/ /

На сцене Национального академического театра имени Янки Купалы стоит портрет народного артиста Беларуси Сергея Журавля. Он умер 14 августа от остановки сердца у себя дома в Минске. Актеру был 61 год.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Сюда же, на сцену, с букетами красных, белых роз, гвоздиками поднимаются люди, пришедшие проститься с артистом. И хоть по плану прощание должно начаться в 11 утра 17 августа, люди начали приходить за полчаса до предполагаемого времени.

Некоторые спектакли, где играл Журавель, снимут

В холле Купаловского театра на стене висят портреты актеров. На одном из них сегодня черная траурная лента. Народный артист Сергей Журавель ушел из жизни неожиданно, говорят его коллеги по сцене. Именно они одними из первых пришли проститься с актером.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Виктор Манаев, актер Национального академического театра имени Янки Купалы, не скрывает слез. Он знал Сергея Журавля около 30 лет, 20 из них они работали вместе, причем в некоторых спектаклях были партнерами.

О смерти коллеги Манаев узнал в пятницу, 14 августа, когда еще отдыхал в Болгарии. Печальную новость сообщил сын Журавля — Евгений Журавель.

— Он был чудом в моей жизни. Чудо ушло, — говорит Манаев. —  Он был очень добрым человеком и будет в Царствии Небесном.

Некоторые из коллег народного артиста настолько расстроены случившимся, что отказываются давать комментарии. Просят подойти к ним позже, а пока задумчиво смотрят куда-то вдаль.

Художественный руководитель Национального академического театра имени Янки Купалы Николай Пинигин рассказывает, что Сергей Журавель был для него не только одним из лучших актеров Беларуси, но и другом.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Художественный руководитель Национального академического театра имени Янки Купалы Николай Пинигин

— Принципиальный, умный, талантливый, интеллигент, думающий артист, — характеризует он его. — Сложно говорить, мы дружили всю жизнь.

По словам Пинигина, в некоторых спектаклях, где играл Журавель, его заменят другие актеры, но что-то придется снять.

— Думаю, что «Ужина с придурком» не будет. Я не знаю, кем заменить Сергея Борисовича, — конкретизирует он.

Пинигин замечает, что это утрата не только для театра, но и для всего белорусского искусства. И таких актеров, как Сергей Журавель, «очень-очень мало»:

— Это человек, который много работал и требовал от других такого же отношения к сцене, кино, радио и телевидению.

Люди плакали, а гроб выносили под аплодисменты

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Помимо актеров Купаловского проститься с Журавлем пришли актеры Театра юного зрителя и Государственного молодежного театра Беларуси, где работал народный артист. Также были коллеги с «Альфа Радио», где актер был художественным руководителем. Среди них — ведущие Дмитрий Шунин, Олег Титков, Ольга Альварадо, Ирина Кленова, Юрий Царев.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Ведущий Юрий Царев вместе с Сергеем Журавелем работал на «Альфа Радио».
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Директор Национального академического театра имени Янки Купалы Павел Поляков
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Актер Национального академического драматического театра имени Максима Горького, ведущий, сценарист Александр Вергунов (возле портрета Сергея Журавеля), актер Национального академического театра имени Янки Купалы Роман Подоляко (второй справа)

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Геннадий Давыдько, председатель Белтелерадиокомпании
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Геннадий Давыдько работал в Национальном академическом театре имени Янки Купалы актером, режиссером и директором
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Министр культуры Борис Светлов
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Актер Национального академического театра имени Янки Купалы Николай Кириченко

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Евгений Журавель, сын Сергея Журавля

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Татьяна Бовкалова, актриса Национального академического драматического театра имени Максима Горького, также знала Сергея Журавля:

— У нас один и тот же педагог (в театрально-художественном институте. — Прим. TUT.BY). А это как будто у нас родной папа общий. Сережа очень близкий, очень дорогой человек… Это очень остро понимаешь, когда человека вырывают из жизни. Сережа очень много помогал, когда были тяжелые времена. Он работал на радио, мы писали рекламу — и это помогало выжить при плохих зарплатах (Сергей Журавель приглашал Татьяну Бовкалову озвучивать рекламные ролики. — Прим. TUT.BY). Вообще он очень теплый, замечательный человек. Мы с ним встречались на съемочной площадке. В последней нашей совместной работе в фильме «Сладкое прощание Веры» мы играли пару. У него там был текст: «Какая вкусная штука — жизнь!». Он как-то так это говорил…

Александр Гарцуев, художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии, заметил, что многие артисты хотели быть похожи на Сергея Журавля.

— Хотелось играть, как он, а потом хотелось ставить с ним спектакли. Эта моя мечта осуществилась. Я абсолютно счастлив и горд тем, что свою последнюю роль Сергей сыграл в моем спектакле. Сыграл блистательно, на разрыв сердца… К сожалению, спектакль прошел пять-шесть раз. Но я так благодарен судьбе, что это все-таки произошло, — говорит он.

Представители Мингорисполкома также пришли проститься с Сергеем Журавлем. Среди них в том числе были заместитель председателя Мингорисполкома Игорь Карпенко и Виталина Рудикова, первый заместитель начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома.

— Он долгое время работал в нашем муниципальном, молодежном театре. Придя в Купаловский, он тоже имел определенные творческие связи с молодежным театром, — сказал Игорь Карпенко. — В целом фамилия Журавля достаточно известная в театральном мире… Невосполнимая утрата… И возраст еще не тот, чтобы уходить, а тот, чтобы творить и строить планы на будущее.

