178 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Генпрокурор: «Установлены сведения о еще живых нацистских преступниках. Из литовских батальонов СС и Армии Крайовой»
  2. Беларусь лишили права проведения этапа Кубка мира по биатлону
  3. «Одна из нас умерла от отека мозга». История девушки, которая с друзьями отравилась мухоморами
  4. Суд по делу задержанной журналистки TUT.BY Любови Касперович не состоялся. Она остается на Окрестина
  5. «За попытку скрыться». Задержали работника «Белоруснефти», который записал видео против насилия
  6. С чем полезнее съесть шашлык: с майонезом или кетчупом? Главное о здоровье за неделю
  7. Посмотрели цены на рынке «Валерьяново», куда приезжал Лукашенко, и сравнили с Комаровкой
  8. «Белавиа» отменила сегодняшний рейс в Тель-Авив. Полетят ли туда самолеты на следующей неделе?
  9. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой»
  10. Надежды нет? Прикинули, ждать ли белорусам тепла этим летом
  11. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  12. В «Песочнице» засадили овощами новые грядки, теперь полить и прополоть лучок может любой минчанин
  13. Очевидцы сообщили о задержании ОМОНом велосипедистов на Цнянке
  14. «Среди стран Европы хуже только в Молдове и Албании». Изучили статистику по белорусской науке
  15. «С такой болезнью живут до 30 лет». История Кати и ее сына Вани с миопатией Дюшенна
  16. В Гомеле из-за вылетевшего на тротуар авто погибла девочка. Поговорили с экспертами и ГАИ, как защитить пешеходов в таких ДТП
  17. «Скинул 20 кг за 5 месяцев». Белорус рассказывает, как похудел, а потом набрал мышечную массу
  18. Йоханнес Бё души не чает в жене и ребенке. Только взгляните на их семейную идиллию
  19. «Все средства будут использованы». Сколько денег белорусы уже собрали на восстановление костела в Будславе
  20. «Здесь очень скучно». История Марии и Максима, которых по распределению отправили в агрогородок
  21. Замначальника Генштаба рассказал о возможной отработке нанесения авиаударов НАТО по Беларуси и России
  22. В обвинении по «делу студентов» прокуроры говорят о санкциях ЕС и США
  23. Лукашенко говорил, что «несогласных» студентов нужно отчислить, а парней отправить в армию. Где эти ребята сейчас?
  24. И снова умерли 10 человек. Минздрав выдал свежую суточную статистику по коронавирусу в Беларуси
  25. Рост ВВП, долгов и заветные «по пятьсот». Кратко о том, как развивалась экономика в последние 10 лет
  26. Белорусы «без государства ни черта не сделают»? Собрали примеры, которые доказывают, что это не так
  27. По центру Минска ранним утром гулял бобр. Рассказываем, что с ним приключилось
  28. По деньгам выходит дешевле, чем отели. Путешествие на автодоме по Полесью
  29. Какая боль в шее особенно опасна и что при этом делать нельзя
  30. Культурная революция в Китае: как школьники вырезали интеллигентов в рамках «классовой борьбы»


Елена Чернобаева, фото: Вячеслав Коломиец,

В среднестатистическом европейском городе на свал­ку отправляется один грузо­вик мусора в месяц, осталь­ное поступает в переработку. В Гомеле используется толь­ко 12% бытовых отходов. Еще несколько лет назад этот про­цент не дотягивал до пяти.

Фото: Вячеслав Коломиец

За гра­ницей раздельный сбор мусо­ра - это норма, за несоблюде­ние которой грозит штраф. В нашей стране население уве­рено, что за макулатуру, пла­стик и металлолом государ­ство должно заплатить. И оно платит, при этом не перестает взывать к совести потребите­лей, которые недовольны низкими тарифами, спускаемы­ми "сверху" планами по сбо­ру макулатуры и так далее. Все это, считают гомельские заго­товители вторсырья, от непо­нимания остроты проблемы: каждый житель Беларуси, а не только правительство, несет ответственность за экологиче­скую обстановку в стране. Обсудили тему за круглым столом в Гомельском горисполкоме.

Макулатура - это не только газеты

В Гомеле раздельным сбо­ром вторичных материаль­ных ресурсов занимаются три предприятия "Спецкоммунтранс", "Гомельхимторг" и "Гомелькоопвторресурсы". Лидирующие позиции зани­мает "Спецкоммунтранс", так как у предприятия есть свой сортировочный завод, поряд­ка 2,4 тыс. контейнерных площа­док на территории города, око­ло 10 передвижных пунктов приема вторичных материаль­ных ресурсов.

