1. Трехкратный восходитель на Эверест — о рисках, очередях к вершине и коронавирусе на такой высоте
  2. «С большой вероятностью после Лукашенко не будет преемственности». Эксперты о знаковом декрете
  3. «До переезда я думал, что это типичный Техас с перекати-поле». Белорусы — о жизни в Остине
  4. В Могилеве начался суд над Павлом Северинцем и другими, он закрытый. Всех пришедших поддержать выгнали из здания
  5. Парень, который выжил. История 23-летнего Антона, который после ДТП 43 дня провел в коме и выкарабкался
  6. С 13 мая снова дорожает автомобильное топливо
  7. «Общество заточено на «откаты». Откровенный разговор с архитектором о строительстве частных домов
  8. Журналиста TUT.BY Катерину Борисевич перевели из Жодино в СИЗО Могилева
  9. «Парни, подкатывая, просят посоветовать пилу». История лесоруба Вики
  10. Семье Ромы, который спас брата из горящего дома, выделили арендное жилье
  11. Прогноз погоды на короткую рабочую неделю
  12. Остаться одному после 67 лет брака. Поговорили с героем, чья история любви год назад восхитила читателей
  13. Против беззакония и насилия. Девушки в белом гуляют по Минску уже девять месяцев
  14. Один из лучших минских спектаклей этого сезона. Почему надо посмотреть «Записки юного врача»
  15. Белорусские сигареты почти на 2 млн долларов задержали в Польше
  16. В Беларуси — сильная геомагнитная буря
  17. «Боялись последствий со стороны банка». Что говорят в суде над топами Белгазпромбанка взяткодатели
  18. Стрельба в школе в Казани: погибли 9 человек
  19. В Green City открывается фудкорт. Первым там заработает «МакДональдс», будет и новый для Минска бренд
  20. Дерматолог — о влиянии гель-лака на кожу и ногти, тревожных симптомах и противопоказаниях
  21. «Спасите семью от развода». Подборка самых необычных объявлений о продаже авто
  22. Самое лютое соперничество в женской «фигурке» закончилось нападением. В Голливуде об этом даже сняли кино
  23. Выходец из БРСМ стал новым директором Оперного театра
  24. Многие известные люди поддержали перемены и осудили насилие. Что с ними теперь?
  25. Эксперт поделился секретами, как легко и эффективно можно почистить газовую плиту
  26. «Таких цен никогда не было». Древесина ставит рекорды по стоимости во всем мире. А что у нас?
  27. Между израильтянами и палестинцами опять война? Разбираем очередное обострение на Ближнем Востоке
  28. Мэр израильского Лода заявил о полной потере контроля над городом. Нетаньяху ввел режим ЧП
  29. В чем секрет храма в Будславе и что о нем надо знать. Вопросы и ответы о костеле, пережившем пожар
  30. Дело Тихановского и Статкевича будет рассматривать Гомельский областной суд


/ /

Тачскрин вместо школьной доски, на партах – планшеты, решение задач отправляют учителю по электронной почте. В последние дни учебного года мы побывали в единственной в Беларуси гимназии со смарт-классами. Здесь детей готовят к жизни в окружении информационных технологий.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

5 класс. Дети все вместе могут писать на доске, не вставая с мест

Мы пришли на урок математики в 5 класс гимназии № 10 Минска. У каждого из ребят на столе лежит свой планшетный компьютер.

Начинается урок с обычных вопросов по пройденному за год материалу. Пятиклассники вспоминают виды текстовых задач на совместную работу и на движение и формулы для расчета значений. Да-да, именно формулы, как в физике. "Чтобы узнать объем сделанной работы, надо производительность умножить на время работы", – отскакивает от зубов у Паши.

