Поддержать TUT.BY
67 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, отчислили из университета
  2. Британские СМИ о подробностях крупной аферы: подозреваемый бежал через Минск, за бизнес-джет платил наличными
  3. «Место делали для себя и для гостей». Рядом с метро «Площадь Победы» открылся небольшой рестобар
  4. «В весе 115 кг я перестала выходить из дома». История девушки, похудевшей на 55 килограммов
  5. Предложения по Конституции: Утверждать результаты президентских выборов будет Всебелорусское собрание
  6. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  7. Минское «Динамо» обыграло дома «Северсталь». Это третья подряд победа «зубров»
  8. Балаба: Минский ОМОН готов к возможным весенним акциям протеста
  9. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  10. Максим Знак остается в СИЗО, Игорь Лосик прекратил голодовку. Что происходило в Беларуси 25 января
  11. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  12. Лукашенко чиновникам про биометрические паспорта: Даже двойки нельзя вам поставить по защите персональных данных
  13. «Не уверен, что он сам в этот колодец бы прыгнул». Родители о гибели 10-летнего мальчика в Пуховичском районе
  14. «Силовики противостоят спонсируемой из-за рубежа революции». Эксперты о протестах у нас и в РФ
  15. Помните, как ЦИК забросали жалобами на нерегистрацию Бабарико? Теперь хотят ввести изменения по обращениям
  16. А протесты — врозь. Почему Путин не будет гулять с автоматом и в России не запретят синие трусы
  17. Холдинги создали. На очереди — госкорпорации. В чем суть смены вывесок?
  18. Без жестких диет. Совет Елены, которая много раз пробовала похудеть и наконец сбросила 21 кг
  19. Провалы в памяти и догадки свидетелей. В Могилеве продолжают судить главу отделения Белгазпромбанка
  20. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  21. Судят соратников Тихановского, но его самого в суд не вызывают. Чем это грозит политзаключенному?
  22. Игорь Лосик остановил голодовку после более чем 40 дней
  23. «Скучно, девочки». Путин прокомментировал расследование ФБК о дворце в Геленджике
  24. Погода на неделю: циклон «Ларс» принесет в Беларусь снег, мокрый снег и дождь
  25. В 2020 году — семилетний антирекорд по покупке квартир. Эксперты рассказали, что происходит
  26. История о том, как простой парень спас семью из пожара, получил медаль «За отвагу» — и как сложились их судьбы
  27. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  28. Чиновники придумали, как законодательно «закрепить статус» Всебелорусского народного собрания
  29. Поддержать TUT.BY может каждый. Вот простой и полезный способ
  30. На вторник и среду синоптики объявили оранжевый уровень опасности

опубликовано: 
обновлено: 
Евгений Ливянт, Олег Карпук,

Фото: Андрей Дыбовский, 2012 год, globus.tut.by
Фото: Андрей Дыбовский, 2012 год, globus.tut.by
В продолжение встречи учителей истории 2-го столичного лицея в рамках речь пошла о том, как спорят школьники об истории, фактах, мифах и выводах из истории Великой Отечественной войны, "переносе" экзамена по истории из 9-го класса в 11-й, подготовке школьников к ЦТ по истории и печальных итогах зазубривания предмета.

Дмитрий Дрожжа и Федор Родионов, учителя истории лицея № 2, отвечая на вопросы репетитора Евгения Ливянта, так и не смогли доказать, что два историка - три мнения, размежевали территории для спора, рассказали о том, какие качества и "побочные" знания дает история ученикам.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (114.57 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (23.13 МБ)

Смотрите также:



Споры об истории бывают очень агрессивными. Люди даже перестают друг с другом общаться. Почему так происходит?

Федор Родионов: Я думаю, это дефицит цивилизованности. Чем более начитан и образован  человек, тем менее он агрессивен. Если людям не хватает навыков жить в цивилизованном мире, они воплощают это в агрессию. Если не можешь показать свою значимость с помощью интеллекта, заявляешь о себе другими способами. Собственная позиция есть, но чем глубже копаешь конкретную историческую ситуацию, тем более толерантной становится твоя позиция. Начинаешь понимать даже своих идеологических противников. Собеседники могут говорить резко, но, расставшись, пожмут друг другу руку из уважения. Они умеют отстаивать свою позицию, а оппонент не принимает его идеологию, но учится у него приемам.

Спорят ли школьники об истории? Если да, то так же цивилизованно?

Федор Родионов: Друг с другом скорее агрессивно. У них возраст, когда хочется быстро и сразу заявить о себе. Их сложно вернуть в цивилизованное русло. Приходится искать методы самовыражения через организацию внеклассного мероприятия, например, дебат-клуба. Ученикам интересно, когда они чувствуют практическую значимость получаемых знаний. Я глубоко убежден, что образование должно быть авторитарным, а не демократичным. Учитель не должен унижать личность ученика, но он должен отделять качество его работы от его личности.

