Первыми тогда, в августе 1995 года, стали бастовать гомельские водители троллейбусов, которые быстро нашли поддержку в троллейбусных депо столицы. 15 августа началась забастовка в троллейбусном депо № 1 в Минске.

«Вечерний Минск» рассказывал об этом под смачным заголовком «В трансе»: «Вчера в городе долго не ходили троллейбусы. Водители ночной смены, прибыв в два часа ночи с рейсов, не пошли домой, а остались на своих „рабочих местах“ — необорудованных кабинах в стенах депо. Прибывшая утренняя смена поддержала своих товарищей. И в троллейбусном депо начался митинг протеста».

Сообщалось, что основным требованием была выплата зарплаты, которую водителям троллейбусов задерживали уже три недели. Причем недовольные «будут стремиться, чтобы митинг поддержали все рабочие и служащие объединения «Минскгорэлектротранса».

17 августа на дверях Минского метрополитена появились таблички, сообщавшие о том, что станции закрыты по техническим причинам. Упоминается и такая надпись на стекле дверей подземки: «Просим извинить за временное неудобство, добиваемся выплаты зарплаты».

Теперь, помимо машин троллейбусного депо № 1, которые обслуживали проспект Скорины, не работало еще и метро. Большой город добирался на работу пешком. На страницах газет тех дней можно найти заметки о том, что таксисты в разы взвинтили цены на проезд, пытаясь снять «пенки» с событий. Пассажиры жаловались на перевозчиков-хапуг.

«Добравшись пешим ходом на работу, — подчеркивала журналист „Вечернего Минска“, — связалась по телефону с председателем Свободного профсоюза Беларуси Геннадием Быковым».

Тот объяснил: митингующие потребовали отставки своих руководителей, заключения местного тарифного соглашения, компенсации задержки заработанной платы.

«Советская Белоруссия» прямо в длиннющих заголовках подчеркивала двойственное отношение к происходящему: «Забастовка транспортников, несмотря на справедливые требования работников, выглядит тем не менее довольно эгоистичной. В четверг многие городские предприятия и минчане понесли ощутимые материальные потери».

«Народная Воля», сначала сообщившая о том, что метрополитеновцы требуют повышения зарплат, позже извинилась перед читателями за некорректно поданную информацию, связанную со спешкой при сдаче номера, и описала требования работников подземки более детально.

«По словам представителей трудового коллектива, конфликт назревал уже давно. Администрацией метрополитена в одностороннем порядке были изменены условия коллективного договора, что вызвало несогласие профсоюзов предприятия. Решения администрации опротестовывались в различных инстанциях, но на месте разговора не получалось… „Если бы с самого начала руководство принимало участие в переговорном процессе, остановки движения электропоездов могло бы и не быть“, — считают работники подземки. В результате одним из главных требований бастующих стало отстранение от должности руководителя метрополитена. Вторым стало требование к администрации Минского метрополитена и электродепо выполнить условия коллективного договора, а горисполкому — незамедлительно приступить к переговорам по заключению тарифного соглашения. Бастующие не требовали повышения заработной платы или каких-либо льгот для себя», — писала газета.

18 августа было принято заявление Свободного профсоюза Беларуси, которое говорило о том, что транспортники требуют от администрации только одного — «выполнения законов».

Как сообщала «Народная Воля», 19 августа внутренние войска оцепили штаб-квартиры Свободного профсоюза Беларуси, где располагались бастующие.

В те дни присылали письма в поддержку работников подземки профсоюзы других белорусских предприятий. Например, шахтеры Солигорска обещали, что в случае попыток расправы с бастующими «выступят с акциями протеста, вплоть до объявления предупредительной забастовки», — писал «Вечерний Минск».

А вот среди пассажиров, которые остались без удобного способа передвижения, было множество возмущенных. По крайней мере, так сообщали газеты. Вот, например, цитата из письма в «Вечерку» ветерана труда Александры Захаренко: «…В очередной раз удвоят, а то и утроят плату за проезд и востребуют еще большую дотацию. Зарплата в миллионы их не устраивает — требуют больше. Но за чей счет? Журналисты, врачи, учителя, даже профессора и академики не мечтают о той зарплате, которую урывают у государства водители разных видов транспорта. Так пусть бастуют, а бюджетники или безработные могут переквалифицироваться и сесть на их место… А то что ж получается? У неработающих пенсионеров отняли последнюю президентскую милостыню в сумме пятидесяти тысяч рублей, предназначенную было на компенсацию вздорожания молока и хлеба. А минимальная зарплата — ни с места. Впрочем, кто сейчас думает об элементарной справедливости?».

