/ фото автора,

Небольшое здание с вывеской "Атиква" гомельчане называют не иначе как "еврейским садиком". Находится оно в самом центре Гомеля - в тихом дворике за оживленным проспектом Ленина. На самом же деле это не детсад, а городской национальный учебно-педагогический комплекс: здесь три дошкольные группы и четыре класса начальной школы. Уникальность "Атиквы" в том, что это единственное учреждение в государственной системе образования Беларуси, программой которого предусмотрено изучение иврита и еврейской литературы.



И даже блюдечко с голубой каемочкой - в цветах израильского флага

В холле сразу бросается в глаза аквариум с рыбками и черепахами. И еще огромное, во всю стену, панно, на заднем плане которого - панорама Иерусалима, а на переднем - звезда Давида, стилизованная под цветок. Это герб "Атиквы", разработанный родителями, дети которых посещали учебное заведение.



Достаточно пробыть здесь несколько часов, чтобы понять: "Атиква" - маленькое государство в государстве со своим уставом, гербом, гимном, праздниками, традициями и удивительной общностью детей и взрослых. В переводе с иврита это слово означает "надежда". Возможно, такое название родилось после длительных баталий за здание, в котором размещен комплекс. А может, суть его в том, что на детей вся надежда, ведь, впитав в себя древнейшую культуру и традиции, они передадут все это когда-нибудь своим потомкам.

Надписи на дверных табличках - "Младшая группа", "Прачечная", "Методический кабинет", "Библиотека" и другие - продублированы на иврите. Это несколько непривычно, равно как и то, что дети и взрослые при встрече вместо  "здравствуйте" говорят "шалом".




Еще сразу замечаешь и то, что многие стенды, вывески, детская мебель в группах выдержаны  в бело-голубых тонах. Даже чайный сервиз в кабинете директора и тот белый с голубой каемочкой - в цветах израильского флага.

- Почему на вывеске с названием учебного комплекса не фигурирует слово "еврейский"? - интересуюсь у директора "Атиквы" Натальи Кравченко.

 - Учебную программу, которой придерживаются все школы Беларуси, никто не отменял, - улыбается она. – Полностью название нашего учреждения звучит так: "Гомельский городской национальный учебно-педагогический комплекс детский сад - школа № 68 "Атиква". Смысл того, что мы делаем, - в слове "национальный". Мы изучаем культуру и обычаи страны, в которой живем, то есть не отступаем от белорусской ментальности, но в то же время уделяем много внимания культуре и обычаями Израиля. У нас даже есть методист по национальному воспитанию -  Татьяна Сапоненко, которая разработала уникальную программу для этих целей.

Кипу, традиционный мужской головной убор, воспитанники "Атиквы" надевают на шабат и другие праздники.

Что касается школьной программы, то она отличается от обычной тем, что в нее добавлено по часу в неделю иврита и еврейской литературы. Это занесено в учебный план, предусмотренный для школ, изучающих язык национального меньшинства.

В каждой детсадовской группе и в каждом классе есть национальные уголки - белорусский и еврейский. Причем ни один из них по оформлению не повторяется. И праздники здесь отмечают как белорусские, так и еврейские. Бывает, они пересекаются, как, например, Пурим (праздник, который символизирует борьбу за физическое выживание еврейского народа. - TUT.BY) и 8 Марта в этом году. В таком случае отмечают и тот, и другой.





Кстати, здесь получают дошкольное и начальное образование не только дети из еврейских семей. Во всяком случае, в правилах приема, которые выложены на сайте "Атиквы", не оговорено, что национальность может стать препятствием при устройстве ребенка в эту детсад-школу. Но, как выяснилось, есть другая проблема - нехватка мест. Согласно уставу "Атиквы", в первую очередь принимаются дети еврейской национальности.

Но даже несмотря на преференции, процент еврейских ребят здесь по сравнению с прошлыми годами не такой уж и большой: в некоторых группах - 50 на 50, бывает и меньше.



- "Атиква" работает более 20 лет. Такая картина сложилась, потому что в годы перестройки многие евреи выехали из Беларуси, в том числе и из Гомеля, - поясняет Наталья Кравченко. - Хотя к нам приводят детей и вернувшиеся из Израиля молодые родители. Там декретный отпуск длится всего три месяца. Особенно непросто семьям, в которых рождается ребенок за ребенком. Детские сады в Израиле обходятся недешево. Если нет поддержки от бабушек и дедушек, растить детей там достаточно проблематично.

- А белорусы объясняют, почему стремятся отдать своих детей в еврейский садик? - любопытствую.

