108 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  2. Суды над студентами и «Я — политзаключенная». Что происходило в Беларуси и за ее пределами 7 марта
  3. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  4. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  5. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  6. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  7. Минское «Динамо» в третий раз проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  8. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  9. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  10. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  11. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  12. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  13. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  14. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  15. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  16. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  17. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  18. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  19. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  20. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  21. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  22. Минздрав опубликовал свежую статистику по коронавирусу: снова 9 умерших
  23. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  24. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  25. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  26. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  27. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  28. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  29. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  30. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами


/


 
Во время одной из последних поездок в Минскую область Александр Лукашенко предложил развивать во всех городах страны кафе национальной кухни. "Во-первых, и себестоимость была бы невысокая, и людям доступно, и сеть была бы нормальная", отметил президент. Идея выглядит привлекательной, но эксперты в области общепита не демонстрируют оптимизма. По их мнению, такой масштабный проект в нашей стране сможет потянуть только приближенная к президенту структура, и то – не факт.

delayvkusno.ru
Фото с сайта delayvkusno.ru

Тот, кто бывал в Украине, наверняка хотя бы раз обедал в ресторане быстрого питания "Пузата хата". Уютный интерьер, национальная украинская кухня, демократичные цены – благодаря этому сочетанию кафе сети редко пустуют. Сегодня компания объединяет около 30 ресторанов в разных городах страны. В 2013 году журнал "Фокус" оценил состояние владельцев бизнеса братьев Константиновских в 355 миллионов долларов.

В России также недавно заговорили о национальной сети быстрого питания. Режиссеры Андрей Кончаловский и Никита Михалков обратились к президенту с просьбой помочь им в бизнес-проекте, который должен успешно конкурировать с западным фастфудом. По расчетам режиссеров, для запуска пилотного проекта кафе-кулинарий с "социально-политическим характером" нужно около миллиарда рублей, а окупится он менее чем через 5 лет. Как сообщили российские СМИ, Владимир Путин уже ознакомился с бизнес-планом и дал распоряжение правительству России изучить предложение.

И вот сейчас подобная идея звучит из уст Александра Лукашенко.


Альтернативу "МакДональдсу" в Беларуси уже искали

В Беларуси уже предпринимались попытки создать сеть белорусской кухни. Так, в 1997 году была принята государственная программа "Быстрое питание", которая предполагала открытие более двух тысяч белорусских бистро. Тогда национальный фастфуд рассматривался как альтернатива недавно открывшимся ресторанам "МакДональдс".

Судьба белорусских бистро была печальна, хотя изначально меню в этих кафе выглядело заманчиво. Посетителям предлагали драники, клецки, картофельные пирожки с мясом, колбаски-гриль. Все это – в аутентичном интерьере с березками (самое известное кафе того времени – "Хуткае харчаванне" на проспекте Победителей). Спустя время там стали продавать алкоголь. Несложно догадаться, что кухня перестала быть в бистро самым востребованным продуктом. Сеть кафе закрыли. В свое время популярностью пользовалась также "Криница-экспресс" на проспекте Независимости, но туда также со временем подтянулся соответствующий контингент.

Что предлагают белорусам сегодня?  "Лидо", "Васильки", "Хутка-смачна"

Управление делами президента в начале нулевых решило изменить представление белорусов о быстром питании. На проспекте Независимости открылся первый ресторан известного латвийского бренда "Лидо". Тогда планировалось, что в Минске появится целая сеть быстрого питания под этим брендом (второй ресторан хотели открыть на нынешнем проспекте Победителей). Кухня позиционировалась как белорусская, но "лучшее было взято у латышей". Cегодня успешно работают два ресторана "Лидо" в районе площади Якуба Коласа.

