/ /

Красный трактор на входе, калийная соль, которую пытаются расколоть на сувениры, постоянные зрители на выступлениях народных коллективов, кулинарные эксперименты с драниками и до 15 тысяч посетителей в выходные дни. О том, как Беларусь представлена на Всемирной выставке в Милане, читайте в репортаже TUT.BY.

Спецпроект TUT.BY «Беларусь на ЭКСПО-2015» рассказывает о Всемирной выставке «Накормить планету. Энергия для жизни» в Милане — самой большой выставочной площадке мира. 20 млн посетителей на площади размером в 154 футбольных поля могут увидеть все самое лучшее, что есть в 145 странах мира. Там же — и павильон Беларуси, который в течение полугода, с 1 мая по 31 октября, презентует нашу страну иностранным туристам, дипломатам, бизнесменам.

О том, как Беларусь представлена на выставке, почему стоит приехать на ЭКСПО-2015 и чем кроме шопинга заняться в Милане — читайте в материалах проекта.

Всемирная выставка ЭКСПО-2015 проходит в Милане с 1 мая по 31 октября 2015 года. За это время ее организаторы ожидают привлечь 20 миллионов посетителей и найти решения фундаментальной проблемы человечества — возможности обеспечить достаточное количество здоровой и безопасной пищи для всех людей на Земле; а страны-участницы надеются увеличить поток туристов и бизнес-контрактов.

Беларусь присутствует на Всемирной выставке наравне с другими 145 странами и является одной из 54-х стран, которые имеют отдельный павильон. Кстати, бюджету и спонсорам он обошелся в сумму около 4,5 миллионов евро, что, впрочем, значительно меньше, чем аналогичные расходы других стран-участниц.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Найти белорусский павильон на Декумано, главной улице города ЭКСПО-2015, несложно. Он расположен довольно удачно: в ближней от входа части выставки, не доходя до павильона Италии.

— Большинство посетителей выставки — итальянцы, и они стремятся дойти до своего павильона, — рассказывает Виктория Дедок, специалист по коммуникациям белорусского павильона. На пути к площади Италии люди проходят мимо Беларуси — и как минимум останавливаются, чтобы подробнее рассмотреть «Колесо жизни».

— Наше колесо привлекает всех. Может быть, не все заходят, но практически все останавливаются, чтобы сделать фото, — продолжает Виктория. — Учитывая многообразие участников и стоимость билета, посетители, конечно, выбирают страны, которые больше на слуху. Мы часто видели, когда гости удивленно смотрели на павильон, решали все-таки зайти. На выходе мы спрашивали у них о впечатлениях. Тут они открывали для себя абсолютно новую страну.

Активная фаза подготовки заняла более двух лет: разрабатывали концепцию, выбирали участников, вели поиск спонсоров. Бюджету и спонсорам павильон обошелся в сумму около 4,5 млн евро

На Декумано Беларусь соседствует с Литвой, павильон которой снаружи представляет собой сдержанный лаконичный «прямоугольник», и Малайзией, представленной оригинальными «семенами».

Подготовка к нынешней Всемирной выставке на уровне страны началась сразу после окончания ЭКСПО-2010 в Шанхае. Активная фаза подготовки заняла более двух лет: разрабатывали концепцию, выбирали участников, вели поиск спонсоров. Сейчас, во время работы в Милане, руководство белорусского павильона старается постоянно придумывать что-то новое.

— Приятно, что итальянская часть нашей команды тоже прочувствовала белорусский дух: они уже и изучают язык, дают новые идеи, — отмечает директор павильона Наталья Кураш. — Для тех, кто хочет работать, представлять и продавать себя, площадка Беларуси всегда открыта.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Пройдя под колесом жизни по руслу реки, посетители белорусского павильона попадают в его основную часть, где они могут узнать о географии, сельском хозяйстве, культуре и кулинарии страны. Эта экспозиция представлена в виде соляной шахты.

На входе гостей приветствует надпись «Добро пожаловать!» и большие традиционные куклы. Это место, где каждый павильон пытается сделать что-то яркое, на фоне чего гости могут сфотографироваться.

Слева на стене — десять ТВ-панелей, на которых показывают короткий фильм о Беларуси. Его действие начинается с утра зимы и заканчивается вечером осени — так зрителям демонстрируется круговорот жизни, годовой цикл, в который вплетены традиции, культура и земледелие страны в разные поры года.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Эффект смены пор года дополняется проекциями на стенах, потолке и полу павильона: здесь расцветают васильки, зеленеет трава, идет снег.