- Вы не представляете, сколько раз я слышала у себя в кабинете от родителей других национальностей: "Евреи плохому не научат", - улыбается Наталья. -  Некоторые еще приводят в качестве довода замечательный анекдот: "Миша, - кричит мамочка с балкона. - Иди домой" - "Мама, я что, уже замерз?" - отвечает Миша. - "Нет, ты уже хочешь кушать". В этом анекдоте заложена истинная правда - невероятная забота еврейской матери о своем ребенке.



Наталья говорит, что за все годы работы "Атиквы" здесь создана именно такая атмосфера - заботливое отношение к детям, отклик на малейшее желание каждого ребенка. Со временем за учебным комплексом закрепилась хорошая репутация, потому сюда и стремятся отдать на воспитание своих детей не только евреи. 

Заходим в кабинет директора. Столько разных необычных сувениров и книг, что он напоминает, скорее, музей: еврейский молитвослов начала XX века, несколько изданий "Торы", шофар, в который трубят на еврейский Новый год Рош а-Шана, деловые бумаги 20-летней давности...




- Когда-то в здании, которое мы занимаем, был детсад, принадлежавший "Гомсельмашу", - рассказала Наталья Кравченко. -  В годы перестройки многие ведомственные дошкольные учреждения закрывались, а здания перепрофилировались. За это помещение в приемной мэра Гомеля шли настоящие бои.

Наталья показывает документы, датированные 1993 годом, и рассказывает о том, что не так давно "Атикву" посетила Светлана Гольдаде, которая в годы перестройки занимала должность председателя горисполкома. Именно ее подпись о передаче здания еврейской общине и стоит на этих документах. В то время была крайне востребована еврейская воскресная школа, потому что многие гомельчане перед эмиграцией в Израиль хотели изучать иврит. И власти пошли им навстречу.




К слову, Анна Кейнан, первый секретарь посольства Государства Израиль в Беларуси, когда-то училась в этой воскресной школе. Не так давно она приезжала в Беларусь и также навестила "Атикву".

- Это был дружеский визит, - рассказала Наталья Кравченко. -  Анна рассказала, как в 90-х годах жила в Гомеле и, будучи девочкой, готовилась уезжать с родителями в Израиль. Она приходила сюда изучать иврит и погружалась в мир еврейской культуры. Кстати, и Анна Кейнан, и Светлана Гольдаде остались в восторге от наших детей. В советские годы многие еврейские семьи были оторваны от своих корней. И если раньше взрослое поколение передавало детям культуру своего народа, то теперь воспитанники "Атиквы" обучают родителей этим утерянным традициям. Такую мысль высказала Светлана Гольдаде, и она мне запомнилась.

Уже с детства видела разность белорусской и еврейской культур

Наталья Кравченко работает директором "Атиквы" третий год. За 22 года работы этого учебного заведения она - шестой по счету руководитель. Предыдущие пять были еврейской национальности. В Наталье течет белорусская, русская, украинская и еврейская кровь.



Ее бабушка Бася (по отцовской линии) - еврейка. Но так сложилась жизнь, что Наталья ее не знает, потому что бабушка в годы войны была угнана в Германию, выжила, но не вернулась на родину - жила после войны в Англии. Ее первый муж остался в Беларуси. К слову, дед Натальи - Всеволод Кравченко - человек известный: военный корреспондент, писатель, главный редактор журнала "Березка". Он был дружен с Кузьмой Чорным, Иваном Шамякиным, Иваном Мележем и другими известными писателями. 

- Когда бабушку угнали в Германию, мой отец, который был тогда ребенком, остался в белорусских Михалках, на руках у своих белорусских бабушки и дедушки. Они воспитали его и любили всю жизнь, - рассказала Наталья. - Позже, когда он женился и когда я появилась на свет, они с такой же любовью относились ко мне. А все летние каникулы в детстве я проводила у своей еврейской прабабушки Фани, которая соблюдала все традиции, даже платочек завязывала "за ушки" - не так, как это делают белорусские бабули.



Наталья говорит, что уже с детства видела разность еврейской и белорусской культур. Когда стала директором "Атиквы", углубилась в изучение национальных еврейских традиций, много читала, побывала в Израиле, где ближе познакомилась с историей и обычаями страны. Теперь она знает, что такое кашрут, шабат, кидуш и много еще чего. Рассказывает обо всем этом увлеченно.



При знакомстве с педагогами "Атиквы" начинаешь понимать, что независимо от национальности каждый из них так или иначе связан с еврейской культурой. К примеру, Наталья Ананьева 10 лет прожила в Израиле, сейчас она преподает иврит в 4 классе и воспитывает детей средней группы. У Аллы Голуб - родственные связи в этой стране...

