/ /

Беларусь должна провести структурные реформы в высшем образовании, изменить ситуацию со студенческим самоуправлением, мобильностью учащихся и преподавателей. Об условиях, на которых нашу страну приняли в Болонский процесс, в эксклюзивном интервью TUT.BY рассказал руководитель департамента образования Совета Европы Шур Берган. На выполнение требований Беларуси дали три года.

Фото из Facebook.com
Фото из Facebook.com

Пошаговый план действий, которые должна реализовать наша страна, прописали в так называемой Дорожной карте. В ней указаны три срока. К концу этого года Беларуси нужно обозначить, что конкретно будет предпринято. В следующий раз отчитаться об успехах нужно будет в 2017 году. Итоговый доклад о выполнении условий Дорожной карты Беларусь должна предоставить на конференцию министров образования в 2018 году.

"Надеюсь, что условия Дорожной карты будут выполнены, и наши отношения будут развиваться в атмосфере сотрудничества, – говорит глава департамента образования Совета Европы. – Если с Дорожной картой возникнут какие-то серьезные проблемы, то в 2018 году министрам придется принять меры, исходя из этих трудностей".

Шур Берган подчеркивает, что в Дорожной карте Беларуси нет дополнительных условий, кроме тех, которые выполнили и другие страны, вступившие в Болонский процесс. "Она (Дорожная карта. – TUT.BY) просто четко обозначает то, чего Беларусь обязана достигнуть, в какие сроки это должно быть сделано".

Некоторые из пунктов Дорожной карты Беларусь уже начала реализовывать, отмечает Берган.

Единственное, что отличает процесс вступления нашей страны в общеевропейское образовательное пространство, – это предусмотренные инструменты влияния на Беларусь в вопросе выполнения выдвинутых условий. Например, один из инструментов – это необходимость отчитаться о достигнутых целях в 2018 году. Кроме того, в рамках наблюдательной группы Болонского процесса создадут небольшую рабочую группу, которая будет работать с Беларусью, рассказывает Шур Берган.


Что указано в Дорожной карте

Беларусь должна назначить рабочую группу и создать национальную систему квалификаций (степеней, таких как "бакалавр", "магистр", "доктор". – TUT.BY). "Это, насколько я понимаю, уже делается", – отмечает руководитель департамента образования Совета Европы.

Далее эта группа представит свои разработки на рассмотрение агентства по обеспечению качества в образовании.

Кроме того, рабочая группа должна проанализировать действующее законодательство и определить, нужно ли Министерству образования выдвигать предложения по законодательным изменениям относительно академической свободы, автономии университетов и других, учитывающих принципы Великой хартии университетов (Magna Charta Universitatum).

В целом положения Дорожной карты касаются структурных реформ, активности и мобильности студентов. Это ключевые положения Болонского процесса.

"И, конечно, Беларусь, как и другие участники, назначит своего представителя в наблюдательной группе Болонского процесса. Между Беларусью и представителями наблюдательной группы Болонского процесса будут постоянно проходить обсуждения процесса внедрения положений Дорожной карты. Это не нечто драматичное, а просто логическое следствие того, что Беларусь присоединяется к Болонскому процессу позже других стран", – говорит Шур Берган.

– Изменила ли Беларусь свою систему высшего образования с 2010 года, когда она впервые подала заявку на вступление в Болонский процесс?

– Об этом трудно судить, потому что ситуация в 2010-2011 годах была особой из-за президентских выборов, тогда много преподавателей и студентов были арестованы за свою политическую деятельность.

Нынешний национальный доклад создает впечатление, что некоторые положительные изменения уже происходят. Я не знаю, в какой степени они уже воплотились в законодательной практике, но, кажется, что происходящие изменения – это шаг в правильном направлении.

В 2011 году я, как и большинство других людей, был против вступления Беларуси в Болонский процесс, но я верю, что принятие Беларуси сейчас с Дорожной картой – это правильное решение, которое я совершенно точно поддерживаю.

– Какие выгоды принесет стране вступление в Болонский процесс, ведь очевидно, что наша система образования очень отличается от европейской?

– Надеюсь, что присоединение Беларуси к европейскому пространству высшего образования будет означать, что образовательные политика и система страны приблизятся к европейским стандартам.

Также верю, что структурные реформы позволят сделать национальные квалификации более совместимыми с квалификациями других стран Болонского процесса. А присоединение Беларуси к единому образовательному пространству повысит академическую мобильность: и студенты, и работники белорусских вузов будут чаще стажироваться в других европейских странах, а представители европейских стран станут чаще приезжать в Беларусь на учебу или работу. Кроме того, мне бы хотелось, чтобы ситуация с академической свободой и полномочиями вузов также изменилась в лучшую сторону по европейскому образцу.
{banner_819}{banner_825}
-20%
-25%
-30%
-30%
-20%
-20%
-40%
-10%
-10%
-10%