Поддержать TUT.BY
145 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Биатлонистка Сола честно рассказала о позиции, народной любви и собственном гнездышке в Новой Боровой
  2. «Все больше откусывают парк». Как там стройка Национального стадиона и чем она тревожит местных
  3. Тысячи сотрудников «Нафтана» и «Гродно Азота» могут не получить допуск к работе по медицинским показаниям
  4. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  5. «Когда умирают такие люди, говорят, что уходит эпоха». Друзья и коллеги — о «песняре» Леониде Борткевиче
  6. Euronews прокомментировал прекращение вещания в Беларуси
  7. «В Беларуси не ценил того, что имел». Физик отчислился из БГУ и изучает бозон Хиггса в Германии
  8. КГБ сообщил о задержании Костусева и Федуты «по подозрению в совершении преступления»
  9. Минздрав временно запретил ввозить и продавать в Беларуси некоторую продукцию NIVEA. Что говорит торговля?
  10. Это последние дни, за которыми что-то наступит. Чалый рассуждает о настроениях разных белорусов
  11. «Самая длинная 16 сантиметров». Дома у минчанки живут 34 улитки. Смотрите, какие они красивые
  12. Уролог объясняет, как не пропустить признаки одного из самых частых заболеваний почек
  13. Польша опровергла сообщение Минобороны Беларуси о нарушении границы
  14. Купаловский восстановит поставленный 20 лет назад спектакль. Названы фамилии новых актеров
  15. «Самое благоприятное время для продавцов». Что происходит на вторичном рынке квартир в Минске
  16. Умер «песняр» Леонид Борткевич
  17. Теплое начало недели, а потом — похолодание. Прогноз погоды на ближайшие дни
  18. Герасименя продала на аукционе золотую медаль чемпионата мира
  19. Украина ввела дополнительные ограничения на границе с Беларусью
  20. «На претензии отвечали: „Вам что, жалко?“». Как Gastrofest боролся с клонами фестиваля
  21. Бывшая жена Ивана Вабищевича: «Когда увидела интервью Вани о нашем расставании, у меня был шок»
  22. Третья волна. В Беларуси растет количество заразившихся COVID-19 и пациентов с тяжелыми пневмониями
  23. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  24. Цена биткоина впервые в истории превысила 62 тысячи долларов за монету
  25. С 13 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  26. Известный ученый оказался в эмиграции, а Федута — в КГБ. Что происходит в стране 13 апреля
  27. Секондам запретили продавать новые вещи. Как рынок б/у одежды отреагировал на нововведение
  28. «Фокусируюсь на великой цели по примеру Маска». Как сын Израилевича попал в список «Форбс»
  29. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  30. «Мне говорили: «Лучше бы ты мужа нашла и варила ему борщи!». История молодой трактористки Наташи


/ Фото: из личного архива Григория Померанцева,

Национальное агентство по туризму возглавил Григорий Померанцев. 15 лет он проработал в авиакомпании AirBaltic, два года коммерческим директором в аэропорту Толмачево в Новосибирске, а также запускал бюджетные авиалинии в Грузии. В Минск приехал с должности председателя правления Рижского бюро по развитию туризма.

Фото из личного архива Григория Померанцева
Григорий Померанцев, 41 год, женат, воспитывает троих детей. Знает белорусский, русский, английский, немецкий и латышский языки.

История успеха: AirBaltic, Рижское бюро по развитию туризма, аэропорт Новосибирска и FlyVista

В Нацагентство по туризму Григория Померанцева пригласил заместитель министра спорта и туризма Беларуси Михаил Портной. До этого карьера менеджера развивалась в Латвии, России и Грузии.

Григорий родился в Новосибирске. Когда был ребенком, вместе с семьей переехал в Рогачев Гомельской области. Молодой человек окончил Минский государственный лингвистический университет, получив специальность преподавателя английского и немецкого языков.

Фото из личного архива Григория Померанцева
В составе жюри Третьего Международного фестиваля территориального брендинга OPEN, июнь 2014 года, Минск

В середине 90-х годов в Минске открывали представительство Скандинавских авиалиний, и Григория буквально со студенческой скамьи пригласили в команду, которая запускала авиарейс Минск - Копенгаген. Примерно через полгода рейс закрыли, а развитие бизнеса SAS сконцентрировал на дочерней компании – AirBaltic. Померанцев возглавил представительство авиакомпании в Беларуси.