Помимо прочего, каждый из воспитателей и учителей - творческая личность. Музыкальный руководитель Татьяна Науменко пишет такие сценарии, что иногда КВН отдыхает, а еще сочиняет стихи и музыку. Гимн "Атиквы" - ее работа.




Сестры Сапоненко - Оксана и Татьяна - работают здесь уже более 15 лет. Они изучают иврит, разрабатывают сценарии праздников и уникальные обучающие методики с использованием хэнд-мэйд. Бесконечно креативят и удивляют.

Особая гордость "Атиквы" - Владимир Шклявер: не так часто можно видеть мужчину, который работает с дошколятами. Владимир - руководитель физвоспитания в дошкольных группах. И хотя усов у него нет, здесь его с любовью называют "наш усатый нянь". Занятия он проводит, и правда, отменные. Была возможность убедиться в этом.




Практически все родители, которые водят сюда детей, заинтересованы в их воспитании и образовании. Педагоги говорят, что папы и мамы охотно посещают родительские собрания и участвуют в праздниках. Главный показатель - ни одной семьи, которая бы находилась в социально опасном положении.

- Евреи по своей ментальности всегда стремились к качественному образованию, а качество мы здесь даем, - говорят собеседницы. - Мы не делаем из обычных детей гениев. У нас, как и везде, есть дети с разными способностями и задатками. Мы развиваем всех.

В группах продленного дня воспитатель Ирина Лысенко помимо того, что помогает детям подготовить домашнее задание, занимается с ними разного рода исследованиями, и детям очень нравится ставить опыты.



Учителя рассказали, что в "Атикве" есть ребенок, семья которого приехала из Израиля:

- Мы его взяли в третий класс, хотя он должен обучаться в четвертом. Все потому, что школьная израильская программа сильно отличается от нашей - особенно математика. То, что у нас изучают в 3-4 классе, это программа 6-7 класса в израильской школе. В течение двух месяцев мальчик адаптировался. Теперь у него проблемы только с белорусским языком, потому что он никогда не слышал его прежде, зато на уроках по ивриту он всем произношение поправляет.

Проходим мимо кухни. Заглядываю туда, чтобы поинтересоваться, готовят ли к праздникам национальные еврейские блюда.

- Если на Хануку положено печь пончики, мы печем пончики, - улыбнулась повар. - Каждую неделю отмечается шабат (встреча субботы. - TUT.BY), печем халы - это белый хлеб в виде косички.



Шабат  - это целый обряд, действо при свечах с участием детей и родителей, на котором обязательно читают недельную главу из Торы.

Как призналась Наталья Кравченко, у нее есть стратегическая цель, которая пока еще, по словам собеседницы, "в туманном облике". А мечтает директор "Атиквы" о том, чтобы дети могли получать здесь полное среднее образование.

- С 3 до 10 лет мы воспитываем ребенка в соответствии с традициями, обычаями, прививаем культурные навыки. И потом вдруг после 4 класса все это обрывается, - говорит она. - Жалко отдавать воспитанников, которых мы сформировали, в другие школы, хотя и там эти ребята очень успешны. В истории "Атиквы" не было ни одного случая, чтобы наш выпускник проявил себя в подростковом возрасте какими-то правонарушениями или проступками. Мой знакомый белорус, который воспитал здесь двух своих детей, говорит, что они тоскуют по этой культуре, по домашней атмосфере, по ярким праздникам. Так сложилось, что это больше, чем учреждение образования, - здесь наш дом.

Было бы замечательно, мечтает директор, если бы школа имела продолжение, чтобы дети, обучаясь в "Атикве", переходили в среднее и старшее звено. Но для этого надо как минимум новое здание, а это - большие финансовые затраты. Так что все пока на уровне мечтаний. 

Особенности еврейского воспитания

Еврейская мама, как известно, делает все, чтобы предугадать желания своего ребенка и развить его способности. В "Атикве" педагоги, образно говоря, выполняют роль еврейской мамы - для них тоже важно предугадать и развить. Как только у ребенка проявляются какие-то способности и возникает малейшее желание чем-то заниматься, педагоги сразу же начинают работать с ним индивидуально. Как результат - множество дипломов самых разных конкурсов.



- Вот этот диплом нашему Тарасу за его стихи. А это Элечке - за рисунки, пару лет назад ее награждал на сцене мэр города за участие в различных выставках, - показывает награды директор. -  А это Лизе за спортивные достижения по кумитэ. Коля Калиновский в прошлом году завоевал второе место на конкурсе "Мир, в котором я живу", он исследовал загадки пирамиды. Николь у нас гимнастка…

Когда мы заходили с Натальей Кравченко в группы и классы, удивило, что она не только знает всех детей по именам, но и сходу может сказать, чем каждый из них увлекается, каковы его достижения и успехи.



