/ фото автора,

На горячую линию TUT.BY обратились жители деревни Водовичи Калинковичского района. Весной уволилась продавец, чтобы "даглядаць бальную маці". Сельмаг сразу закрыли, хотя два года назад там был сделан ремонт, пишут они. Сейчас три раза  в неделю приезжает автолавка, но сельчане просят снова открыть магазин - там удобнее отовариваться. Журналист портала выехала в Водовичи, чтобы разобраться в ситуации.



Водовичи в 150 км от Гомеля. Всего здесь две улицы: одна - центральная с асфальтированной дорогой, вторая - в стороне. Сама деревня длинная, протяженностью около четырех километров. Когда-то дома здесь стояли плотно, сейчас расстояние между некоторыми приличное: ветхие хатки, оставшиеся без хозяев, снесли и закопали, будто их и не было. Захоронили и обветшавший клуб.
Деревня Водовичи. Фото Натальи Пригодич

Деревня Водовичи. Фото Натальи Пригодич

Деревня Водовичи. Фото Натальи Пригодич

Деревня Водовичи. Фото Натальи Пригодич

Деревня Водовичи. Фото Натальи Пригодич

Деревня Водовичи. Фото Натальи Пригодич

Деревня Водовичи. Фото Натальи Пригодич

В коллективном письме, которое подписали 60 жителей деревни, говорится, что автолавка Калинковичского райпо сельчан не устраивает. "Машина не всегда прибывает вовремя. Больным престарелым людям приходится подолгу ждать. Другие, не дождавшись, уходят. Неудобно и для тех, кто работает: надо постоянно отпрашиваться с работы, чтобы купить необходимое".



Также в письме сообщается, что перед закрытием магазина работники райпо проводили опрос жителей, но он "выборочный и реальной картины не отражает".

В самом начале деревни мы познакомились с сидящими на лавочке мужчинами. Выяснилось, что Николай и Саша, так они представились, не страдают из-за отсутствия магазина.



- А в чем проблема? - удивились приятели. - Нам автолавка еще и лучше. Она рядом с домом останавливается, не надо бежать на другой край деревни.

Они же и подсказали, что сельмаг - практически в самом конце центральной улицы, "недалеко от фермы, ближе к Огородникам". Мы сразу же направились туда. По дороге встретили Василия Федоровича Сухоноса и узнали, что автолавка его не устраивает.



- Там выбара нету. А ў магазін прыйдзеш, і можна ўсё купіць. Аўталаўка дзесяць ці сколькі дзеравень абслужвае, пакуль яна тыя прадукты правязе па жарэ, там ужо і калбаса такая будзе, - махнул он в сердцах рукой.

В конце центральной улицы, напротив магазина, на лавочке собралось много людей в ожидании нашего приезда. Как выяснилось позже, это были далеко не все сельчане, которые надеются, что магазин снова откроется.



- У магазін прыйдзеш у любое врэмя, разгледзіш, што табе нада. Там усё на віду - іголкі, ніткі, граблі і вёдры, не толькі прадукты. А што тая аўталаўка? Падымаеш галаву, глядзіш - і ничога табе не бачна, - говорят бабушки. - А будзе зіма ці сільны дождж, што тагда?

На двери сельмага - железный засов и три замка. Местные жители говорят, что года три назад его уже закрывали и деревню обслуживала автолавка:

- А магазін наш ішоў пад снос, пад захараненне. Мы сталі пісаць усюды, званілі ў обліспалком - нашлі нам прадаўца, і ён зноў стаў работаць.

Собравшиеся говорят, что для них это больше чем магазин: там можно было встретиться, что-то обсудить, новости узнать.

- У сельмаг прыязджала фельдшар з Бярозаўкі, яна нам даўленне мерала, таблеткі вазіла, а шчас куды яна паедзе? - разводят руками старики, ведь ФАПа в деревне тоже нет. 



