/ Фото: Александр Лычавко,

Фестиваль архитектуры оживил городское пространство. Исторический центр Минска на эти дни пополнился необычными объектами искусства, которые можно рассмотреть абсолютно бесплатно. Например, у Ратуши — выставка городской скульптуры от Белорусского союза художников. TUT.BY посмотрел на современную скульптуру, которая могла бы поселиться на улицах Минска и других белорусских городов.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Огромная мощная голова белой лошади — эта скульптура выставки сразу привлекает внимание, когда попадаешь на площадку возле Ратуши, где возвышается пирамида-купол подземного ратушного зала.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

— Люди подходят — думают, что эта скульптура уже «в материале», а это пока — пенопласт. Если бы эта работа, уже из мрамора, стояла в городе — думаю, она бы стала любимой у горожан, — делится впечатлениями председатель секции скульптуры Белорусского союза художников Александр Шаппо.

Автор работы «Одна лошадиная сила» — Ольга Нечай. Наблюдая за прохожими, внезапно или нарочно попавшими на выставку, видишь, что «цепляет» белая лошадь даже тех, кто к современной скульптуре не успел привыкнуть.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Александр Шаппо со своей работой, которая называется буквально «Камень в голове». «А это автопортрет, — улыбается автор. — У каждого из нас есть свой камень в голове».

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Разные формы, разные решения, разные авторы, трактовки сюжетов тривиальных и нетривиальных — так рекомендует выставку Александр Шаппо.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Собеседник обращает внимание на то, что многие работы затрагивают темы белорусской истории. Например, скульптор Сергей Оганов представил свой проект, который посвящается воинам Минской и Заславской хоругви, принимавших участие в Грюнвальдской битве 1410 года.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
В перчатке — икона Божьей Матери.

— Этот проект мог бы здесь стоять, в центре города, чтобы мы, наконец, обретали свою историческую сопричастность к таким событиям, — продолжает экскурсию по выставке председатель секции скульптуры.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Ян Левша, «Рыцар збройны на кані». В описании этой работы на тему истории сказано: «Скульптура представляет осколок легендарного колосса, построенного когда-то нашими предками вместе с могучей страной — Великим Княжеством Литовским. Чтобы каждый белорус помнил, откуда идут его корни, знал и чтил историю своего народа».

Некоторые молодые авторы обратились к теме аутентики.

— Группа ребят представила «павука» белорусского — декоративный архитектоничный орнамент. Посмотрите, как он вторит этому куполу-пирамиде. Даже замминистра архитектуры и строительства Дмитрий Семенкевич сказал, что уже можно этого «павука» здесь оставлять висеть — стал частью среды, — отмечает Александр Шаппо.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Авторы «павука» — Иван Артимович, Полина Пирогова, Василь Тимашов, Александр Соколов.
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Еще одна работа с аутентичными мотивами — «Эхо». Авторы — Полина Пирогова и Василь Тимашов.

Выставку эту скульпторы называют диалогом с городом и отличным способом приучить людей к искусству в городском пространстве. Мол, еще вчера у Ратуши были джазовые вечера и вечера классической музыки, уже сегодня — искусство в виде скульптуры.

—  Мы привлекаем минчан и гостей города к тому, чтобы они вместе с нами обрели видение объема в городской среде, в пространстве. Хотелось бы, чтобы Минск перестали называть просто «чысты горад», чистый — это значит, в нем нет ничего. Давайте сделаем так, чтобы глазу было за что зацепиться — я говорю в данный момент про скульптуру и искусство. В старом городе, во дворах новостроек — скульптуры в городе должно становиться больше. И тогда люди увидят, как это органично для городской среды, — говорит Александр Шаппо.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Спартак Арутюнян, «Релаксация».

Организаторы выставки дали дорогу молодым. Здесь есть работы ребят, которые еще учатся — например, в гимназии-колледже искусств имени И.О. Ахремчика.

Александр Шаппо добавил, что есть еще одна идея выставки — «найти экономическую, политическую и эстетическую волю», чтобы город вместе с Белорусским союзом архитекторов определил площадку скульптурную для Минска.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Работа Анатолия Артимовича, самого старшего участника выставки - «Луна».

— Если Минск хочет называться европейской столицей, он обязан иметь парк скульптуры. И уже в этом парке могли бы проводиться такие мероприятия, как сегодняшнее, да и многое другое. Пленэры ледовой, песчаной, деревянной, железной скульптуры. И плюс, там могли бы стоять стационарно, может быть, и те работы, которые выставлены здесь и сейчас.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Виктор Копач, «Троица». Работы этого белоруса стоят в Индии, Пакистане, других странах. А в Минске ни одной его скульптуры нет.

Выставки под открытым небом и презентация высотки «Газпрома». Зачем идти на фестиваль архитектуры

-25%
-30%
-50%
-10%
-80%
-50%
-20%
-10%
-10%
-20%
-40%
-20%
0071694