По неофициальной статистике, сотни здоровых детей в стране занимаются по индивидуальному учебному плану. Почему родители выбирают частные уроки, сколько они стоят и что думают об этом психологи и специалисты Минобразования? Об этом в материале газеты "Рэспубліка".
 
Фото: respublika.sb.by
У Елены Шевченко три дочери: "Хотела бы, чтобы и младшие в будущем были на индивидуальном плане". Фото: respublika.sb.by

Наверняка большинство школьников позавидует десятилетней Марии Шевченко. По утрам она не спешит на занятия, не сидит днем за партой, не конспектирует за учителем. А все потому, что девочка находится на индивидуальном обучении: в школу не ходит, уроки учит дома, а раз в четверть приходит на контроль в учебное заведение. Но так ли все радужно?

"Старшей дочери учеба давалась тяжело, — Елена Шевченко приобнимает Машу. — Она была среди отстающих в классе. Я переживала, а потом поняла: к ней нужен особый подход".

Девочку перевели на индивидуальный план. Сейчас Мария показывает отличные результаты. Родители, практикующие домашнее образование, удивляют: при желании всю программу начальной школы — с 1 по 4 класс — можно осилить за один год. Елена Шевченко таких глобальных целей не ставит, но при том, что ее дочка занимается только два раза в неделю по несколько часов, она получает на контрольных тестах 9 — 10. Елена вспоминает первоначальные трудности: "Не в каждой школе поддерживают домашнее обучение. В двух мне сразу сказали "нет".

Григорий Прохоров, основатель интернет-проекта по домашнему образованию, говорит, что проблема есть. Родители, желающие практиковать хоумскулинг, одно время даже оформляли детей в сельские школы, а потом договаривались с учителями не посещать занятия. "Сейчас с этим проще, — Григорий Прохоров занимается этим вопросом несколько лет. — Лично мне непонятно, почему детям на индивидуальном плане нужно проходить аттестации в конце каждой четверти". Ведь у каждой семьи своя схема обучения. Например, многие применяют так называемые погружения. Что это значит? Неделю (а то и месяц) ребенок погружается в историю и только потом переходит, скажем, к математике. Ежемесячный контроль со стороны школы мешает уйти в науку с головой, сокрушаются любители школы на дому.

Некоторые переориентируются на Россию, где есть учреждения дистанционного обучения, замечает Григорий Прохоров: "Да, они обходятся недешево — от 500 до 1000 долларов в год. Но ребенка никто не дергает: лишь в девятом классе он сдает экзамены и получает аттестат. Почему бы на базе хотя бы одной школы в Минске не организовать такую площадку, если есть спрос?"

С другой стороны, как быть без контроля? Ведь в системе образования все продумано. Неизвестно ведь, к каким результатам приведет практика, если каждый возьмется сам сочинять программу для своего ребенка и сам же контролировать его знания. Хотя дети, занимающиеся по индивидуальному плану, традиционно показывают высокие результаты.

"Сейчас в начальной школе у нас на индивидуальном плане 4 человека, — просматривает классные журналы и.о. заместителя директора минской средней школы № 76 Светлана Русакова. — У всех хорошие показатели, детей хвалят учителя". В прошлом году эту школу окончили 3 человека, которые тоже были на альтернативном обучении. У всех в аттестатах оценки выше 8. Но педагоги единогласны: контроль за детьми должен быть постоянным. Нельзя пускать обучение на самотек. Прийти в школу и пройти проверку несложно.
 
Фото: respublika.sb.by
Мария не ходит в школу, но на контрольных тестах показывает отличные результаты. Фото: respublika.sb.by

Считается, что хоумскулинг — увлечение не для бедных. Часто приходится нанимать репетиторов. В среднем одно занятие обходится от 10 до 30 долларов: сумма зависит от уровня квалификации преподавателя. Если взять только два занятия в неделю, в месяц из семейного бюджета улетает примерно 80 - 240 долларов. Прибавьте сюда деньги на дополнительные занятия. Обычно дети на индивидуальном плане посещают секции, кружки, чтобы компенсировать дефицит общения. Кто-то ходит в частные школы, где обучение в среднем тянет на 400 - 500 долларов.

Конечно, у альтернативного обучения есть немало противников. Екатерина Гаврилина каждый день отводит своих детей в школу и не представляет, как может быть по-другому: "Меня смешит ситуация, когда люди с трудом вспоминают школьные азы, но при этом берут на себя ответственность учить детей". И она в своих суждениях далеко не самая категоричная. А что думают об этом психологи, непосредственно работающие с детьми?

Щадящий график, отсутствие стрессов, возможность выстроить программу обучения в соответствии с интересами и склонностями ребенка — Юлия Кипцарова, педагог-психолог Городского центра психолого-педагогической помощи, загибает пальцы, перечисляя плюсы альтернативного образования. Но и минусов с лихвой. Как, например, таким детям учиться строить отношения в коллективе, учиться отношениям "руководитель — подчиненный", налаживать взаимодействие с противоположным полом? Трудности могут быть с подростками. Им нужны внешние ориентиры и критерии, оценки со стороны сверстников и посторонних взрослых. Их отсутствие при домашнем обучении не так просто компенсировать, даже при помощи дополнительных занятий в секциях и кружках. Так что, прежде чем оставлять ребенка наедине с преподавателем и книгами, стоит все хорошенько взвесить.
 
Светлана Уклейко, начальник управления общего среднего образования Министерства образования:

— Давайте сразу уточним, кто может обучаться по индивидуальному плану. Речь идет об одаренных и талантливых детях. А также о тех, кто по уважительным причинам не может постоянно (или временно) посещать занятия и проходить в установленные сроки аттестацию на протяжении учебного года.

Чтобы перевести ребенка на индивидуальный план обучения частично или полностью, достаточно письменного заявления родителей с указанием уважительных причин. Никаких препятствий со стороны администрации учреждения общего среднего образования быть не должно. Естественно, знания таких учеников нужно контролировать. Индивидуальный план разрабатывается непосредственно в школе на основе учебного плана. Решение о сроках и формах проведения аттестации учащегося принимает учреждение образования. Это может быть опрос, контрольная…

Аттестация проходит в соответствии с нормами оценки результатов учебы по каждому предмету, а они определяются стандартами общего среднего образования. Чаще всего по индивидуальному плану занимаются одаренные и талантливые дети, которым необходимо на углубленном уровне изучать отдельные предметы, поэтому они показывают хорошие результаты. Но нужно осознавать: в школе помимо знаний дети получают огромный опыт общения со сверстниками и взрослыми, учатся находить решения в стрессовых ситуациях — все это готовит их к самостоятельной жизни. У детей, не посещающих школу, могут возникнуть дефицит общения с другими детьми, сложности в отношениях со сверстниками.
{banner_819}{banner_825}
-45%
-50%
-30%
-20%
-80%
-10%
-35%
-24%