"В математике сейчас как решают задачи? Сначала составляют физическую модель (совсем как формула в физике. – TUT.BY), только потом решают задачу, подставляя данные из условия", – поясняет учитель.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Учитель математики Илона Белахонова пришла на работу в гимназию № 10 Минска сразу после окончания университета и работает здесь четвертый год. По образованию она математик и информатик. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Условия берут со своего сайта, который называется "Смарт-класс". Сайт для занятий сделала сама Илона Белахонова на бесплатной платформе для создания сайтов.

"Там три задачи, после каждой я оставила пустую страничку. К каждой задаче нужно составить физическую модель. Кто успеет – составит три модели".

Решать задачу на движение катера "к доске" зовут Лешу. Правда, вместо доски в этом классе стоит сенсорный мультиборд – такой огромный планшет.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

"Это шеститочечный мультитач-дисплей (на шесть точек касания одновременно. – TUT.BY): шесть учеников могут выйти к нему и "писать" вместе, – рассказывает учитель. – При этом своими действиями ребята не будут мешать друг другу". Сразу трое к доске выходят часто.

Мультиборд и компьютер учителя связаны с планшетными компьютерами всех 26 учеников класса. Дети могут поднимать руку простым касанием. То есть ребенок у себя на планшете нажимает "кнопку", и учитель видит всех желающих ответить.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

"Я могу транслировать решение конкретного ребенка остальным или на большой экран, могу запретить им "писать" на своих планшетах, а могу всем разрешить исправлять ошибки на мультиборде", – рассказывает Илона Белахонова. Любой ребенок тоже может вводить данные на электронной доске, не вставая со своего места. "Я блокирую доступ к мультиборду для всех и даю одному ученику право "писать" на нем".

Вся система работает по беспроводному интернету (Wi-Fi). Специально для этого класса приобретали мощную "точку", говорит учитель.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Но сегодня с интернетом нелады: у троих учеников сайт не грузится. "Может быть, проблема на сервере". Учитель решает не звать системного администратора: "У кого сегодня такое случилось, выполняйте задания на листочке".

Неурядицы приучают детей к неидеальным условиям. "Отрубленные" от интернета дети из смарт-класса не выпадают из учебного процесса.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Леша у доски открывает файл с готовыми инструментами: стрелками, формулами, картинками. И составляет из них физическую модель для решения задачи.

Ребенку не нужно брать в руки мел и линейку. Ученикам на таком занятии не понадобятся ни циркуль, ни транспортир. Из готовых инструментов в электронном виде рисунок делается за считаные секунды.

"Они, конечно, приносили на занятия линейки-транспортиры, потому что нужно руками все прочувствовать, – рассказывает Илона Юрьевна. – А когда мы научились чертить, зачем делать это, как в прошлом веке? На планшет устанавливается приложение, которое определит и диаметр окружности, и градус угла. Все это сильно экономит время".

В готовую физическую модель Леша подставляет значения из условия задачи.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Решение задачи загружают в PowerPoint, программу для подготовки презентаций.

"Можно было делать все и в "ворде", – говорит учитель. – Но я хочу, чтобы решение задачи было красиво оформлено".

Последний шаг для Леши и всех остальных ребят – отправить презентацию с решением задачи учителю по электронной почте.

"Дети, не ленимся. Учеба, конечно, подошла к концу. Но вдруг оценка за четверть понизится или повысится – такое тоже может быть!" – подбадривает ребят учитель.

В конце урока дети проходят тест на обучающей платформе Moodle. Moodle – веб-приложение, на котором можно создать свой сайт для онлайн-обучения. Каждый ученик "заходит" на свою страницу и там выполняет тест.

Домашнее задание дети получат в виде электронной рассылки. Правда, и дневники у этих ребят есть.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Оборудование закупали за родительские деньги. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Обычно за планшетными компьютерами дети проводят только 25 из 45 минут урока. "Сегодня нам просто хотелось показать вам больше", – отмечает учитель. Заниматься дольше отведенного времени – нагрузка на зрение. Поэтому половину урока дети пишут в тетради. И учитель проверяет домашние задания как в тетрадях, так и в электронной форме.