Остановимся на макулату­ре. В 2015 году Гомель дол­жен заготовить более 25 ты­с. тонн этого вида вторсы­рья. На сегодня заготовле­но 35% от доведенного пла­на. Для учреждений и пред­приятий как государственно­го, так и негосударственного сектора, план доводится исходя из специфики их рабо­ты. За невыполнение никого не наказывают. А вот ударни­ков сбора поощряют матери­ально. Среди учреждений об­разования каждый год проходит конкурс.

- Многие гомельчане счи­тают, что макулатура - это в основном газеты и журналы, да еще старые книги, а так как выписывать периодику стали меньше, то и сдавать особо не­чего,
- говорит заместитель директора КУП "Спецком­мунтранс" Александр Нико­нов. - На самом деле это за­блуждение. Газеты, журналы, различные рекламные брошю­ры - это так называемая три­надцатка - макулатура самого низкого качества. Выше всего ценится картонная упаковка, которой с каждым годом ста­новится все больше, потому что производители стараются красиво и качественно представить свой товар. Из упаков­ки впоследствии производит­ся гофрокартон, который реализуется за пределы Беларуси. Таким образом мы зарабатыва­ем стране валюту.

Фото: Вячеслав Коломиец

Непосредственно КУП "Спецкоммунтранс" в этом году должен собрать 5,3 тыс. тонн макулатуры. Такой объем, го­ворит заместитель директора, вмещается в 250 составов по 60 вагонов. И каждый год за­дания растут. В прошлом, на­пример, план у "Спецкоммун­транса" был 4,2 тыс. тонн.

Переработчики макулату­ры у нас местные, туда она и отправляется после сорти­ровки. Это Светлогорский целлюлозно-картонный ком­бинат и Добрушская бумаж­ная фабрика "Герой труда". Их продукция в итоге получается на 20-30% дешевле.

В 2011 году ситуация на этих предприятиях была го­раздо хуже - 30% сырья давал внутренний рынок, 70% приходилось закупать за валюту в России и Польше. Сейчас за­купается только 10%, остальное им поставляют гомельские заготовители.

Стратегический ресурс поставляют цыгане

Заготовкой бытового лома занимается ОАО "Гомельхим­торг".

- Люди сдают отслужив­шие свое кастрюли, сково­роды, металлические забо­ры, даже остовы автомоби­лей,
- рассказывает замести­тель главного инженера Денис Гребенчук. - Всего в 2015 году мы должны собрать порядка 4 тыс. тонн металла, 1,5 тыс. уже собрано. И идет рост. Во­обще сбор металла - сезон­ное занятие, пик приходится на весенне-летний период. А основной процент наших по­ставщиков - это цыгане и люди без определенного места жительства. Для них это свое­го рода бизнес.

Вообще металлолом в лю­бой стране является стратеги­ческим ресурсом. Так как в Бе­ларуси залежей железной руды нет, основной упор делает­ся на вторичную переработку. Собранный металлолом "Го­мельхимторг" сдает "Гомель­вторчермету". Там он сортиру­ется, а дальше отправляется на переработку на Белорус­ский металлургический завод.

Польза и вред пластика

Увеличивается и заготовка полимеров. Это пластмасса, ПЭТ-бутылки и другие поли­амиды. Только "Гомельхимторг" ежемесячно заготавли­вает порядка 40-50 тонн этого вторсырья. За год планиру­ют собрать 500 тонн. Продук­ция очень востребована у переработчиков, поэтому на по­лимеры тарифы для населе­ния в среднем выше, чем на другие виды вторичных ре­сурсов. К примеру, килограмм бесцветной полиэтиленовой пленки может стоить до 1700 рублей (для сравнения - бу­тылка из-под пива стоит до 400 рублей).

Собирать полимеры нужно еще и потому, что они больше других отходов загряз­няют природу. Если макулату­ра разлагается за полгода-год, то ПЭТ-бутылка - порядка тысячи лет. В Гомеле из переработанных полимеров что только не производят - плен­ку, одноразовую посуду, ящи­ки для рассады, тротуарную плитку, заборы и так далее. За­нимается этим, кстати, все тот же "Спецкоммунтранс".

Эксперимент в Советском районе

В начале июня предприя­тие "Спецкоммунтранс" на­чало эксперимент в частном секторе Советского района по раздельному сбору мусора. ПЭТ-бутылки, макулату­ру, стеклобой собирает по субботам специальный мусоровоз. При этом жи­тели, как и раньше, должны выставлять мусор возле сво­их домов, но теперь в отдель­ных мешках.

- В перспективе для раз­дельного сбора мусора пла­нируем производить упаков­ку разных цветов и бесплат­но раздавать жителям частно­го сектора,
- поделился пла­нами замдиректора "Спецком­мунтранса". Если эксперимент себя оправдает, опыт распростра­нят и на другие районы города.

