177 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Рост ВВП, долгов и заветные «по пятьсот». Кратко о том, как развивалась экономика в последние 10 лет
  2. «Шахтер» добыл волевую победу над «Неманом» и установил новый рекорд чемпионата. БАТЭ проигрывает «Руху»
  3. В обвинении по «делу студентов» прокуроры говорят о санкциях ЕС и США
  4. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  5. Лукашенко говорил, что «несогласных» студентов нужно отчислить, а парней отправить в армию. Где эти ребята сейчас?
  6. Суд по делу задержанной журналистки TUT.BY Любови Касперович не состоялся. Она остается на Окрестина
  7. В программе белорусских каналов на следующую неделю нет «Евровидения». Попробовали разобраться, что это значит
  8. В Гомеле из-за вылетевшего на тротуар авто погибла девочка. Поговорили с экспертами и ГАИ, как защитить пешеходов в таких ДТП
  9. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой». Мнение
  10. Депрессия и 20 лишних кг почти похоронили ее карьеру. Фигуристка, которая была одной из лучших в мире
  11. «Все средства будут использованы». Сколько денег белорусы уже собрали на восстановление костела в Будславе
  12. «Молодежи здесь заняться нечем». История о вынужденном переселении в деревню — по распределению
  13. По центру Минска ранним утром гулял бобр. Рассказываем, что с ним приключилось
  14. Плюс 1363 пациента за сутки. Минздрав опубликовал свежие цифры по коронавирусу
  15. «С такой болезнью живут до 30 лет». История Кати и ее сына Вани с миопатией Дюшенна
  16. Проект указа: садовые товарищества могут стать населенными пунктами. Но не сразу
  17. Медики больше не будут прививать от ковида всех желающих в ТЦ «Экспобел»
  18. «Одна из нас умерла от отека мозга». История девушки, которая с друзьями отравилась мухоморами
  19. Экс-капитана Генштаба за фото документа «польскому телеграм-каналу» приговорили к 18 годам за госизмену
  20. Какая боль в шее особенно опасна и что при этом делать нельзя
  21. «Расходы превышают доходы, нужно еще 10−15 млн». Олексин может выкупить торговый центр «Валерьяново»
  22. «50% клещей заражены». Врач — о клещевом боррелиозе и первой помощи при укусе
  23. Фура и микроавтобус столкнулись под Смоленском — пострадали 13 белорусов, один в крайне тяжелом состоянии
  24. Надежды нет? Прикинули, ждать ли белорусам тепла этим летом
  25. Белорусы «без государства ни черта не сделают»? Собрали примеры, которые доказывают, что это не так
  26. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  27. ГПК: сбор за выезд за границу на машине надо будет оплачивать с 1 июня
  28. Тысячи человек пришли на первый за 30 лет концерт «Кино» в Москве. Показываем, как это было
  29. Открыли TikTok-парк, в планах — расчетно-справочный центр. Как пробуют «оживить» торговый центр «Столица»
  30. Матч между хоккейными сборными Беларуси и Казахстана отменен


/ фото автора /

В минувшую субботу в Национальном аэропорту Минск состоялось необычное мероприятие: из Москвы на Ту-154М прилетели полторы сотни любителей авиации, которых встречали минские споттеры – те, кому разрешают поснимать взлет и посадку самолетов. TUT.BY слетал в Москву за гостями акции и вернулся с ними обратно в Минск.

Организаторами акции "Полет ради полета" выступили авиакомпания "Белавиа", проект Aviator.Ru, Национальный аэропорт Минск и московский аэропорт "Домодедово". Подобную затею устраивали в конце мая для европейских ценителей советской авиаклассики: Ту-154М летал в Женеву, а теперь вот собрал ценителей с восточной части материка: любители съехались из России, Казахстана и даже Японии.

"Белавиа" – крупнейший в мире гражданский оператор Ту-154 (три машины "на крыле"), и хоть на каждый в среднем приходится примерно по два рейса в день, обычному пассажиру попасть на них непросто: они возят туристов в Болгарию и вахтовиков на русский Север. Поэтому акция "Полет ради полета", когда такой редкий самолет поставили на обычный рейс, – это действительно праздник для авиалюбителей.

