/

В понедельник утром строительный кран рухнул на частный жилой дом по улице Грушевской. К счастью, пострадавших среди жильцов нет. Крановщика увезли в больницу в тяжелом состоянии. В Беларуси это далеко не первая авария со строительными кранами. Мы пообщались с независимым экспертом, чтобы узнать, почему они падают.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Олег Лешков работает начальником отдела технической диагностики и испытаний в ОАО «Белгорхимпром». Он обследует и диагностирует грузоподъемные краны, перед тем как продлить им срок службы. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Более 90% кранов на наших стройках уже исчерпали установленный срок службы, сходу удивляет специалист. Новая техника может стоить баснословных денег, поэтому у нас предпочитают либо пользоваться наследием Советского Союза, либо привозить уже повидавшие жизнь краны из Европы.

Как правило, срок службы башенного крана колеблется от 10 до 15 лет. На наших стройках есть экземпляры и вдвое, и втрое старше. По словам Олега Лешкова, к таким относится и рухнувший кран — он был произведен по типовому проекту еще в советском Ленинграде. Считается, что в своем классе это один из самых надежных кранов.

Как краны допускают к работе

Солидный возраст крана — еще не повод для беспокойства, предостерегает от неправильных выводов эксперт. При должном контроле он может служить очень долго.

В Беларуси есть специальные правила по безопасной эксплуатации такой техники. В соответствии с ними кран, переживший отведенный ему срок службы, должен обязательно пройти техническое диагностирование (проверяются все основные узлы, конструкции, проводятся испытания). Если существенных несоответствий не находят, срок эксплуатации ему продлевают. Все повторяется не реже одного раза в три года.

Такие же правила действуют для кранов, на которых из-за аварии были заменены базовые элементы. Олегу Лешкову доводилось браковать некоторые краны, в основном из-за усталости металлоконструкций.

Кроме того, краны проверяют каждый раз после монтажа на новом объекте (помимо быстромонтируемых). Сначала устанавливают основание — его принимает специальная комиссия. После монтажа самого крана, на объект приходит инспектор Госпромнадзора, который, сверив всю документацию и проведя испытания, допускает или не допускает кран к эксплуатации.

Иногда запреты контролирующих служб не соблюдаются

Олег Лешков считает, что система контроля за работой грузоподъемных механизмов в Беларуси налажена неплохо. Другой вопрос, как ведут себя работники на объекте в «межпроверочный период» и как начальники относятся к уже выявленным дефектам.

Эксперт проводит обучение у ответственных специалистов и иногда удивляется их рассказам. «Они признаются, что порой начальники объектов заставляют работать, несмотря на дефекты. То есть им говорят: или ты будешь работать с этим краном, или я найду другого человека».

Все краны большой грузоподъемности, объясняет эксперт, находятся под особым надзором исполнительных органов. «Вы же понимаете, что от начальников объектов каждый день требуют отчет по строительству. И если ты скажешь, что твой кран не работает, его остановили, первым будет вопрос: зачем ты взял такой кран на стройку? Мы найдем того, кто возьмет исправный кран», — рассказывает о реальной обстановке в строительной сфере эксперт.

Из-за чего краны падают?

Понятно, что небольшой дефект совсем необязательно приводит к трагедии. В Беларуси случаи падения кранов остаются достаточно редкими. Так, весь прошлый год прошел без эксцессов. До этого, как правило, ЧП случались 1−2 раза в год. Причины их обрушения были разными.

Нарушение правил монтажа

Иногда в ходе сборки крана нарушается технология монтажа. В 2011 году из-за такой ошибки на проезжую часть рухнул кран на улице Алибегова. Машиниста с тяжелыми травмами доставили в больницу. Ему повезло, что падать пришлось с небольшой высоты (около 15 метров), поскольку кран все еще находился в процессе сборки.

Фото: МЧС

Дефекты подкрановых путей

Случается, что из строя выходят подкрановые пути — это рельсы, по которым в процессе работы «бегает» сам кран. В 2008 году по этой причине упал 10-тонный кран, работавший на строительной площадке в Масюковщине. 25-летней крановщице удалось выжить, хотя врачи не давали никаких гарантий.