С другой стороны расположены семь тач-панелей, где на трех языках представлена информация о Беларуси по 8 категориям: о стране, природе, сельском хозяйстве, продуктах питания, бизнесе, достижениях, туризме и отдыхе, кулинарии. Использована достаточно простая архитектура презентации, чтобы гостям было просто получать ту информацию, которая их интересует.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Первое, что делают посетители, — знакомятся с положением страны, ее географией. Второе, что их интересует, — это кулинария или продукты питания; здесь они могут узнать о белорусских рецептах. Третье — туризм и отдых.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Павильон украшают льняные рушники, изделия и куклы из соломы. Самая популярная из них — лошадка. Относятся к ней с большим интересом, но очень аккуратно.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Довольно предсказуемо, что многие посетители не знают о Беларуси ничего, спрашивают, часть ли это России. Волонтеры, работающие в павильоне, объясняют посетителям, что Беларусь — отдельное государство, и пытаются помочь иностранцам разобраться с многообразием названий страны: Беларусь, Bielorussia, Weissrussland.

Пэй-пэй и Уай-И из Сингапура провели на выставке четыре дня. В последний день они решили зайти в павильон Беларуси.

— О стране мы раньше не слышали. Сначала зашли на сайт, чтобы почитать о ней. Мы изучили информацию на стендах, было интересно. В Беларусь приехали бы, почему нет? Однажды приедем", — улыбается туристка. — Эти большие камни на входе — соль? В самом деле? Никогда бы не подумала!

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Был случай, когда на вопрос посетителя из Китая «а что это за страна такая? Это же Россия?!» другой посетитель, итальянец, опередив девушек из павильона, с негодованием ответил: «Как, Вы не знаете, что такое Беларусь?..» И стал рассказывать китайцу про Беларусь, какая она замечательная, что там можно делать. Волонтеры были поражены.

Еще одни посетители павильона — Джанпаоло и Пьетро, волонтеры Красного Креста, у которого на ЭКСПО тоже есть свой стенд.

— В свободное время мы посещаем павильоны стран. Знакомимся с ними. О Беларуси раньше не слышали, не знали даже, что такая страна существует. Павильон нам нравится, хотя сразу немного непонятно, что производит страна, что в ней есть. Если проведешь здесь немного больше времени, узнаешь больше. Вы маленькая страна, но важно презентовать себя миру, — говорят мужчины.

Из экспозиционной гости попадают во вторую часть павильона, где находятся ресторан, сувенирный магазин и зал для презентаций.

В жару гости павильона предпочитают бар на улице, но некоторые остаются посидеть в ресторане. Перед тем как покинуть павильон, посетители изучают сувениры и продукты, которые можно купить: творог, икру, алкоголь, березовый сок, клюквенный морс.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— Очень активно покупают лен: скатерти, салфетки, — говорит Виктория. — Пользуются популярностью куклы, магниты с рецептами блюд белорусской кухни на английском. И изделия из соломки — гости из Германии относятся к ним особенно трепетно".

Кстати, этой частью павильона занимаются итальянские организаторы. Они выбирают ассортимент сувениров и устанавливают цены на продукты. Этим, наверное, можно объяснить высокую стоимость «Савушкина продукта» и наличие среди сувениров почему-то вдруг матрешек.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

В белорусском павильоне работают чуть более 20 человек. Команда сборная: половина из Беларуси и половина из Италии. Это администрация, повара, хостес, официанты, бармены, девушки-волонтеры. Всего за шесть месяцев в павильоне поработают 12 волонтеров, они меняются каждые два месяца.

Татьяна, Ангелина, Анастасия и Ольга — студентки из БГУ, МГЛУ и Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины. Они могут пообщаться с посетителями павильона на английском, немецком, итальянском и французском языках.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Чтобы попасть работать на ЭКСПО, студентки заполнили анкету, прошли несколько собеседований. Обязательным требованием для них были приветливость и опыт участия в мероприятиях. Готовиться к работе они начали, еще находясь в Беларуси: готовили экскурсию по стране для иностранцев и самостоятельно изучали информацию о павильоне.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

ЭКСПО-2015 посвящена питанию, поэтому еда здесь — важный элемент презентации стран. За меню в белорусском ресторане отвечают трое поваров: белорусы Алексей и Андрей, а также Данило из Италии, который, по его признанию, «стал белорусом на полгода».

28-летний Данило, или Дэни, как его называют в павильоне, родом из южной Италии. До ЭКСПО он успел поработать в разных ресторанах: «Гауди», который специализировался исключительно на блюдах немецкой кухни, в рыбном ресторане в Больцано, в кейтеринг-службе, где научился «быстрой кухне» — приготовлению вкусных блюд за очень короткое время.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— Чтобы понять вашу кухню и научиться рецептам, я побывал в Минске. Две недели я работал вместе с белорусскими поварами, потом мы продолжали переписываться по электронной почте, потому что у меня было желание научиться готовить хорошо. Я итальянец, но сейчас я представляю Беларусь, поэтому мне захотелось сделать все идеально.