В конце 90-х в условиях экономического кризиса AirBaltic закрыл рейсы из Риги в Минск, Москву и Варшаву. Померанцева пригласили продолжить работу в авиакомпании в Риге. Там на разных должностях, в том числе возглавив департамент маркетинга и продаж, он трудился до 2012 года. За это время, по его словам, флот вырос с трех самолетов до 34, а количество направлений увеличилось с девяти до 70.

В 2009 году при активном участии авиакомпании, Рижской думы, Ассоциации турагентств и Ассоциации гостиниц и ресторанов Латвии в Риге создали проект Live Riga. Фактически под этим брендом работает бюро по развитию туризма, где Померанцев в начале 2012 года стал председателем правления.

– AirBaltic в этом проекте стала движущей силой. Чтобы продавать билеты на авиарейсы, нужно было позиционировать Ригу, – говорит он.

Фото из личного архива Григория Померанцева
Проект Live Riga удостоен Grand-Prix Первого Международного фестиваля территориального брендинга OPEN, июнь 2012 года, Минск

Закончив работу в авиакомпании и курируя проекты удаленно в Live Riga, в течение двух лет Померанцев был коммерческим директором в международном аэропорту Толмачево в Новосибирске.

– Когда я получил это предложение о работе, AirBaltic уже национализировали. Я подумал, что пришло время перемен и надо дать возможность другим людям поработать в новой ситуации. Приглашение в Новосибирск было знаковым. Этот город третий по величине в Российской Федерации, аэропорт Толмачево – шестой в России по количеству пассажиров, отмечает он.

Фото из личного архива Григория Померанцева
Григорий Померанцев с семьей

Жена и трое детей Григория все это время жили в Минске. На протяжении работы в столице Латвии он летал к родным по выходным, из Новосибирска это делать стало сложнее, так как на перелет уходило больше времени:

– Я понимал, что семью перевозить в Сибирь вряд ли стану. А сам – сколько ты можешь летать? Поэтому поставил цель за два года поделиться наработками, рекламными и маркетинговыми идеями, реорганизовать работу коммерческой службы, создать предпосылки по созданию трансферного потока – и двигаться дальше.

В 2014 году Померанцеву предложили работу в Грузии запустить бюджетные авиалинии FlyVista. Была идея занять нишу обанкротившейся на тот момент компании Fly Georgia.

Однако в конце 2014 года лоукост приостановил полеты по нескольким причинам. Во-первых, акционеров интересовали рынки Ближнего Востока, а Грузия ввела визовый режим со многими странами того региона и, например, пассажиропоток на рейс Тбилиси - Тегеран ушел на ноль с полной загрузки в течение нескольких недель.

Во-вторых, ожидаемых подвижек в плане сообщения с Россией летом и осенью прошлого года не произошло, они появились только весной этого года.

В-третьих, в авиакомпании большие надежды возлагали на украинское направление, так как Грузию и Украину связывают тесные этнические, культурные и исторические связи. Но рейс Тбилиси - Киев запустили, по мнению Померанцева, в неподходящее время – после того, как на Донбассе сбили Малайзийский боинг. Воздушное пространство над Донбассом и Крымом закрыли, а из-за того, что эту территорию нужно было облетать, время полета увеличилось на час. Цена на билет также выросла.

Что делать с визами, лоукостами и ценами в гостиницах?

Григорий Померанцев сегодня исполняет обязанности директора Национального агентства по туризму. Он пока не озвучил идеи, которые могут воплотить в жизнь, но высказаться по поводу некоторых важных аспектов развития внутреннего туризма согласился.

Фото из личного архива Григория Померанцева
Григорий Померанцев с российским журналистом Леонидом Парфеновым во время его визита в Ригу, май 2010 года

Он уверен, что сегодня туристической отрасли в Беларуси нужна консолидация. Только так можно продвигать отдых в Беларуси как бренд.

