/ /

Партнер проекта

Цикл материалов о знаковых зданиях Минска продолжаем Большим театром. Мы пообщались с теми, кто там работает, и узнали, как все устроено изнутри.

«Типичная Европа»

Заслуженный артист Беларуси, лауреат многочисленных премий, включая президентскую, профессор Виктор Скоробогатов работает в Большом театре 38 лет. А «Беларуская капэла» — творческий коллектив театра — стала делом его жизни. Сейчас он еще отвечает за ввод молодых солистов в текущий репертуар.

Со ступенек театра тоже приглашали на выборы
Со ступенек театра тоже приглашали на выборы.

Впервые он попал сюда маленьким мальчиком, на оперу «Терем-Теремок» композитора Ильи Польского.

— Не понравилось, — вспоминает свои впечатления собеседник. — Чтобы воспринимать оперу, кое-что знать надо. Парадоксом стало то, что моей первой ролью в качестве солиста Большого театра была роль Ежика именно в этой опере.

Мы общаемся в его рабочем кабинете. Кругом ноты, книги, портреты знаменитых композиторов. Достаю с полки одну из книг — «Беларускі Пецярбург».

Фото с сайта bdam.by
Фото с сайта bdam.by

— Посмотрите на объем книги. В ней описаны более двух тысяч наших известных земляков, которые жили и творили в Петербурге, — обращает внимание Скоробогатов.

Артист долго говорит о богатой театральной истории Беларуси — той истории, о которой белорусы почти не знают. Столь глубокий экскурс, объясняет он, нужен для того, чтобы понять, что появление Большого театра было естественным логическим процессом.

Первый оперный театр у нас возник по велению великого князя Жигимонта в 1624 году, напоминает Скоробогатов, а в XVIII веке на территории Беларуси насчитывалось уже 26 оперно-балетных театров:

— Это были придворные театры магнатов, так называемые капеллы. В этих капеллах работали выдающиеся деятели европейской музыкальной культуры: Иоганн Абрахам Петер Шульц, Ян Давид Голланд, Ян Ладислав Дюссек, Джованни Паизиелло, французские балетмейстеры. Михал Казимир Огинский дружил и переписывался с Йозефом Гайдном. Очевидцы вспоминали, что наш соотечественник мог даже покритиковать великого композитора («Йозеф стал писать хуже», — бурчал Огинский). Его театр в Слониме своим профессиональным и техническим новаторством соответствовал европейским театрам того времени.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Собеседник подчеркнул, что уровень современной театральной культуры Беларуси такой же высокий, коим был ранее:

— Посмотрите, наши солисты: Волкова, Сильчуков, Городецкий, Валентий и другие успешно выступают на самых престижных сценах мира, ибо соответствуют их уровню. Мы и у себя принимаем известнейших европейских певцов, дирижеров, режиссеров. Наши спектакли гастролируют за рубежом, спектакли европейских партнеров показываются на нашей сцене. А Рождественский форум, а летний фестиваль в Несвижском замке… Проведение таких фестивалей — это типичная Европа. А как вписываются в современную европейскую оперную эстетику постановки режиссера Михаила Панджавидзе! Целая компания молодых певцов — лауреатов европейских конкурсов работает в нашем театре.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Как появился театр

Известно, что торжественная закладка здания театра состоялась 11 июня 1933 года — в день празднования освобождения города от белополяков. Строительство началось быстрыми темпами, но позже процесс застопорился. Первоначальный проект театра московского архитектора Георгия Лаврова отклонили.

Проект Георгия Лаврова
Проект Георгия Лаврова.

Был проведен новый конкурс. Переработать проект уже строящегося здания предложили сначала Григорию Бархину, а затем Иосифу Лангбарду.

Проект Григория Бархина
Проект Григория Бархина.

— Это место, между прочим, — самая высокая точка Минска, — говорит Скоробогатов. — Когда-то оно называлось Троицкой горой (по имени храма, который здесь был). Вокруг горы было много храмов. И даже языческое капище. В сквере Марата Казея мой приятель, который увлекается дохристианской культурой, показал мне несколько красных камней, которые использовались в ритуальных действиях нашими далекими предками. Исследователи отмечают, что они растут.

— Под нашим театром находится подземный тоннель, — добавляет собеседник. — Он соединял Мариинское училище (после войны на его месте выросло здание Министерства обороны) и Духовную семинарию (сейчас здесь расположено Суворовское училище). Его нашли и закрыли.

Зрительный зал театра сначала был уменьшен до 2000, затем до 1500 мест, а объем здания — с 300 тысяч до 160 тысяч кубометров. Проект Лангбарда был также упрощен. Не был построен еще один ярус. По одной из версий, чтобы поляки не использовали здание театра в качестве ориентира для стрельбы по городу, ведь совсем недалеко — под Заславлем — тогда была граница.

Первоначальный проект Иосифа Лангбарда
Первоначальный проект Иосифа Лангбарда.

Основные строительные работы были завершены в 1937 году, но официальное открытие состоялось лишь спустя два года.

Как указывает краевед Владимир Воложинский, со строительством здания театра была связана крупная афера — хищение 1 миллиона 800 тысяч рублей. Дело вел НКВД. Расхитители были разоблачены.

Во время войны здание пострадало незначительно. Восстанавливали его под личным наблюдением Лангбарда. Количество мест вновь уменьшилось — до 1200.

Во время войны здание театра уцелело. После освобождения Минска здесь поселили рабочих, которые занимались восстановлением города.

Интересно, что сам зодчий остался недоволен реализованным. «Никто из вас не знает, что этот театр делался без меня. Все сделано неграмотно, некрасиво, отвратительно. Этот театр я не делал», — сказал Лангбард с трибуны съезда белорусских архитекторов. В 1948 году театр вновь открыл свои двери.