В это же время Свободный профсоюз Беларуси обращался к землякам, заступаясь не только за работников подземки: «Мы обращаемся к правительству с требованием незамедлительно выплатить заработную плату на государственных предприятиях и в бюджетных организациях, — цитирует требование организации „Народная Воля“. — Мы считаем преступлением перед людьми задержку выплаты пенсий, пособий на детей, других социальных выплат. Мы обращаемся к трудящимся г. Минска и республики проявить солидарность с бастующими. Они бастуют за всех рабочих, которых власти стараются приучить работать бесплатно, не выплачивая им по нескольку месяцев заплату», — продолжается заявление. Тогда же президенту и премьер-министру Республики Беларусь Свободным профсоюзом Беларуси было направлено письмо, выражающее «протест против действий президента, которые направлены на ущемление прав работающих пенсионеров».

«Вечерка» рассказывала о том, что с митингующими в троллейбусном депо встречался мэр города Владимир Ермошин. Водителей троллейбусов усмирили выплатой зарплаты уже 18 августа.

Метрополитеновцев же прессовали, показывая, что от них самих мало что зависит: газеты пишут о том, как в срочном порядке переподготавливали железнодорожников и присылали штрейкбрехеров из России: «Руководство метрополитена ожидает прибытия пятнадцати машинистов-инструкторов из Москвы, которые выразили готовность помочь минчанам в трудный час. Они будут находиться в белорусской столице до полной стабилизации обстановки», — писал «Вечерний Минск».

Известно, что за несколько дней забастовки были уволены 58 работников столичной подземки.

Александр Лукашенко критиковал МВД за то, что с бастующими метрополитеновцами излишне церемонятся. Также заявлялось, что забастовка работников минского метро является «актом политического неповиновения, организованным с помощью США».

Как писала «Народная Воля», ссылаясь на Свободный профсоюз, 21 августа, «около 8.30 утра, прямо на улице людьми в черных масках схвачены профсоюзные лидеры Минского метрополитена Владимир Макарчук и Николай Канако».

«Чуть позже, прямо на рабочем месте, „взяли“ и лидера этого профсоюза Геннадия Быкова. Похоже, суд над забастовщиками затянется», — делает вывод «Вечерка».

Арестовывали 21 августа и участников забастовки — работников минской подземки. Газета «Звязда» сообщала о 24 задержанных.

Несмотря на депутатскую неприкосновенность, задерживали на несколько дней и депутата Верховного совета Сергея Антончика. Он был членом БНФ и лидером рабочего движения тех лет.

Печатные страницы рассказывали о том, как проходил первый рабочий день после забастовки: «По самым последним, полученным в полдень 21 августа у начальника электродепо Михаила Климова, данным, еще вчера был сформирован отряд машинистов из 63 специалистов-железнодорожников, прибывших из Орши и Барановичей, — на случай продолжения забастовки. Однако в понедельник утром все машинисты-минчане пришли на работу с заявлениями об отказе участвовать в забастовке. Часть из них сразу же включились в производственный процесс вместе с железнодорожниками-добровольцами. Таким образом, в кабинах электропоездов можно было видеть сразу двух машинистов. Во избежание каких-либо инцидентов в электропоездах находились и стражи порядка».

«Вечерний Минск» после события выдал статью «Вагончик тронулся», где сообщалось: метро снова работает, а в суде «идет слушание дел по иску Минского транспортного прокурора в интересах Минского метрополитена к Свободному профсоюзу электродепо „Московское“ о признании забастовки незаконной, а также по иску троллейбусного депо № 1 к Свободному профсоюзу этого же троллейбусного депо».

В репортаже с суда журналист подмечает заминку, которая произошла во время заседания. Она была вызвана тем фактом, что в акциях протеста принимали участие как представители Свободного профсоюза, так и Федерации профсоюзов Беларуси… Как этот неловкий момент разрешили в суде, не сообщается.

22 августа суд признал забастовку в метрополитене незаконной. На следующий день незаконной признали и забастовку работников троллейбусного депо № 1.

Деятельность Свободного профсоюза Беларуси приостановили уже 21 августа 1995 года. В былом виде и с былой силой он так и не возродился.

Любопытная деталь: похоже, после забастовки транспортников столичное руководство задумалось над оптимизацией транспортной сети. В «Вечерке» в те дни появилось такое сообщение: «Городскими властями подготовлен приказ о предстоящем сокращении на 10% транспортной работы в городе и на 20% — административно-управленческого персонала в производственных объединениях авто- и электротранспорта».

{banner_819}{banner_825}
-30%
-30%
-45%
-15%
-10%
-20%
-60%
-20%
-10%
-80%