Желающие лично прикоснуться к легенде и отснять каждый уголок самолета раскупили билеты за месяц, да еще полсотни человек так и остались в очереди: мест не хватило. Из Минска в Москву Ту-154М идет обычным рейсом, лишь несколько представителей "Белавиа" да журналистов поехали встречать споттеров. Пассажиры проходили в салон через телетрап, так что часть из них даже и не догадывалась, что вместо привычного "Боинга" они сегодня полетят на ставшем уже редкостью самолете. Один из пассажиров всю дорогу жаловался, что, мол, опять этот "ушатанное старье" вместо нормального самолета дали. Да, подлокотники действительно немного шатались, однако это не имеет ничего общего с безопасностью полетов.

Ведущий проекта Aviator.Ru Сергей Мартиросян пояснял нам: "Понятия "старый" для самолета не существует. Запомнить это надо и забить на подкорку. Есть понятие "продленный ресурс". Если самолету продлили ресурс, выполнили все необходимые технические работы, связанные с регламентом – он может летать сколько угодно".

Самолет забрался на высоту в 10 тысяч метров и развил максимальную скорость в 930 км/ч, – от взлета до приземления прошло менее 70 минут.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

В Москве наш борт встречают водяной аркой.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

В Домодедово на посадку выстроилось около полутора сотен споттеров – все в ярких тематических жилетках. Вдруг оказалось, что некоторые перронные работники или не были предупреждены, или решили проявить вахтерскую бдительность, - словом, они запрещали фотографировать самолет и зычными окриками загоняли споттеров в самолет. Однако не так-то быстро заполнить полную "Тушку" пассажирами: важна очередность, поэтому, похоже, все авиалюбители успевают сделать нужное число кадров во всевозможных ракурсах.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Дюжина случайных, обычных пассажиров рейса была, вероятно, ошарашена таким числом споттеров в одинаковых жилетках и непрекращающимся щелканьем затворов.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Из Минска в Москву самолет вылетал в солнечную погоду со свежим ветром, а вот обратно вернулся уже в дождь, местами переходящий в ливень. Но водяную арку устроили и здесь. После чего споттеров на автобусах отвезли к удобным точкам для съемки прибывающих и взлетающих самолетов. Ливень то усиливался, то слабел, споттеры стояли на пригорках и караулили самолеты. После нескольких взлетов и посадок других самолетов тот самый Ту-154М с бортовым номером EW-85748, на котором мы прилетели, повез туристов в болгарский Бургас.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

После этого в актовом зале аэровокзала состоялась беседа с представителями аэропорта и авиакомпании. Вместе со споттерами в Минск также прилетел известный летчик-испытатель, Герой России Рубен Есаян. Он рассказал об особенностях управления Ту-154 и о том, что конструктивная "живучесть" самолета позволяет ему при остановке одного из моторов выполнять полет на двух двигателях без необходимости сокращать маршрут. Несколько раз Рубену Татевосовичу приходилось взлетать и садиться на Ту-154 с полос, длина которых почти вдвое меньше необходимых. Самые свежие такие случаи – вылет с закрытого аэропорта Ижма (в 2011-м самолет совершил там аварийную посадку) и перегон "Туполя" с самарского аэропорта Безымянка на полосу закрытого аэродрома Смышляевка (расстояние между порогами ВПП составляет всего 2.300 м).

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Заместитель генерального директора "Белавиа" Игорь Чергинец рассказал, что еще примерно год самолеты Ту-154М будут выполнять полеты, после чего их (в том числе на северных маршрутах) заменят новые Boeing 737-800, которые должны прийти прямо с завода в 2016-м году. Причем эти машины уже будут окрашены в новую ливрею, – затянувшийся было ребрендинг обретет визуальное выражение. А "Тушки" компания постарается проводить "на пенсию" достойным способом. Точно известно, что ни один Ту-154М "Белавиа" не планирует поддерживать в состоянии летной годности на случай вынужденной замены: такое поддержание очень дорого обходится. Поступило предложение из Мюнхена: немцы хотят после списания купить один из самолетов в свой авиамузей.

После мероприятий в аэропорту споттеры отправились в авиамузей Боровая, где получили возможность покататься на вертолете Ми-2. Обратно в Москву они возвращались уже на обычном "Боинге".

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
-10%
-10%
-10%
-10%
-20%
-20%
-25%
-20%