/

Пользовательница Facebook Инга Хрущева недавно выложила фотографии красивейшего подвесного моста через Неман в городе Мосты. Подобные инженерные сооружения встречаются на реках Беларуси, но порой о них знают только местные жители, да любители водных походов. TUT.BY собрал экзотику, которая совсем рядом.

Мост в Мостах. Почти 200 метров легкого волнения

Две части города Мосты, что в Гродненской области, до появления этого подвесного моста были связаны только понтонным мостом и лодочной переправой.

Газета «Гродзенская праўда» рассказывает, что идея возведения моста принадлежит Евгению Радкевичу, который в свое время был генеральным директором «Мостовдрева»: «Он участвовал в строительстве подвесных мостов через горные реки, когда работал в Сибири и Средней Азии. Думал, правда, не только о красоте. Дополнительная переправа через Неман в то время мостовчанам нужна была как воздух. Будущую изюминку города на деревообрабатывающем комбинате своими силами спроектировали за полтора месяца. Гендиректор с чертежами отправился к секретарю райкома партии. Тот не сразу, но все же дал добро. Зимой 1973-го работники предприятия собрали мост на льду, а потом уже закрепили над рекой. Ближе к лету его испытали и сдали».

Мост получился основательный: длина — 193 метра, а ширина — 1,5.

Фото: Инга Хрущева, 2015.

Сейчас в городе есть еще основательный автомобильный мост, но и про этот — с деревянным настилом — не забывают. Он очень любим у пешеходов и туристов, а местные жители заслуженно гордятся достопримечательностью.

Мост пережил несколько реконструкций — в середине 90-х и несколько лет назад.

Фото: Инга Хрущева, 2015.

Газеты рассказывают: было время, когда мост сильно качался. Сейчас, говорит минчанка Анна, побывавшая на мосту летом 2014 года, «качается не сильно, но чувствуется» — изменения произошли, когда мост укрепили.

Фото: Анна Лычавко
Фото: Анна Лычавко, 2014.

Мост в Мостах — самый длинный подвесной мост в Беларуси, поэтому легко можно советовать его туристам и заносить в свой собственный список того, что обязательно нужно посмотреть в своей стране.

Бешенковичи. Живописно и экстремально

Этот «теплый ламповый мост» — под Бешенковичами.

Лидия Мальцева рассказывает: речку, над которой протянут подвесной мост, местные жители называют Хмельничанка, потому что на ее берегу растет много хмеля, в то время как официально ее именуют Кривинкой. Впадает она в Западную Двину.

Фото: Василий Овчинников, июль 2013. Опубликовано на сайте globus.tut.by

«Мост наикрасивейший, хорошо гармонирует с природой. Возле крутого берега поле, а на другой стороне колосится хмель — чувствуется его аромат. Есть сход вниз — к песчаному берегу реки. Часто можно встретить людей с велосипедами, проходящими по мосту. Место не очень близко к городу, но стоит того, чтобы его увидеть — ведь оно чистое, тихое, летнее и зеленое. Мы тоже к нему добирались на велосипеде: проезжали мимо больницы, далее ехали мимо заросшего пруда, по тропинкам через сосновый лес и просеку — и выезжали к самому берегу, и там ловили рыбу».

Автор блога iriska-blog.blogspot.com.by в августе 2014 года погуляла по нему и поделилась впечатлениями. Говорит, с моста открываются очень живописные виды, особенно на закате.

С одной стороны — мост крепкий, с другой — прогулка по нему щекочет нервы. «Когда идут одновременно двое, кажется, что мост сейчас вообще оборвется», «шатается страшно», — пишет автор блога. По ее словам, сюда не только тихие велосипедисты приезжают — бывает, по мосту на всех парах проносятся экстремалы-мотоциклисты.

Фото: Василий Овчинников, июль 2013. Опубликовано на сайте globus.tut.by

Сарья. История про сорванцов, раскачавших мост и попадавших в реку

В агрогородке Сарья, что в Верхнедвинском районе Витебской области, тоже есть деревянный подвесной мост. В августе 2013 года на сайте globus.tut.by появилось сообщение, что однажды мост разрушили… дети: «Летом 2012 года перестал существовать подвесной мост через реку Сарьянка, ведущий в панский сад „Гай“. Как рассказал мне отец, причиной всему стала приехавшая на экскурсию группа детей. Сорванцы взобрались на мост и раскачали его так, что старый трос не выдержал, кладка рассыпалась, и все оказались в реке. Чудом удалось избежать жертв. Между прочим, стоит заметить, что предыдущий мост продержался аж с 1967 года!».

Блогер Андрей Скуратов поделился с TUT.BY фотографией моста, которая была сделана в 2008 году, до разрушения.

Фото: Андрей Скуратов, tomkad, сентябрь 2015.

Но печалиться не стоит, потому как в 2014 году мост восстановили. И вот фотографии Андрея тех дивных мест, сделанные в начале сентября 2015 года.

Фото: Андрей Скуратов, tomkad.
Фото: Андрей Скуратов, tomkad.

