Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Беларусь может стать членом Всемирной торговой организации хоть завтра, если предельные уровни ввозных пошлин на товары будут снижены до минимума, а еще лучше - сведены к нулю, а доступ на рынок услуг - либерализован. Именно эта мысль превалировала в ходе прошедшего недавно в Женеве третьего раунда переговоров, хотя никто ее открыто не навязывал.

В свое время Киргизия воспользовалась советом женевских чиновников, обнулила большинство товарных позиций и полностью открыла свой рынок для импорта. Страна преодолела путь в ВТО за 2,5 года. Однако так и не сделала экономического рывка. Полностью открытая экономика не отменяет демпинговые санкции автоматически и, кроме того, опасна для национальной промышленности не меньше, чем полная экономическая изоляция.

"Мы не в состоянии пойти навстречу этим рекомендациям, поэтому выдвинули встречные предложения - согласовать предельные уровни по чувствительным для Беларуси позициям. Тогда, возможно, мы найдем общий язык по большинству вопросов", - сказал заместитель министра иностранных дел Беларуси Александр Михневич на пресс-конференции по итогам третьего тура переговоров.

На этот раз в Женеве белорусская делегация сделала шаг навстречу ВТО: предложила сократить имплиментационный период снижения ввозных пошлин до 5 лет, а также установить предельные уровни таможенных пошлин по всей товарной номенклатуре. Однако ВТО настаивает на снижении Беларусью тарифов по достаточно широкой гамме товаров до минимального уровня, а порой требует их отмены.

СПРАВКА "БГ". Преимущества присоединения Беларуси к ВТО - стабильность, безопасность и предсказуемость в развитии торговых отношений со 140 странами-членами ВТО, среди которых все основные торговые партнеры Беларуси. Кроме того, это доступ к правовому механизму разрешения споров ВТО для защиты экономических интересов страны. Сегодня потери от антидемпинговых санкций, применяемых к белорусской продукции, составляют $100 млн. Плюс к этому - использование ВТО в качестве инструмента продвижения своих торгово-экономических интересов на рынках стран-участниц ВТО.

В Женеве представители Канады вновь призвали Беларусь присоединиться к "секторальным тарифным инициативам" и прежде всего к Соглашению по информационным технологиям (нулевые ставки таможенных пошлин), инициативе по фармацевтической продукции (нулевые ставки) и гармонизации тарифов на продукцию химической промышленности.

Белорусы конкретно не ответили. "Мы готовы проявить гибкость в демонополизации информационных технологий, но будем жестко отстаивать интересы своих производителей рынка большой химии", - пояснял позже Михневич.

СПРАВКА "БГ". За процесс принятия новых стран в члены организации отвечает Рабочая группа (РГ), которая создается Секретариатом ВТО с целью изучения внешнеторгового режима каждой из стран-кандидатов. 41 страна вошла в РГ ВТО по Беларуси, в т.ч. США, Канада, Швейцария, Япония, Польша, Болгария, Венгрия, страны ЕС.

Беларусь подала заявку на вступление в ВТО в сентябре 1993г. Рабочая группа была создана спустя месяц. Меморандум о начале изучения торгового режима РБ был представлен в январе 1996г. Первое заседание РГ прошло в июне 1997г., второе - в апреле 1998г. Затем в отношениях Беларуси и ВТО наступило затишье. Третье заседание РГ состоялось лишь 5 марта 2001г. Очередное запланировано на октябрь-декабрь 2001г.

Процесс вступления в ВТО считается завершенным, когда Генеральный совет ВТО примет отчет Рабочей группы.

Камнем преткновения в переговорах Беларуси с РГ ВТО остаются все те же уровни ввозных таможенных пошлин, а также доступ на рынок услуг: ВТО не устраивает монополия на рынке услуг связи и затрудненный доступ иностранного капитала на рынок банковских и страховых услуг. Декрет президента N20 от 28 сентября 2000г. практически полностью закрыл иностранным компаниям доступ на рынок страховых услуг. Главный банк страны все еще не может взять на себя обязательства по доступу иностранного капитала на банковский рынок. Причем, как отметили в штаб-квартире ВТО, в декрете "отсутствует экономическая аргументация".

РГ поставила Беларуси "неуд" и за решение Минсвязи о частичной приватизации "Белтелекома" в 2006г. В Женеве никого не интересует форма собственности единственного телефонного оператора в Беларуси. Их не устраивает монополизм на рынке основных услуг телефонной ("Белтелеком") и мобильной (Velcom) связи.

В апреле, как сообщил Михневич, президиум Совмина рассмотрит эти вопросы. В ближайшее время планируется разработать и утвердить концепцию развития в РБ отраслей страхования, банковских услуг и связи, где должны быть экономически обоснованы параметры открытия этих секторов для участия зарубежных компаний. "Необходимо еще раз провести экспертизу нормотворческой базы в соответствии с нормами ВТО и определиться, как снизить монополизацию и допустить в отдельные сектора услуг зарубежных операторов", - обобщил Михневич.

Достижение последнего раунда переговоров - конкретизация запросов со стороны отдельных партнеров. Закономерно, что Швейцарию интересовал рынок финансовых услуг, пошлины на сыры и часы. По словам представителя белорусского МИДа, пришлось долго объяснять, что, несмотря на популярность швейцарских часов, в Минске работает свой огромный часовой завод. Главным аргументом стала численность работников "Луча" - 4 тыс. человек. Оппоненты согласились. Для капиталистической экономики производство с такой численностью должно быть гиперхолдингом. Узнай швейцарцы, сколько часов марки "Луч" продается в год, реакция дипломатов была бы другой.

Конструктивные переговоры с США дали надежду белорусским дипломатам на восстановление режима наибольшего благоприятствования. Беларусь лишилась его летом прошлого года. В мае-июне запланированы двусторонние переговоры в столицах государств-участников РГ ВТО, в ходе которых предполагается вернуться к этому вопросу.

Отдельное заседание было посвящено сельскому хозяйству. При вступлении в ВТО Беларусь должна будет зафиксировать предельные объемы дотирования АПК. Некоторые страны с развитым сельским хозяйством установили такой высокий предел, что теперь не испытывают никакого дискомфорта и давления со стороны ВТО. Однако Беларусь не только не получила свободы действий в этом вопросе, но и натолкнулась на серьезные ограничения. В Женеве помнят о мониторинговой программе МВФ и советуют увязать с ней основные направления реформирования села, а также перейти на более прозрачное финансирование АПК из бюджета.

Бомба замедленного действия может оказаться заложенной в самом факте существования Союзного государства и Таможенного союза. Согласно ст. 24 ВТО, все региональные объединения должны вступать в торговую организацию единым блоком. Напомним, что Россия и Беларусь имеют разные чувствительные позиции в экономике, о таможенной пятерке и вовсе говорить не стоит. Поэтому МИД Беларуси и Минэкономразвития России выражают солидарность в этом вопросе: "Отказ от самостоятельного вступления в ВТО России и Беларуси отодвинет окончание этого процесса еще на несколько лет".

"2002г. может стать завершающим годом присоединения Беларуси к ВТО", - подвел черту прошедшим переговорам Михневич. Естественно, при условии согласия ВТО сохранить предельные уровни ставок по чувствительным для Беларуси тарифным позициям и открытия внутреннего рынка страхования, банковских услуг и связи для иностранных инвесторов.

Белорусская Газета
0058045