На планшетах дети чаще всего делают тесты и открывают электронные учебники.

Смарт-классу, в отличие от других, почти на всех уроках учителя разрешают пользоваться учебниками в электронном виде. Поэтому в портфелях этих детей лежат планшет и всего несколько книг – на случай, если девайс разрядится.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Уже сегодня учителя видят: их проект приносит плоды. "Этот класс на порядок выше остальных", – говорит Илона Белахонова. Недавно ребята участвовали в международной олимпиаде по математике. 12 человек из класса – призеры. Есть первые, вторые и третьи места. В олимпиаде все проходило дистанционно: регистрация, оплата и выполнение самих заданий. На недавней городской олимпиаде "В мире математики" среди команд учебных заведений Московского района смарт-класс занял первое место.

Уже сейчас – робототехника, с 6 класса – программирование

Со специальной интерактивной электронной системой 5-й смарт-класс работает только на занятиях математики и физики. На других предметах так активно гаджеты не подключают. "Боимся перегрузки", – говорит учитель.

В качестве факультативов у ребят дополнительно идет математика, физика, английский язык и робототехника. Уже в 6 классе к стандартному часу информатики (по обычной школьной программе) у этих детей добавится 1,5 часа факультативного программирования – гимназисты будут учиться создавать сайты.

Кроме того, по всем предметам учителя активно используют возможности дистанционного обучения. Педагоги отбирают и "загружают" в систему Мoodle тренировочные и контрольные тесты, олимпиадные задания и данные для самостоятельного изучения. "Я "забрасываю" на платформу материалы по всем урокам, – говорит Илона Белахонова. – Если ребенок пропустил занятие – может посмотреть презентацию".

Это не единственный смарт-класс в гимназии

Учебный год по смарт-программе оканчивают и… первоклассники. Но они пока с девайсами не знакомятся. Закупка оборудования начнется со второго класса. Пока смарт-малыши, в отличие от обычных гимназистов, дополнительно занимаются математикой и литературным чтением.

"Литературное чтение нужно для того, чтобы дети учились говорить. В перспективе дополнительные занятия по литературному чтению будем вводить и для 6-го смарт-класса: чтобы дети могли не только работать за компьютером, но и объяснить свое решение".

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

В смарт-классы детей специально отбирали. И "первоклашки", и "пятиклашки" перед началом учебного года проходили специальный тест: первые – на логику, вторые – по математике.

Идея и грант Мингорисполкома

"Какое-то время назад мы задумались, как перейти на новый уровень преподавания, обучения. Мы считаем, что должны внедрять что-то новое, интересное. Нам хочется, чтобы нашу гимназию знали, в ней хотели учиться", – рассказывает Илона Белахонова о том, как создавался проект.

На первом этапе педагоги провели анкетирование среди родителей и детей своей гимназии. Узнали: самый большой интерес есть к математике и физике.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

До сих пор профильные направления в 10-й гимназии, как и по всей Беларуси, были только в 10-11 классах.

"Мы решили определить уклон раньше. Ведь и хорошие места на олимпиадах нам нужны не только от десяти-, одиннадцатиклассников. Мы решили отобрать умненьких детей и запустить такой проект с интерактивным изучением физики и математики", – рассказывает учитель.

Позже представители гимназии защитили свой проект перед руководством города, тогда же и получили грант на его развитие.

"Смарт-класс есть только у нас, больше в Беларуси такого нигде нет", – с гордостью говорит Илона Белахонова. С нового учебного года 10-я гимназия наберет еще один пятый и еще один первый смарт-классы. Так, здесь будут учиться уже 4 уникальных класса ребят.

А в 2017 году гимназия № 10 Минска станет первой в Беларуси смарт-гимназией.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
-5%
-25%
-10%
-40%
-30%
-10%
-10%
-10%
-10%
-20%
-7%
-12%
0069757