Щипечи. «Взъерошенный» мост

В Витебском районе Витебской области есть деревни Щипечи и Низкоборье. Где-то между ними, над рекой Усвячей, есть подвесной деревянный мост с колоритными перилами.

Фото с форума poehali.net, опубликовано на сайте globus.tut.by, 2005.

Витебские велосипедисты даже устраивали тематическую покатушку «Подвесной мост», чтобы отыскать этот объект. «Итогом проверки этой смелой теории была покатушка на велосипедах по маршруту: Витебск, оз. Вымно, оз. Тиосто, Сураж, Витебск», — и, собственно, найденный мост.

Извилистая Страча. Подвесной веревочный мост — мечта Тарзана

На извилистой реке Страче (правый приток Вилии) походники тоже отыскали подвесной мост. На сайте railwayz.info опубликовано фото необычной конструкции, которая сделана из канатов и веревок.

«…достигаем подвесного мостика из тросов на тропе между озерами Глубелька и Болдук. Мост не оставил равнодушным никого — походили, покачались, фотографировались», — пишут в отчете.

Фото с сайта railwaiz.info, март 2014.

Вилейский район. Мост за мостом — во время сплава по Нарочанке

Люди, которые задумают походить на байдарках по Нарочи, которую гораздо чаще ласково называют Нарочанкой, смогут увидеть даже не один подвесной мост. Этот, например, протянут чуть выше деревни Нарочь. Возможно, он связывает между собой деревни Поповцы и Морги, расположенные на противоположных берегах.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY, 2013.

Журналистам TUT.BY довелось в 2013 году увидеть на этом мосту охотника с собакой. Учитывая общую живописность здешних видов, зрелище — хоть картину пиши.

Спустя полтора часа сплава после первого подвесного моста, ориентировочно между деревнями Косичи и Кордон, — еще один подвесной мост!

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY, 2013.

Дальше — мост между деревнями Ручица и Красница.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY, 2013.

А вот так этот мост возле Ручицы выглядел в 2008 году.

Фото с форума poehali.net

А это — остатки подвесного моста, судя по всему, либо у деревни Принта, либо у деревни Войдени.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY, 2013.

Карпеи. Захватывающий мост через Вилию — без перил

В 2008 году ребята с форума poehali.net устроили «покатушку» вверх по течению Вилии. И отыскали «самодельный подвесной мостик через Вилию около хутора Карпеи». На тот момент древесина была свежей, поэтому путешественники сделали вывод, что построен он недавно — весной того же 2008-го.

Еще один ориентир при поиске моста — деревенька Окушковщина.

Фото с форума poehali.net, 2008.

«Сделан основательно, с байком пройти можно без проблем, только вот перил не хватает. Мостик выводит к озеру, которое окружено песчаными дюнами и карьерами», — написано в отчете.

Фото с форума poehali.net, 2008.

Рудня. Мост к графской дубраве так и не восстановили

Этот навесной мост через реку Ислочь вел к могучей графской дубраве. Совсем рядом — руины усадьбы «Вялое», которая принадлежала Бенедикту Тышкевичу. Здесь же — заброшенный санаторий «Лесное», который покинули, когда после аварии на ЧАЭС на Воложинщине выпал дождь из радиоактивного облака.

Таким подвесной мост видели в 2010 году.

Фото: Андрей Дыбовский, сентябрь 2010, опубликовано на сайте globus.tut.by

А вот таким его сфотографировал tomkad зимой 2011-го.

Фото: Андрей Скуратов, 2011. Живой Журнал.

В мае 2012 года мост чувствовал себя совсем неплохо. Тогда по нему прошелся еще один автор Живого Журнала — glidernet.

«Смело ринувшись сразу на середину, через несколько шагов я быстро остановился, ме-е-едленно повесил фотоаппарат на шею и осторожно-осторожно попятился назад. Мост, оказывается, порядком раскачивается, ходить по нему надо с некоторым навыком», — что ж, судя по фото, автор этих строчек — достаточно смелый человек.

Фото: glidernet.blogspot.com

Однако на сайте globus.tut.by отмечено, что к маю 2013 года этот мост через Ислочь был практически уничтожен: «Впрочем, со слов местных жителей, такое происходит время от времени, и всегда мост отстраивают заново».

Блогер Андрей Скуратов на прошедших выходных отправился в водный поход по Ислочи. Он рассказал TUT.BY: мост так и не восстановили: «От моста к сожалению осталось парочка тросов натянутых, а вот кладки деревянной уже нет».

Фото: Андрей Скуратов. Остатки подвесного моста на Ислочи, сентябрь 2015.
Фото: Андрей Скуратов. Остатки подвесного моста на Ислочи, сентябрь 2015.

Будем надеяться, что истории с другими подвесными мостами не будут заканчиваться так печально, а, наоборот, таких переправ на белорусских реках будет становиться все больше. Ведь это по крайней мере красиво.

Если у вас есть фотографии других подвесных мостов Беларуси, или другая интересная информация о них, присылайте их по электронному адресу snezhana@tutby.com

{banner_819}{banner_825}
-21%
-35%
-25%
-15%
-10%
-40%
-10%
-10%
-25%