Белорусская кухня. Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
На фото - локшины, картофельная лапша, которую делают из крахмала. Можно есть в сухом виде, как чипсы, или заливать молоком. Национальное белорусское блюдо. Фото: Дмитрий Брушко

Литовский опыт народной кухни представлен сетью ресторанов "Васильки": в Минске и Витебске открылись 7 заведений. Быстро и недорого перекусить традиционно славянскими блюдами можно также в открывшемся недавно ресторане "Папараць-кветка" в ТЦ "Замок". Он работает по принципу "Лидо" и "Пузатой хаты".

И дополняет систему белорусского фастфуда сеть киосков "Хутка-смачна". Позиция чиновников относительно этих мини-кафе постоянно меняется: от "одобряем и развиваем" (перед ЧМ по хоккею в начале 2014-го) до "срочно закрываем из-за массовых нарушений" (в конце года). Если судить по комментариям на форуме TUT.BY, качество еды в "Хутка-смачна" не устраивает многих белорусов, но пока именно так выглядит лицо белорусского фастфуда.

Теперь по заказу президента в Беларуси может появиться разветвленная сеть национальной кухни, причем не только в Минске, но и в небольших городах.

Будет ли идея востребованной?

Эксперт белорусской кухни Елена Микульчик считает, что этот проект уже давно пора воплотить в жизнь.

Белорусская кухня. Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

– Я удивляюсь, почему у нас этого до сих пор нет? В национальной кухне есть очень много блюд, которые могут подойти под систему быстрого питания. И в принципе с экономической точки зрения это недорого, потому что это все наше, натуральное, то, что здесь производят, в Беларуси. Были же раньше "Бульбяные"? Это же вообще шикарная вещь! Почему в центре Кракова я видела громаднейшую очередь за драниками? Я думала, там хот-доги продают, ничего подобного! Стоит жаровочная поверхность, тут же при тебе трут бульбу, тут же выкладывают тебе любую начинку, бери соусы и ешь. Вариантов драников масса: с разными начинками, с разными соусами, бери, готовь, продавай, ешь. Это несложно, это недорого – надо просто взять и сделать.

Потенциально успешной эта идея показалась и автору проекта "Dranik on the go" Егору Захарко. Он придумал продавать белорусские драники навынос – сначала только во время Мирского музыкального фестиваля, а потом – и на постоянной основе в одном из мирских кафе. В зависимости от начинки одна порция стоит 25-35 тысяч. По словам Егора, драники не пользуются большой популярностью у посетителей, но лишь потому, что это всего один из многочисленных пунктов в меню. Будь это сеть кафе, которое специализируется на деревенской кухне, с таким же козырным расположением, как у "Хутка-смачна", он бы не сомневался в успехе проекта.

Фото: Citydog
Фото: Citydog

– Когда новость о наших драниках разлетелась по СМИ, очень сильный резонанс пошел по всей Беларуси, нас приглашали на все матчи БАТЭ, на матчи сборной Беларуси по футболу в Борисове. Много частников интересовались, также появлялись инвесторы, которым якобы это было интересно, но потом они куда-то пропадали. Но было видно, что людям очень интересно, им хочется чего-то аутентичного, истинно белорусского.

Легко ли воплотить в жизнь?

Белорусский фастфуд – это очень сложно, считает директор в прошлом легендарного кафе белорусской кухни "Налибоки" Марина Канопацкая. В 1990-х в ее заведении стояли огромные очереди. Но с появлением в городе многочисленных пиццерий и ресторанов европейской кухни интерес к национальной еде стал угасать. Было сложно выдерживать конкуренцию: оплата труда для сотрудников на рынке повысилась, а вместе с ней и стоимость блюд. Белорусы охотнее стали расставаться с деньгами, чтобы попробовать что-то новое. Поэтому часть помещения кафе пришлось отдать под английский паб.

Сейчас, когда суши и пиццей многие уже пресытились, развивать национальную кухню – самое время, считает специалист. Но это если только дело касается отдельного взятого ресторана или точки фастфуда. Создание сети ресторанов быстрого питания в национальном стиле ресторатору кажется слишком сложной задачей.