Также "Спец­коммунтранс" предлагает гомельчанам вызывать на дом специальную машину, кото­рая заберет за наличный рас­чет макулатуру, стеклобой и ПЭТ-бутылки. Это можно сде­лать, если хотите сдать от 10 кг вторресурсов. Таких заявок сейчас поступа­ет 6-7 в день, тогда как предприятие способно выполнить их до тысячи.



- На перерабатывающих предприятиях недавно про­шла модернизация, увеличи­лись мощности,
- говорит Александр Никонов. - Поэ­тому и мы свои увеличиваем, работаем практически с колес. Не успеваем отсортировать и спрессовать отходы, как при­ходит уже очередная машина переработчика. Так что объемы переработки увеличивают­ся, чего не скажешь об участии населения в раздельном сборе мусора. Хоть за последние не­сколько лет эти объемы и вы­росли в четыре раза, на сегод­ня 85% смешанных отходов вывозятся на полигоны. Их под Гомелем два.

У каждого свой интерес

Если перед заготовителя­ми ставится задача сохранить окружающую среду, то граж­дане хотят на раздельном сбо­ре мусора еще и заработать.

- В России за вторичные матресурсы населению пла­тят больше. Мы этого себе позволить не можем, потому что должны поддерживать местного переработчика, за­работная плата которого на­прямую зависит от тарифов на вторичные материальные ресурсы,
- объясняет Алек­сандр Никонов. - Но и вы­возить полезные отходы за рубеж тоже позволить не мо­жем. Если это разрешить, то закроются наши местные за­воды-переработчики. А они, в свою очередь, приносят в страну валюту. Вот такой по­лучается замкнутый круг.

Компенсировать затраты помогает государство. В 2012 году было создано учрежде­ние "Оператор вторичных материальных ресурсов", кото­рое аккумулирует средства, поступившие от производите­лей на утилизацию отходов, и распределяет их. В прошлом году учреждение выделило гомельским заготовителям по­рядка 7 млрд рублей, 6 млрд дал облисполком, собствен­ных заработанных средств было потрачено 5 миллиардов.

Батарейки пристроили, на очереди мобильники

Компенсации, поступающие от производителей и продав­цов, помогают решить лишь вопрос переработки "тради­ционных" ресурсов. Что де­лать с батарейками, лампами, а главное, сложной техникой нового поколения, вроде мо­бильных телефонов, местные заготовители не знают.

- Мы можем лишь со­брать все это, но не утилизировать, потому что предприятий по переработке батареек и сложной техники в Беларуси нет,
- объясняет Александр Никонов. - Да и организовывать такое производство смысла нет, оно будет убыточным, потому что пока сбор батареек, например, идет очень медленно. В универмаге "Гомель" за шесть лет удалось собрать всего 300 кг. А у них срок переработки - один год с момента сдачи. Но мы уже договорились с че­лябинским заводом по переработке, обслуживающим всю Россию и половину Китая, и будем возить их туда. Переработка одной тонны батареек на челябинском заводе будет стоить нам 1200 долларов.

Чтобы гомельчане актив­нее сдавали отслужившие свое батарейки и лампочки, считают заготовители, нуж­но, как в России, проводить специальные акции в торговых сетях.

- Принес покупатель ста­рую лампочку, сделайте ему скидку на новую, вот тогда процесс пойдет,
- говорит Александр Никонов. - В этом направлении мы уже ра­ботаем с Управлением тор­говли и услуг Гомельского горисполкома. Но чтобы на­ладить такую систему, торговля должна договаривать­ся с производителями. Это касается и утилизации гад­жетов. Мне как потребителю, например, хотелось бы сдать старый мобильный телефон и купить новый дешевле. Нуж­но брать пример с российско­го "АвтоВАЗа", который объявил акцию: "Сдай старую машину - получи новую" и предоставил покупателям скидку 30%. Сразу россияне стали ездить на отечествен­ных машинах. У нас же нет абсолютно никакой системы.

Чтобы ситуация изменилась, пошевелиться должно Министерство торговли, которое может повлиять на производителя.

Заготовители сходятся в одном: вопрос должен ре­шаться на уровне государ­ства. Оно должно изменять законодательство, расши­рять экологическую ответ­ственность, а не думать, как переработать то, на чем дру­гие заработали деньги. Ес­ли сейчас не поднимать эту проблему, в скором будущем нас завалят испорченными ЖК-мониторами, телефона­ми и планшетами.
-35%
-15%
-20%
-5%
-25%
-10%
-50%
-15%
-10%