаточно жесткие и вынуждают последние сознательно отказываться от набора студентов с заурядными способностями, с тем чтобы они в дальнейшем не подрывали авторитет института при его аккредитации. Примечательно, что на фоне т.н. политики выдавливания государство умудряется еще и стричь купоны. Практически все государственные вузы имеют сейчас платные факультеты, прежде всего юридические, где плата за обучение, как ни странно, порой даже выше, чем в коммерческих учебных заведениях.

Белорусская Газета