По мнению сельчан, торговая точка была нерентабельной, потому что работала только до обеда: "еслі б яна (продавец. - TUT.BY) была тут хаця б часоў да пяці кожны дзень, план бы выпалняла". К тому же было два выходных - в понедельник и субботу. А в субботу, считают они, торговля шла бы бойко, потому что дети и внуки из города приезжают.

- Мы ў суботу садзіліся на лісапеты і ехалі за 2,5 кіламетры ў другую дзярэўню за прадуктами, таму што госці ў хаце, а хлеба не хапала. А шчас аўталаўка ў суботу прыязжае, а потым толькі ў аўторак - скажыце, эта нармальна?



К тому же автолавка не все заказы выполняет, добавляет Михаил Павлович Шенделев. Пока, говорит, машина доедет в конец деревни, "там ужо нічога німа".

Зоя Владимировна Черняк тоже призналась, что скучает по магазину.



- Очень надо магазин, бо я каждый день там была. И новости там все, и продукция свежая - это всё для мяне, - рассуждает она.  -  Наш магазін, як лялька, самі паглядзіце, усе пабелена і пакрашана - красата!

Юлия с грудным малышом на руках рассказала, что живет в Мозыре, а в Водовичи приезжает со своей семьей к маме погостить. Она поддерживает жителей деревни: 

- Если приезжаешь надолго, здесь элементарно смеси детской негде взять. В доме напротив живет семья, там трое маленьких детей, самому младшему семь месяцев, машины у них нет. И как быть? Конечно, магазин надо открывать.



Сельчане рассказали, что обращались в разные инстанции, в том числе и на горячую линию облисполкома. Но проблема так и осталась нерешенной. В частности, такой ответ пришел им из Гомельского облпотребсоюза.



Из других инстанций тоже неутешительные ответы получили.

- Главное управление торговли и услуг облисполкома сообщает, что "функционирование магазина прекращено в связи с его неэффективной работой и несоответствием санитарно-техническим требованиям. Приведение магазина в соответствие со строительными и санитарными нормами требует значительных финансовых затрат. С учетом численности жителей (72 человека) в настоящее время экономически нецелесообразно", - зачитывает ответ Клавдия Константиновна Бондарь. - Какие там затраты? Только два года назад магазин отремонтировали. Вон в Ужинце (деревня неподалеку от Водовичей. - TUT.BY) и людей меньше, и магазин c нашим сравнивать нельзя, там крыша валится - так у них рентабельный, а у нас нерентабельный?



Жители посоветовали не уезжать, подождать автолавку: "Бычыце, якая сёння жара, а там жа халадильника нету". 



Люди не расходились по домам, продолжали обсуждать проблему:

- Вон Юравічы - бальшой населенный пункт, там жыве болей за семсот чалавек, а прадаўцоў туды з Калінкавічай возяць, пачаму б і к нам не вазіць з горада?

Говорят, что писали жалобу в Минск, но оттуда ее прислали снова в Калинковичи.

- Пасля этага да мяне прыехала начальства з райпо, - рассказала Клавдия Константиновна. -  Аўталаўку падагнали к майму дому. "Пакупайце", - гаварят. "Хай мая маці сядзіць без хлеба, есць бліны і картошку, я ў вашай аўталаўке пакупаць не хачу, - сказала я. - Яны аднажды прадалі майму чалавеку заплеснявелы хлеб".

За разговорами незаметно пролетело время. Около трех часов дня послышались сигналы клаксона - приехал магазин на колесах. Рассмотреть, что есть в продаже, и правда не совсем удобно. На видном месте - бананы, сухое молоко, капуста, сушки, семечки. Сельчане покупали хлеб, овсяное печенье, муку...



- Мы хочам, штоб адкрылі магазін, - говорят бабушки. - Машына мінут сорак стаіць. У аўталаўке ўсё дарагое. Нету курэй, рыбы замарожанай, марожанага, ведраў - многа чаго нету. Парашок сціральны толькі дарагі возяць - па 24 тысячы за 400 грамм.



