/ фото автора,

Реконструкция и реставрация памятника архитектуры, в котором находилось бывшее Витебское народное художественное училище (ВНХУ), идут уже почти 2,5 года — как снаружи, так и внутри знакового для города здания. Здесь хотят создать музей истории ВНХУ.

Фото: Татьяна Матвеева, TUT.BY
Главный фасад здания практически отреставрирован, за исключением парадного входа. Цвет его близок к аутентичному. Лепнину восстанавливали по старым фото

О реконструкции дома № 5а на улице «Правды» мы рассказывали в прошлом году: работы тогда приостановились из-за прекращения финансирования.

Сейчас деньги есть — на работы выделено около 12 млрд рублей.

«В целом строители относятся к делу с трепетом, но иногда допускают обидные ошибки», — делится мнением художник, директор музея «Витебский центр современного искусства» (ВЦСИ) Андрей Духовников. Он провел для TUT.BY экскурсию по зданию, где сто лет назад кипели творческие страсти и рождались новые идеи в истории мирового художественного авангарда.

Фото: Игорь Матвеев
Так здание выглядело до реконструкции. Снимок сделан летом 2013-го — в год столетия дома. Фото: Игорь Матвеев
Проект фасада здания будущего музея
Здание ВНХУ, 1919 год

Заказчик работ — предприятие «Капитальное строительство г. Витебска», а выполняют их сотрудники «Витебскторгстроя». Над проектом будущего музея работали специалисты «Витебскгражданпроекта».

Историческое здание хотят воссоздать по плану 1923 года — этот бесценный документ хранится в областном архиве. Предполагается, что в доме будет лестница, мастерские и комнаты, отраженные в архивном документе. Но появится и что-то из ХХI века — самое новейшее оборудование.

План здания, составленный в 1923 году

«Это здание — не только достопримечательность Витебска, но национальное достояние. ВНХУ сделало огромный вклад в мировую культуру. Чудо уже то, что здание сохранилось в войну, дошло до наших дней. Вот эти колонны (у парадного входа. — TUT.BY) помнят Шагала. Поэтому здесь все нужно делать крайне деликатно. И строители в принципе так и относятся к реставрации. Но типичная спешка до добра не доводит. Я не знаю, как еще можно объяснить, почему недавно сбили большой кусок лепнины, который находился над крыльцом с колоннами? Вот он лежит в груде камней. И я теперь переживаю за колонны — как бы с ними чего не случилось», — говорит Андрей Духовников.

Фото: Татьяна Матвеева, TUT.BY

Фото: Татьяна Матвеева, TUT.BY

Фото: Татьяна Матвеева, TUT.BY
Сбитый фрагмент лепнины

Мы идем внутрь знакового для города здания. Будущий музей займет три уровня — цокольное помещение и два этажа. Входа будет два — парадный и еще один, сбоку.

Фото: Татьяна Матвеева, TUT.BY
Второй вход будет располагаться с этой стороны здания
Фото: Татьяна Матвеева, TUT.BY
Балкон аутентичный. Возможно, именно в этой комнате с балконом и был кабинет Шагала

В подвале, рядом со входом, будут гардеробная, мультимедийная и другие вспомогательные помещения. На первом этаже планируют разместить несколько музейных залов, где посетители узнают о Витебске начала ХХ века и УНОВИСе. Здесь же будет находиться огромный выставочный зал.

«Он будет оборудован по последнему слову техники. Предполагается, что окна здесь будут „зашиты“. Дело в том, что для экспозиций такого высокого уровня дневной свет не нужен. Мы лелеем надежду, что в Витебске появится место, где будут выставляться работы из коллекций лучших музеев мира. Но для того чтобы сюда привезли картины, к примеру, из Лувра, нужно обеспечить все необходимые условия по их сохранению», — рассказывает Андрей Духовников.

Фото: Татьяна Матвеева, TUT.BY
Будущий экспозиционный зал

На стене возле лестницы на второй этаж директор ВЦСИ показывает на автограф, сделанный углем: «Скорее всего, он принадлежит скульптору Заиру Азгуру, который здесь учился».

Фото: Татьяна Матвеева, TUT.BY

В одном из помещений — бытовка строителей. Но каждый сантиметр в этом здании — мемориальная зона. Работникам здесь ни к чему нельзя прикасаться без разрешения специалистов. Об этом напоминают таблички.

Фото: Татьяна Матвеева, TUT.BY
Бытовка

Фото: Татьяна Матвеева, TUT.BY

Одна из комнат на втором этаже, по предположению исследователей, принадлежала Марку Шагалу. «Мне кажется, директор училища мог занимать именно этот кабинет — самый лучший в здании, с балконом. Не исключено, что одна часть комнаты была отгорожена и в ней художник жил. А по соседству располагалась, скорее всего, кухня», — рассуждает Андрей Духовников.

Фото: Татьяна Матвеева, TUT.BY
Комната, в которой, предположительно, находился кабинет Шагала

В комнате за стеной по соседству могла быть мастерская Казимира Малевича. В этом помещении были созданы условия для комфорта, в частности, находилась ванна.

Фото: Татьяна Матвеева, TUT.BY
Не исключено, что здесь была мастерская Малевича
Фото: Татьяна Матвеева, TUT.BY
Строители обшили деревом ступеньки на лестнице — они тоже аутентичны

На втором этаже будет располагаться мемориальная часть. Собеседник отметил, что она будет условной: «Ведь сказать доподлинно, где и чей кабинет располагался — где Шагала, а где Малевича, — почти невозможно. Попытаемся частично реконструировать интерьер — по старым фото. На втором этаже планируем установить большую стеклянную стену, она будет словно портал в историю этого здания и Витебска — того, каким он был век назад».

Выставка учащихся скульптурной мастерской. Давид Якерсон с учениками. Январь 1920 года
Общая фотография воспитанников и преподавателей училища. 1920 год. Во втором ряду слева направо: Лазарь Лисицкий, Давид Якерсон, Юдель Пэн, Марк Шагал, Казимир Малевич, Вера Ермолаева

Справка TUT.BY

Здание бывшего Витебского народного художественного училища до 1918 года принадлежало банкиру Израилю Вишняку, который построил его в 1913 году на улице Воскресенской.

В сентябре 1918 года особняк национализировали и передали художественному училищу, которое основал Марк Шагал, служивший в то время в Витебске уполномоченным по делам искусств. В том же году улицу Воскресенскую переименовали в Бухаринскую. Училище располагалось по адресу: Бухаринская, 10.

С 1918 по 1923 годы в здании размещались также мастерские УНОВИСа, Витебские свободные художественные мастерские, Витебский художественно-практический институт.

Здесь работали и жили Марк Шагал, Юдель Пэн, Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Николай Суэтин, Илья Чашник и другие члены объединения УНОВИС. Позже в этом здании долгое время располагался вычислительный центр стройорганизаций.

{banner_819}{banner_825}
-25%
-20%
-50%
-10%
-50%
-30%
-12%
-20%