Фото: vk.com
Фото: vk.com

– Это проект с очень длинным сроком окупаемости, с большими инвестициями и большими вложениями в рекламу. Я считаю, что это нужно делать на государственном уровне, с четко разработанной концепцией. Вот "Хутка-смачна", насколько я знаю, не пользуется популярностью, потому что, на мой взгляд, там нет технологии. Для того чтобы продукт был вкусным и его можно было быстро приготовить, нужны заготовки, оборудование, упаковка.

Кроме того, считает специалист, развитие сети быстрого питания в стране останавливает уровень околоресторанного бизнеса.

– Самая большая проблема – это сырье, конечно. Потому что у нас совсем не развиты фермерские хозяйства, хладокомбинаты, очень сложно даже с белорусской картошкой, никто не привозит продукт на пробу. Еще один важный момент – национальные напитки. Вот когда-то возле "Динамо" была "Мядуха", там делали коктейли по старинным рецептам, но на это же должно быть разрешение... Когда я сталкивалась с этим, были определенные сложности, потому что алкоголь – это лицензионный товар.

Предыдущие неудачи с созданием государственной сети бистро Марина Канопацкая связывает с недостаточно хорошо развитым в то время менеджментом. Сегодня появилось немало специалистов, которые могут грамотно и профессионально построить новый бизнес.

Возьмется ли за это частный бизнес?

Владелец нескольких крупных ресторанов национальной кухни в Минске (попросил не указывать свою фамилию) заметил в самом посыле президента несколько фундаментальных ошибок. 

– Например, что это будет точно дешево. Почему это должно быть дешево? Себестоимость продуктов – это не самое важное в ресторанном бизнесе. Самое дорогое на предприятиях – это зарплаты сотрудникам. Поэтому сама постановка вопроса, что это обязательно должно быть дешево, не дает возможности представить это дело рентабельным.

В свое время ресторатор задумывался о создании сети ресторанов национальной кухни в более доступном варианте (его заведения среднего и высокого ценового сегмента). Но предприниматель быстро отказался от этой идеи, как только понял, что белорусы любят увязывать стоимость драников с килограммом картошки.

– Белорусы будут ждать чего-то максимально дешевого, они готовы платить 100 тысяч за пиццу, к примеру, но не готовы платить столько же за драники с грибами в горшочке. Поэтому я не уверен, что это удастся реализовать.

Второй момент, смущающий ресторатора, касается того, как потребители будут оценивать качество блюд.

– Каждый житель этой страны считает себя серьезным критиком национальной кухни. В Японии же никто не был, какими должны быть суши, знает полпроцента страны. Попробовали – вкусно и все. А в белорусское кафе пришел поел, ой, а у меня бабушка готовит по-другому! Вопрос критиков тут очень важный.

Фото: Виталий Дернейко
Фото: Виталий Дернейко

Но даже не это главное, считает бизнесмен. Чтобы открыть сеть доступных кафе национальной кухни, нужно иметь четкий бизнес-план. Сейчас неспроста набирают популярность франшизы, где все экономические параметры уже просчитаны и выверены. Кто готов продумать с нуля концепцию?

Еще один вопрос от эксперта: кто возьмется решать вопросы с чиновниками?

– Я не уверен, что тому, кто это все завертит, будут во всем помогать, попыток уже было достаточно. "Хутка-смачна" то же никто к ним лояльности не проявляет, никто не создал программу лояльности по отношению к заведениям белорусской национальной кухни. Тут нужен административный ресурс. Если он будет, как, например, в Управделами президента ("Лидо"), то, наверное, это возможно. Им пойдут навстречу всегда. А любая другая компания, которая будет приходить с такими идеями, в любом случае натолкнется на каких-нибудь чиновников в каком-то конкретном районе, считает специалист.
-30%
-30%
-20%
-10%
-40%
-10%
-30%
-30%