А подъехавший на велосипеде Василий Андреевич Рубан даже слушать не хочет про магазин.



 - Зачэм нам той магазін, а эта што - не магазін? Туды нада стораж, качагар, уборшчыца, прадавец, а тут жа нічога не нада. Аўталаўка прыбыль прыносіць, закажы і ўсё прывязуць, а магазін - адны убыткі...

Однако сельчане, делавшие в автолавке покупки, не поддержали его. Они надеются, что местная власть или райпо все же найдет продавца, и тогда можно будет отовариваться не по графику, а когда возникнет необходимость, "і прадукты бліжэй можна будзе разглядзець, і цэны".
 
Автолавка приезжает в деревню три раза в неделю. Фото Натальи Пригодич

Автолавка приезжает в деревню три раза в неделю. Фото Натальи Пригодич

Автолавка приезжает в деревню три раза в неделю. Фото Натальи Пригодич

Автолавка приезжает в деревню три раза в неделю. Фото Натальи Пригодич

Автолавка приезжает в деревню три раза в неделю. Фото Натальи Пригодич

Автолавка приезжает в деревню три раза в неделю. Фото Натальи Пригодич

Автолавка приезжает в деревню три раза в неделю. Фото Натальи Пригодич

Заехали мы и в Юровичский сельский исполнительный комитет, чтобы узнать, что думает местная власть по этому поводу. Там рассказали, что в настоящее время Водовичи трижды в неделю обслуживает автомагазин - во вторник, четверг и субботу. Так как протяженность деревни большая, для удобства жителей установлено 8 остановочных пунктов, в том числе с заездом на ферму. Можно подать заявки на различные товары, привезут под заказ.



- Конечно, желательно, чтобы магазины были в каждой деревне, но как их содержать? Особенно, если там живет человек пятнадцать, - рассуждает председатель сельисполкома Анатолий Карнеевец. -  В Водовичах прописано 84 человека, но что это значит? С наступлением холодов многие старики уезжают к детям, а на лето снова собираются в деревню. Магазином все население не пользуется: в деревне живут люди престарелого возраста, не каждый в состоянии дойти до него. Мы выезжали в Водовичи несколько раз, заранее сообщая, что будет собрание. Но пришли не все. Тогда мы проехали по маршруту автолавки, беседовали с людьми. Тогда почему-то все отвечали: "Нас автолавка устраивает, она подъезжает прямо к дому".



Анатолий Карнеевец рассказал также, что в трех километрах от Водовичей находится деревня Огородники, там есть магазин, в котором работают два продавца.

- Если кому-то надо, можно на велосипеде или гужевой повозке туда проехать, это ведь одно хозяйство, - говорит он. - Жители этих деревень на одной ферме работают, ездят туда-сюда. Тут рядышком все это.



Председатель сельисполкома заверил, что не стоит вопрос о закрытии магазина в Водовичах для того, чтобы его впоследствии снести:

- Он пока не функционирует, потому что трудно найти продавца. Даже притом что магазин нерентабелен, мы спрашивали у жителей деревни, кто из них изъявляет желание там работать - райпо готово обучать кадры. Они сказали, что такого человека в деревне нет...


Официально

Как рассказали TUT.BY в Гомельском облпотребсоюзе, сельские магазины закрываются в основном из-за их  нерентабельности: "содержать торговую точку в деревне, где осталось мало жителей, экономически нецелесообразно". Еще одна причина - нехватка кадров. В некоторые деревни приходится возить на работу продавцов из райцентра.

Всего на Гомельщине 1 214 малых населенных пунктов не имеют стационарных магазинов. Три раза в неделю эти деревни обслуживают 111 автолавок. "Мы сейчас приобретаем магазины на колесах с новым оборудованием, с холодильными камерами: в прошлом году двенадцать новых машин приобрели, в этом - одиннадцать. Это позволит расширить ассортимент продукции, доставляемой в такие населенные пункты", - сообщили в торговой организации.
-10%
-5%
-50%
-10%
-23%
-20%