Дэни говорит, что постоянно пытается находить компромисс между традиционными белорусскими блюдами и итальянскими кулинарными тенденциями.

— Мы стараемся пересматривать традиционные рецепты и вносить в них что-то новое, но очень аккуратно. Потому что сильно менять блюдо не очень правильно. Мы экспериментируем, чтобы сделать ваши рецепты более современными, европейскими, чтобы привлечь больше клиентов.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Он называет любимое блюдо белорусов «дранико» на итальянский манер и рассказывает, что вместе с коллегами постоянно экспериментирует над белорусскими рецептами, но в пределах допустимого.

— Еще мы придумываем соусы на основе йогурта, которым хотим заменить сметану. Добавляем разные специи. Сейчас изобретаем мачанку новой версии: со свиной грудинкой, приготовленной при низкой температуре. Специально для ЭКСПО приготовили закуску из 6 типичных белорусских блюд — драников, мачанки, винегрета, рыбы, икры — чтобы дать людям возможность попробовать всего по чуть-чуть.

Драник с икрой и рукколой, который Дэни приготовил по нашей просьбе, даем попробовать случайному прохожему. Он не торопится, медленно разрезает драник, смакует.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— Поздравляю, — наконец слышим мы вердикт, — вашему повару удалось мастерски смешать все ингредиенты. Даже если бы я специально искал недостаток, то не нашел бы его. Это идеально!

Как оказалось, драники — не единственное полюбившееся посетителям белорусского павильона блюдо. Неожиданной популярностью пользуется мороженое, в которое добавляют водку или настойку «Беловежскую». Капля спиртного придает традиционному итальянскому gelato новые вкусовые оттенки.

Начинает играть музыка, посетителей заметно прибавляется. В июле в белорусском павильоне выступает заслуженный любительский коллектив «Живица» из Гомельской области. Песни, танцы, красочные костюмы собирают вокруг сцены небольшую толпу.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

После выступления зрители становятся в очередь, чтобы сфотографироваться с артистами.

— Иногда люди выходят из очереди в павильон Малайзии, с которым мы соседствуем, чтобы посмотреть выступление наших артистов и сфотографировать их, — улыбается Виктория.

С трактором еще интереснее. Часто его приходят рассматривать фермеры, спрашивают, за сколько можно купить, оставляют девушкам из павильона визитки, просят связаться с ними после окончания ЭКСПО и продать им именно этот трактор. В павильоне шутят, что в конце выставки устроят аукцион.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Кроме культурной программы белорусский павильон на ЭКСПО-2015 проводит и бизнес-мероприятия. Деловая программа включает дни каждой из областей Беларуси, когда павильон посещают делегации и заинтересованные в сотрудничестве иностранные бизнесмены, а также Дни белорусской экономики, Дни белорусской науки, День туризма.

Особенно насыщенным будет сентябрь: на этот месяц запланированы Дни города Минска, Дни Могилевской области, Дни науки и, наверное, одно из самых главных мероприятий для каждой из стран — участниц выставки — Национальный день страны.

Национальный день Беларуси пройдет 9 сентября. Он начнется с поднятия национального флага на площади возле пресс-центра, где развевается и флаг Всемирной выставки. За этим, скорее всего, последуют исполнение гимна и выступление творческого коллектива, торжественный парад от входа на выставку к павильону Беларуси. В течение дня павильон будет проводить разные мероприятия, а вечером белорусы планируют организовать большой концерт народных коллективов, в том числе «Хорошек», в живописном Открытом театре.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Всемирная выставка похожа на отдельный город, который живет своей жизнью. Попадая сюда, посетители оказываются в уникальной многоцветной и многоколоритной атмосфере. Как говорят те, кто побывал на ЭКСПО, здесь можно за один день обойти планету.

Провожая нас, в павильоне говорят: «Это неповторимые ощущения. Каждый, у кого есть возможность посетить выставку, должен это сделать. С учетом того, что сейчас она проходит в стране, находящейся достаточно близко к Беларуси». Но пока среди тысячи посетителей, которые проходят через павильон с «Колесом жизни» за час, белорусов — меньшинство.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Вход на ЭКСПО-2015 стоит 39 евро, однако билеты можно купить и в Беларуси — у Национального выставочного оператора «Белинтерэкспо», причем здесь они обойдутся вдвое дешевле.

-20%
-35%
-11%
-10%
-20%
-20%
-5%
-30%
-35%
0072356