– Сейчас много инициатив по созданию туристических объектов, турпрограмм... Очевидно, что отрасль нуждается в объединении под единой идеей, чтобы использовать ресурсы каждого игрока туристической цепочки, – говорит он.

Померанцев уверен, что в плане внутреннего туризма нужно четко расставить приоритеты. Среди основных из них является турист из России:

– Более 70% туристов в Беларусь приезжают из России. Здесь в том числе играет роль фактор транспортной доступности. Сегодня в Москву осуществляется несколько авиарейсов в день плюс есть сообщение с Санкт-Петербургом и Екатеринбургом.

Фото из личного архива Григория Померанцева
Во время турнира по футзалу в Новосибирске, 2013 год

Также, по его мнению, стоит привлекать туристов из Западной Европы, в первую очередь из стран-соседей – Литвы, Латвии и Польши. Но не стоит оставлять без внимания страны Ближнего Востока и Китай, который уже связан с Беларусью прямым авиасообщением.

Еще один вариант увеличения турпотока в Беларусь – развитие трансферной составляющей. Но это сделать сложно без решения визового вопроса. Речь идет о том, что, например, жители Западной Европы, которые летят в Россию, Казахстан, Азербайджан или Грузию могли бы останавливаться в Беларуси и выходить в город без визы:

– Если им дать возможность провести 72 часа без визы в Беларуси, то страна получит экономическую выгоду. Немец, летящий в Казахстан, или британец, направляющийся в Грузию через Минск, может иметь возможность выйти без визы в город и провести здесь два-три дня, потратить деньги в ресторанах, гостинице, купить сувениры и что-то из белорусской продукции… Вот она экспортная составляющая.

Померанцев убежден в успехе этой идеи, так как подобный проект как минимум уже реализуют в Санкт-Петербурге, где пассажирам круизных лайнеров можно выходить на берег и находиться в городе без визы.

Также Померанцев считает себя сторонником либерализации авиационного рынка:

– Мы пережили ее в Латвии в 2004 году, когда министр транспорта пригласил лоукост Ryanair открыть базу в Риге. Это был прецедент в истории, когда государство, которое являлось главным акционером у авиакомпании, пригласило на рынок конкурента. Для нас это было болезненно. Но авиакомпания выдержала, отыскав новые ниши и инструменты работы. В итоге от этого выиграли все участники турсообщества.

Померанцев понимает желание в Беларуси поддерживать национальную авиакомпанию, но говорит, что в таком случае есть опасность создать монопольную среду:

– Здесь нужен здоровый компромисс. Например, я вижу вариант не запрещать другим авиакомпаниям летать туда, куда национальная авиакомпания летать не хочет. Такими направлениями могут быть Китай, Дубай, города Юго-Восточной Азии, Северной Америки, Европы и России…

Фото из личного архива Григория Померанцева
Григорий Померанцев с руководством международного аэропорта Киев перед инаугурационным рейсом авиакомпании FlyVista Тбилиси-Киев

По поводу белорусских гостиниц он уверен, что они могли бы использовать возможность увеличения турпотока, привлекая клиентов за счет более гибкой ценовой политики:

– У нас коммерсанты, продавцы, маркетологи всегда были на вторых ролях, на первых – контролеры и бухгалтеры, которые держали планку и требовали выполнения норм прейскуранта. В условиях рыночной экономики – это совершенно нежизнеспособная модель. Отельный бизнес, как и авиационный, строится по принципу управления доходами. Там цены варьируются не только в зависимости от категории номера, а еще и с точки зрения временных рамок и заполняемости отеля. Если отель не заполняется и есть маркетинговый анализ, что в конкретный период номера за эту цену не продаются, почему их не предложить дешевле?

Основные направления, которые, на его взгляд, стоит продвигать – это санаторно-курортный туризм, путешествия военной тематики, сельский туризм, поездки по историческим местам, замкам и костелам, экскурсии по Беловежской пуще и отдых в Минске.

– Минск – интересный город. Здесь можно замечательно провести выходные, – уверен он.
-99%
-99%
-15%
-20%
-40%
-30%
-25%
-45%
-25%
-10%
-26%
-50%