- Их мало - всего 155, - смеется Наталья в ответ на мой вопрос, как можно держать в голове столько информации. - Здесь все педагоги знают каждого ребенка, даже если он не из их группы или класса. Это еще одна особенность нашего учебного заведения.

Всего в штате учреждения - 38 сотрудников, включая повара и завхоза. Что касается наполняемости "Атиквы", то детсад посещает 70 детей, школу - 85.

Скоро Песах, и здесь уже вовсю идет подготовка к празднику. Дети разучивают еврейские танцы, что-то рисуют, вырезают, клеят. И делают это с удовольствием. К слову, по приглашению религиозной общины прогрессивного иудаизма в Гомель приедут американцы, которые учатся на раввинов и канторов в Иерусалиме. Они ежегодно приезжают на Песах и всегда приходят сюда, чтобы пообщаться с детьми.




А еще в "Атикве" рассказали, что практически все основные еврейские праздники начинаются с сентября (еврейский Новый год Рош а-Шана) и очень хорошо "ложатся" на учебный год - заканчиваются в мае или июне. Праздники здесь - вершина всей работы, это как раз тот самый момент, когда особенно чувствуется единение родителей, детей и педагогов. Наверное, потому и взрослые, и дети так тщательно к ним готовятся. 

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич

Фото Натальи Пригодич
 

Директор религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма в Республике Беларусь Михаил Кемеров:

- В Беларуси на базе еврейских общин работают различные образовательные программы. Это воскресные сады и школы, творческие детские коллективы. Есть также и программы, которые проходят на базе государственных учебных заведений: в первой половине дня - государственная образовательная программа, во второй - факультативы по еврейской истории, традициям, изучению иврита, занятиям еврейской музыкой. Такая форма работы есть как в некоторых детсадах, так и в школах. Но подобных учреждений раз-два и обчелся: есть одна группа в государственном детском саду в Могилеве, две группы - в минском детсаду... Эти проекты работают в соответствии с государственной программой "Пралеска" достаточно долго, лет двадцать. Ну вот, собственно говоря, и все.

Что касается учебно-педагогического комплекса "Атиква", то ничего подобного в Беларуси нет. Потому что это отдельное учреждение - и детсад, и начальная школа, где воспитываются и обучаются дети с 3 до 10 лет. Уникальность "Атиквы" в том, что там работают сильные педагоги, благодаря чему дети получают очень хорошее общее, а также еврейское образование. Я бы сказал, что там растят "звезд" - призеров различных конкурсов.

В октябре прошлого года в Минске прошла конференция Всемирного союза прогрессивного иудаизма в странах СНГ. Прекрасную презентацию по работе своего учреждения подготовили директор Наталья Кравченко и педагоги "Атиквы". Помимо прочего, они провели мастер-класс по изготовлению свечей в разных техниках. Московская община Ле-Дор Ва-Дор была в восторге и пригласила двух педагогов из "Атиквы" поработать летом в детском лагере в Подмосковье.

Приведу еще один аргумент. Мы собирались издавать книгу "Еврейские праздники на уроках художественного творчества" и перед этим предложили учителям из Украины, Беларуси и России прислать свои работы по этой теме, лучшие из которых войдут в этот сборник. Когда издавали книгу, оказалось, что около 70 процентов отобранных на конкурсной основе работ, которые были в ней опубликованы, принадлежат педагогам гомельской школы "Атиква".



Я был в Гомеле и посещал этот учебный комплекс. Там проводился семинар, на котором присутствовали педагоги из других учреждений образования, где изучают белорусские национальные традиции. Все участники семинара были под впечатлением от увиденного, и, думаю, им было что перенять у "Атиквы" в плане использования методик по национальному воспитанию детей.

В наши образовательные проекты часто просятся люди, которые формально не имеют никакого отношения к еврейскому народу - такие филосемиты, я бы сказал. И это очень хорошо, потому что если вспомнить нашу историю - Холокост, Великую Отечественную войну  - буквально за несколько лет еврейское население было уничтожено со своими знаменитыми художниками, поэтами, раввинами и синагогами. Так что здорово, когда люди других национальностей интересуются нашей историей. Третий год подряд мы делаем в Лиде проект "Еврейская музыка как средство межнационального диалога". На мой взгляд, все проекты такого рода - хороший мостик, который мы строим, в том числе и в белорусском обществе. Мостик диалога и толерантности.
{banner_819}{banner_825}
-45%
-20%
-20%
-20%
-5%
-30%
-50%
-55%
-10%
-50%