В 12.30 началась гражданская панихида. Со словами соболезнования родным от президента Александра Лукашенко выступил министр культуры Борис Светлов. Затем на сцену поднимались все желающие, кто хотел что-то сказать об актере и поддержать его близких.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Министр культуры Борис Светлов

Актер и кинорежиссер Игорь Забара, с которым Сергей Журавель и Виктор Манаев играли в культовом спектакле «АРТ», тоже подошел к микрофону.

— Спасибо тебе, мой друг Серж, за то, что ты был у меня, за счастье репетировать с тобой, партнерствовать с тобой на одной сцене, выходить, чувствовать твою руку, твою поддержку. Теперь у меня навсегда-навсегда есть белая картина, на которой изображен Журавель, пересекающий пространство и исчезающий в нем. Спасибо тебе, Сергей.

Эти слова созвучны сюжету спектакля «АРТ» по пьесе Ясмины Резы, где один из трех друзей по имени Серж купил картину: абсолютно белое полотно размером метр шестьдесят на метр двадцать. Но если присмотреться, на полотне видны белые вертикальные линии. Марк, которого сыграл Сергей Журавель, не понимает ни особенности картины, ни того, как его друг мог ее купить.

Проститься с народным артистом в театр пришли около 300−400 человек. В 13.10 под аплодисменты толпы гроб с телом народного артиста вынесли из театра. По щекам пришедших текли слезы.

Похоронили народного артиста Сергея Журавля на Восточном кладбище в Минске.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Цитатник Сергея Журавля

О работе и отдыхе

«Каждое утро я просыпаюсь и думаю: Господи, что делать? Для меня утро — самое сложное время суток. Потом, часам к двенадцати, я включаюсь в работу, маховик начинает раскручиваться, раскручиваться, и часам к трем я смотрю на все уже достаточно оптимистично. Раньше я вставал утром, как пружина! Полетели! Может, это с годами пришло, а может, это время такое: надо быть на стреме, начеку. Поэтому я не люблю праздники и выходные. С одной стороны, можно отвлечься, отдохнуть, но потом ведь опять надо впрягаться! На второй день отпуска, в Турции, я уже начал думать о делах, и весь отпуск был испорчен. Наше поколение приучили жить завтрашним днем. Сегодня — хрен с ним, главное — что завтра».

«СБ. Беларусь Сегодня», 22 марта 2003 года

О достатке и культуре взгляда

«Я — человек неприхотливый, поэтому в смысле материального достатка мне всего хватает. К счастью, у меня есть и машина, очень люблю на ней ездить, иногда напеваю, слушаю новости или настраиваюсь на роль. Как-то машина была в ремонте, и мне пришлось пару недель ездить в общественном транспорте. Сначала было интересно: люди вокруг! А потом увидел, какие у них скорбные или омраченные лица, отсутствующие взгляды. Мне от этого стало плохо, и я мысленно спросил у себя: а у тебя какое лицо? И посмотрел в оконное стекло. Увидел: вроде ничего, приветливое. А потом начал ездить на такси и думать о культуре взгляда».

«СБ. Беларусь Сегодня», 25 февраля 2004 года

Об отце

«Мой папа вел прекрасный образ жизни, умница, ученый-селекционер, выращивал новые сорта кукурузы. Какое это счастье было для меня и всех моих друзей, когда папа возвращался с полей и привозил с собой кукурузу, мы ее очень любили… Мой же способ жизни совершенно другой, как сказал мне один приятель-москвич: «Ты умудрился в Минске нагрузить себя московским расписанием, когда каждая минута на счету».

«СБ. Беларусь Сегодня», 9 октября 2008 года

О личной жизни и сыне

«Я живу один. У меня есть сын, которому 24 года. Он долгое время жил со мной, потом женился и сейчас живет у тещи. У них хороший большой частный дом, и мы видимся очень часто, потому что он сейчас работает начальником производства Купаловского театра. Сначала он хотел быть артистом, но когда я узнал, что он подал документы в театральный институт, заставил его забрать их. Я не видел в нем каких-то особенных актерских задатков и понимал, что ему будет сложно работать в театре именно как актеру. Поэтому я устроил его монтировщиком сцены в Купаловский театр».

TUT.BY, 18 сентября 2009 года

О лечебном эффекте театра

«Иду однажды в театр и вижу впереди знакомую фигуру — похоже, Владимир Мищанчук? Но этот человек еле идет, видно, что каждый шаг ему дается с трудом. Догоняю — а это и впрямь он. Говорит, прихватил артрит, а я занят в спектакле, и дублера нет. И вот третий звонок, спектакль пошел… Мищанчук доковылял до выхода на сцену, а я в шоке: как он будет играть? Но — вот оно, чудо: тот вдруг выпрямился и так легко пошел, будто и не было никакой острой боли! Отыграл весь спектакль, зашел за кулисы — и его опять скрутило. Еле домой довезли! Что это было? Я называю это состояние лечебным эффектом театра. Думаю, в любой профессии этот эффект присутствует. Только при условии, что ты полностью предан своей работе, любишь ее в себе больше, чем себя в ней».

«Обозреватель», 30 марта 2011 года

{banner_819}{banner_825}
-15%
-10%
-30%
-30%
-15%
-10%
-40%
-20%
-25%