Следующая реконструкция проводилась в 1967 году. Тогда появилась скатная крыша, поменялось оформление интерьера. В 1978 году снова велись ремонтные работы.

— Я застал эту реконструкцию, будучи артистом театра. Самые же кардинальные изменения произошли во время последней реконструкции: с 2006 по 2009 год, — говорит Скоробогатов. — В театре появился пол из девяти видов гранита, шикарные хрустальные светильники, на фасаде установили скульптуры, которые были запланированы гораздо раньше.

По ту сторону сцены

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Начальник службы эксплуатации сцены Геннадий Ренейский рассказывает про техническую сторону театра. Во время последней реконструкции под сценой вырыли огромный котлован, максимальная глубина которого 18 метров.

На самом дне расположены блоки управления гидравликой. Эту часть здания обслуживают 11 человек. Также сюда есть доступ у русско-немецкого переводчика, который держит связь с компанией-производителем из Германии. Он появляется в случае необходимости и регулярно в здании театра не находится.
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
— Сцена состоит из 21 площадки, — поясняет собеседник. — Одна из них имеет размер 3 на 16 метров, остальные — 3 на 3,2 метра. В каждой площадке есть люк провала. Через эти люки на сцену выезжают кабинки, в которых могут находиться как артисты, так и реквизит. Раньше сцена была сплошная и площадки не опускались.

Во время нашего визита под сценой проходил осмотр. Работники службы эксплуатации дважды в сутки делают обход.

— Всего здесь находится 312 электродвигателей и 38 гидроцилиндров, — отмечает Ренейский.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Геннадий останавливается возле сейфов. Здесь их три. В каждом по семь полок. На них укладываются мягкие декорации. Сейфы управляются прямо со сцены.

— За сейфами находится арьерсцена — площадка 15 на 16 метров. Она состоит из балетной фуры и оперной фуры. Так как скоро начнется балет, сейчас наверху первая. Сцена наклонена на 4 процента к зрителям — для лучшего обзора, — говорит собеседник.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Поднимаемся назад.

— Во время реконструкции под сценой были найдены две погребальные немецкие плиты. Есть информация, что здесь некоторое время лежал труп Вильгельма Кубэ, — добавляет он.

На нулевом уровне театра находится участок по изготовлению и ремонту жестких декораций. Начальник Михаил Беркович говорит, что здесь делается вся черновая работа.

Мы находимся в объемной столярной мастерской. По площади она схожа со школьным спортзалом.
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

— Самые большие декорации, которые мы делали, — для «Кармен», — говорит он. — Нужно было создать дома, улицы. Работы шли около двух месяцев.

Собеседник отметил, что декорации, созданные здесь, поднимаются специальным механизмом на сцену через люк. Там они собираются.

— Материалами обеспечиваемся до спектакля, — продолжает Беркович. — Заранее делаем замеры и производим заказ. Частично храним декорации в театре, арендуем помещение на заводе «Горизонт», есть склад на Старовиленской.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

В соседнем помещении находится цех по сварке. Там работают с изделиями из металла.

Беркович добавляет, что над декорациями работают и в бутафорском цеху, располагающемся здесь же.

— Там вытачивают кинжалы и прочие мелкие изделия, красят, клеят и прочее, — поясняет он.

Огромный бутафорский цех встречает фигурой козы в человеческий рост. Коза показывает фигу.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Мягкие декорации изготавливают в живописном цеху. Находится он на 9 этаже. Помещение просторное. Деревянный пол измазан красками. Здесь делают занавесы, задники, маркизы и иные виды мягких декораций.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Этажом ниже находится отдел пошива. Состоит он из пяти кабинетов. Мужские и женские костюмы шьют в разных комнатах.
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
В отделе работают 25 человек, говорит технолог Елена Миранович. Посменного графика нет, рабочий день с 9 до 17 часов.

— Большая часть одежды на спектакли театра шьется здесь, — говорит она. — В Минске есть другие предприятия, у которых периодически делаем заказы.

Больше всего хлопот доставила подготовка к спектаклю «Кармен», говорит Миранович. Подготовка к среднему спектаклю, по ее словам, идет 2−3 месяца. Все зависит от количества необходимых костюмов и их сложности.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

— Костюмы от спектаклей, которые уже не идут на сцене, передаются на баланс в регионы: в театры или учебные заведения, — добавляет Миранович. — На 11 этаже находится огромная костюмерная — в ней хранятся тысячи костюмов.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Зритель, придя в театр, видит совсем другую картину. Парадный вход, гипсовые элементы, колонны, картины, роспись, позолоченный декор и массивные люстры, полы из девяти видов гранита. А по другую сторону от сцены — рабочая суета, запах краски, километры ткани и сложнейшие механизмы.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Прототипом Мельпомены, как писала недавно «Комсомольская правда в Белоруссии», стала Полина Шуба, тогда студентка БГТУ, а сейчас — телеведущая на канале «Беларусь 1». Полина ведет программы «Панорама» и «Главный эфир». Нередко ее можно увидеть в компании Александра Лукашенко.
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Читайте также:

Символы Минска. ГУМ: итальянский прообраз, спрятанный Ленин и заметки Освальда

Символы Минска. Ратуша. Конан Дойл, призрак городского хулигана и подземный ход

Символы Минска. Живая история Дома правительства

Партнер проекта: Galleria Minsk — новый современный многофункциональный торгово-развлекательный центр в сердце Минска. В состав комплекса входит гостиница DoubleTree by Hilton на 193 номера, которая планируется к открытию в середине 2016 года.

0063042