168 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Лукашенко вручил награды, в том числе и «группе доблестных офицеров КГБ»
  2. «На 19 мая у него был обратный билет в Норильск». Что известно о докторе, которого задержали в Борисове
  3. До +26°С! Прогноз погоды на длинные выходные
  4. «Он меня слышит, реагирует на голос». Что сейчас с Ромой, который вынес из огня брата
  5. Старинные усадьбы и парки, храмы и марсианские пейзажи. Маршрут на длинные выходные
  6. «Жена разбудила и говорит: «Слушай, ты уже не подполковник». Поговорили с лишенными званий экс-силовиками
  7. «Среди покупателей есть и обычные пенсионеры». В Минске переоткрылась ремесленная пекарня Lёn
  8. «Новые отношения меня не пугают». Одно утро с Юлией Курьян
  9. «Не доводите ногти до такого». Эти специалисты работают со стопами и показывают видео не для слабонервных
  10. В какие страны пустят белорусов, привившихся непризнанными ЕС «Спутником V» или вакциной от китайской Sinopharm
  11. Лукашенко запретил продажу жилья через облигации. И что теперь будет с ценами на квартиры?
  12. Приближается 9 Мая. Как можно поздравить ветеранов и помочь им (в том числе финансово)
  13. Юрий Мельничек: «Когда наступит Беларусь 2.0, все отыграет назад достаточно быстро»
  14. «Заинтересовали вещи определенных цветов». К дизайнерам Honar пришел с проверкой Госстандарт
  15. В МИД Беларуси ответили на призыв «Большой семерки» провести новые выборы
  16. «Зимой мы здесь живем совершенно одни». История пары, которая переехала из города в деревню
  17. Эксперт рассказал, что можно сажать рядом с помидорами, а что — нельзя
  18. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  19. Паша «Мясной король». Как популярный гродненский блогер занялся мясным мини-бизнесом, который вдруг «выстрелил»
  20. «Мы с Колей жили в этом домике». Показываем, где находится «любимый дворец» Лукашенко
  21. В Польше задержали самую крупную в истории партию контрабандных сигарет из Беларуси
  22. Помните айтишника с БЧБ-флагом на балконе, у которого забрали машину? Узнали, что с авто сейчас
  23. Семья минчан построила дом в дачном поселке и живет там круглый год. Вот как там все устроено
  24. Школьница написала на асфальте «Жыве» и попала в РУВД за пикет. Рассказываем, чем все закончилось
  25. Тест. Вы хорошо ориентируетесь в простых вопросах экономики?
  26. Лукашенко о заявлении на него в прокуратуру Германии: Не наследникам фашизма меня судить
  27. Lada Vesta больше не лидер продаж, Rapid тоже нашли замену: какие машины сейчас покупают белорусы
  28. 22 года назад пропал бывший глава МВД и оппозиционный политик Юрий Захаренко
  29. Гинеколог объясняет, почему может пропасть менструация и какие симптомы должны особенно насторожить
  30. Почему на лице появляются пигментные пятна и как от них избавиться. Комментирует дерматолог


Татьяна Гапеева,

Брест отпраздновал свой очередной день рождения. По официальной версии, городу исполнилось 996 лет. Но некоторые исследователи говорят о другой цифре. Бресту - 998.

Фото: Брестская газета
В протографе Лаврентьевской летописи есть слово "бестою". Некоторые исследователи расшифровывают его как "Берестье"

При встрече с Анатолием Никитчиком, который наряду с Анатолием Гладыщуком является автором работы "К вопросу о первой датировке Берестья", корреспондент "БГ" отрапортовала заученное школьное: впервые город упоминается в 1019 году в "Повести временных лет". Не все так однозначно, поправил Анатолий Данилович.

Еще до конца 1960-х в научных, научно-популярных исследованиях и публицистике можно было встретить упоминание 1017 года (например, у М.Грушевского, 1906; Н.Н. Ильина, 1957; Н.Г. Бережкова, 1963).

"Среди юбилейных изданий, например, в 1964 году в Минске вышел большой памятный альбом "Брест" тиражом 12 000 экземпляров. Это первое послевоенное издание. Там - 1017 год", - отметил Анатолий Никитчик.

Дата 1019 г. "созрела" к празднованию 950-летия города в 1969-м. Она была принята по Лаврентьевскому списку, который содержит текст "Повести временных лет". На нее указывал еще академик Дмитрий Лихачев, опубликовавший в 1950 году академическое исследование по "Повести временных лет" в двух томах.

Анатолий Никитчик предполагает, что на самом деле Берестье впервые упомянуто не в 1019-м, а в 1017 году

В Лаврентьевской летописи говорится, что после битвы на Альте войско киевского князя Святополка разбито. Он теряет силы, и его "несяхуть и на носилѣхъ; принесоша и къ бестою". Это "бестою" последующие летописцы и писали как Берестье. Но какой смысл вкладывал в него монах Лаврентий и какое отношение это слово имеет к топонимии Киевской Руси, до сих пор неизвестно.

"Почему Дмитрий Лихачев назвал слово "бестою" ошибкой, остается невыясненным. Точно такое слово "бестою" находим в протографе (оригинал, с которого списано другое произведение - прим. авт.), Лаврентьевской летописи. Как ни парадоксально, но слова "Берестье" в статье 1019 также нет", - пояснил Анатолий Данилович.

В протографе Лаврентьевской летописи есть слово "бестою". Некоторые исследователи расшифровывают его как "Берестье"

К тому же, отмечают Никитчик и Гладыщук в своей работе, статья 1019 года в Лаврентьевской летописи была политизирована вставками. "С.М. Михеев в монографии "Святополкъ седе в Киеве по отци" так характеризует это событие. "Ряд обстоятельств заставляет видеть в выделенном рассказе о битве на Альте и о гибели Святополка вставку в первоначальный летописный текст".

Первое упоминание Берестья известно исследователям из Новгородской I летописи старшего извода. В ней указывается, что в 1017 году новгородский князь "Ярославъ иде къ Берестию". Интересно, что второй половиной годовой статьи 6525 (1017) является фраза "и заложена бысть с[вя]тая София Кыеве". В связи со строительством собора различные исследователи называют несколько дат - 1011, 1017 и 1037. "Хроника" Титмара, епископа Мерзебургского, созданная между 1012 и 1018 гг., упоминает его под 1018 годом, когда рассказывает о встрече польского короля Болеслава и опального туровского князя Святополка с митрополитом Иоанном I в святой Софии и ее пожаре: "В соборе святой Софии, который в предыдущие годы по несчастному случаю горел".

Фото: Брестская газета
В Новгородской I летописи старшего извода указывается, что в 1017 году новгородский князь "Ярославъ иде къ Берестию"

В Новгородской I летописи старшего извода указывается, что в 1017 году новгородский князь "Ярославъ иде къ Берестию"

Анатолий Никитчик и Анатолий Гладыщук видят непроясненность вопроса в отношении даты первого упоминания и считают год 1019-й ошибочным, предлагая его откорректировать, так как дата не имеет документального подтверждения. Однако, несмотря на то что исследование опубликовано в 2014 году, мы все еще празднуем 996-летие Бреста...

-10%
-12%
-23%
-40%
-20%
-20%
-70%
-21%
-30%
-50%