В ходе расследования выяснилось, что в кране не работал так называемый концевой выключатель, который препятствует съезду техники с путей. Перед аварией крановщица неоднократно предупреждала механиков о неисправности, но ее не устранили.

По словам Олега Лешкова, подкрановые пути подвержены очень большому влиянию погодных условий (морозы, дождь) и могут выйти из строя неожиданно. Например, может сдвинуться грунт, произойти просадка. «В России однажды под краном просел асфальт, из-за чего кран опрокинулся. Кто в этой ситуации виноват?» — задается вопросом специалист.

Усталость металла

Большая изношенность оборудования также может стать причиной аварий. В 2009 году в Фаниполе 20-тонный козловой кран «сложился» из-за разрыва несущей конструкции. Крановщик стал жертвой изношенности оборудования (он погиб).

По словам Олега Лешкова, полностью предотвратить такие случаи невозможно. Во время проверки специалисты успевают проверить только типовые места, которые больше всего подвержены разрушению (о них написано в методических рекомендациях). На полное обследование у бригады ушло бы несколько месяцев. Мало кто может себе позволить такой простой. В случае с Фаниполем разрыв металлоконструкции произошел в том месте, где этого не ожидали.

Иногда разрушение может начаться, если кран неправильно смонтировали или перевезли. «Однажды у меня был такой случай. Я проверил стальные канаты — они были в нормальном состоянии. При мне их начали складывать, а потом сверху металлическую плиту положили и раздавили. Если бы я этого не видел, дал бы заключение, что канаты хорошие».

Халатность в работе

Халатность в работе эксперт называет одной из основных причин трагедий. Олег Лешков считает, что неплохо было бы ввести на стройке «контрольный лист», где все ответственные, в том числе крановщики, ежедневно будут расписываться за выполнение своих обязанностей.

Фото: МЧС
Падение башенного крана на здание производственного цеха в Солигорске в 2013 году. Фото: МЧС

«Крановщики обучаются своей профессии полгода-год. Они знают, что каждый день перед началом работы обязаны визуально осмотреть кран и подкрановые пути, проверить работу концевого выключателя, электрооборудования и так далее. Но делают ли они это изо дня в день?» — сомневается эксперт. По его мнению, минимум треть дефектов, которые несовместимы с дальнейшей эксплуатацией, можно выявить визуально, на слух и на ощупь.

Перегрузка кранов

Авария может произойти из-за того, что не срабатывает так называемый ограничитель грузоподъемности. Система противовеса не выдерживает нагрузки, и кран теряет устойчивость.

Случиться это может, к примеру, когда работники пытаются поднять «мертвый груз», придавленный другими. Его пытаются выдернуть и в итоге перегружают возможности крана. По словам Олега Лешкова, в Беларуси таких аварий уже не было довольно давно.

Можно ли устанавливать краны вблизи жилых домов?

Причинами падения крана на Грушевской в данный момент занимается следствие. Этот случай доказывает, что происходящее на строительной площадке касается не только строителей. Пострадать могли обычные горожане (владельцев дома должны были отселить еще в 2013 году). Напротив места происшествия совсем близко расположен детский сад.

Фото: www.facebook.com/anastacia11111
Падение крана на Грушевской. Фото: www.facebook.com/anastacia11111

Возникает логичный вопрос: на каком расстоянии от жилых объектов строители имеют право устанавливать краны? По словам Олега Лешкова, это зависит от обстоятельств. Официально опасной зоной считается территория в радиусе его возможного падения.

Однако в стесненных городских условиях установить кран так, чтобы со всех сторон было чисто, практически невозможно. Обычно выделяется определенный сектор — рабочая зона, где кран может проносить груз. За ее пределами крановщик работать не может.

Предполагается, что если не пренебрегать требованиями безопасности, людям, которые живут или работают рядом, ничего не грозит. При этом было бы хорошо, делится мнением специалист, если бы жителей потенциально опасной зоны страховали на время проведения работ.

-20%
-20%
-10%
-20%
-21%
-25%
-26%
-10%
-50%
-20%
0070970