Учащиеся выражают свою точку зрения, когда знают, что она будет значительно влиять на их образ жизни и судьбу. Они выразят свое мнение объективно, если мы исключим элемент навязывания.

Дмитрий Дрожжа: Когда ученики переходят на личности в споре, я прекращаю всякую дискуссию, и мы идем другим путем.

На школьном экзамене ученик может излагать различные точки зрения. В каком случае его ответ оценят на 10 баллов?

Дмитрий Дрожжа: Если точка зрения аргументирована и подтверждается фактами, она имеет право на существование.

Экзамен по истории теперь сдается не после 9, а после 11 класса. Согласны ли вы с таким решением?

Дмитрий Дрожжа: Будем считать, что это шаг Министерства образования к повышению престижности профессии историка. Но есть ли тогда смысл оставлять изучение истории Беларуси на 1 курсе вуза любой специальности?

Федор Родионов: Мне кажется, мы слишком торопимся. В таких радикальных вопросах должен быть переходный период. Я склоняюсь к тому, что экзамен по истории должен быть обязательным, потому что должно быть равновесие гуманитарной, технической и лингвистической составляющей в образовании выпускника средней общеобразовательной школы. Но тогда надо серьезным образом переделать программу.

Для сдачи ЦТ по истории на высокий балл надо знать даты, факты или нужно понимание исторических процессов?

Федор Родионов: История - настолько насыщенный фактурой предмет, что защитная реакция нашего организма – забывание. Мозг выключает эти механизмы, чтобы человек не сошел с ума. Это миф, что можно что-то вызубрить. Можно вычислить правильный вариант ответа, применяя исторические законы. Например, вы не помните один из шести  отличительных признаков эпохи Возрождения. Методом исключения надо выбросить наименее вероятные, опираясь на ту черту, что вы помните.

В один год нам надо было усвоить двухлетнюю программу, и мы начали развивать ассоциативную память. Например, 1569 год – 15 троллейбусом вы едите в 69 квартиру. Или как запомнить, в каком веке была хроника Быховца? Хроника – Х (десять), осталось "роника" - шесть. Значит, ХVI век. Чтобы показать произвольную программу, надо сдать обязательную. Ученики идут давать историю Беларуси, заранее зная, что их творческий потенциал будет сильно ограничен, и им надо будет зубрить. Присутствует элемент отторжения, но это издержки производства, и мотивированный человек идет на это.

Дмитрий Дрожжа: Можно выстроить хронологическую последовательность. Например, нападение Германии, битва под Москвой, под Сталинградом, Курская битва и взятие Берлина. Или события в тесте бывают разбросаны во времени на два-три столетия, и не составляет труда найти крайние, даже не зная дат.

Говоря об истории, мы не можем не говорить о Второй мировой войне. Каждый год мы с коллегами задаем ученикам вопросы, на которые, по нашему мнению, нельзя не знать ответ. Был вопрос, который мы никогда не задавали, потому что считали, что ответ на него знают все, это дата начала Великой отечественной войны. В этом году я задал вопрос, и ответ знало 25% старшеклассников. Есть утверждение, что как только мы забываем о предыдущей войне, возникает риск, что начнется новая.

Дмитрий Дрожжа: Раньше в начале курса я спрашивал, зачем нам нужна история. Дети отвечали, что, не зная прошлого, мы будем делать ошибки в будущем. Но история человечества – это череда войн. В письменной истории человечество не воевало 300 лет за все тысячелетие.

Федор Родионов: Тема войны не должна уходить из нашего сознания. Но ничего нельзя навязывать. Это надо делать настолько аккуратно и убедительно, чтобы не было отторжения у людей, которые в силу своего бунтарского возраста хотят что-то менять. Молодому человеку вполне достаточно привести несколько примеров, которые напрямую касаются жизни его семьи. Как только он об этом задумается, он никогда не будет кричать Heil Hitler и симпатизировать фашистам.

Надо ли историю войны преподавать так, чтобы у него возник страх войны?

Федор Родионов: Я был в младших классах, гостил у бабушки, и проходили учения "Днепр". В полчетвертого утра мы проснулись от страшного грохота. Бабушка выскочила и увидела танки. Она вбежала в дом с расширенным от ужаса глазами, схватила меня и сестру со словами: "Бегом! Война началась!". Мы ополоумевшие побежали в сторону леса, где нас завернули военные, объяснив, что танки наши. Это я запомнил на всю жизнь: что ничего нет страшнее ощущения соучастия в войне. С тех пор меня никто никогда не убедит в том, что это ерунда. Бабушка пережила войну, и ее глаза я запомнил на всю жизнь.

Дмитрий Дрожжа: Я помню, когда родители повели меня на фильм "Иди и смотри". Я сидел, замерев, и на тот момент ничего не понял, но ощущение того, как в кадре все жгут, наложило на меня подсознательно отпечаток. У современной молодежи теряется чувство самосохранения, которое и вселяет страх перед чем-то ужасным. Я пытался показать детям этот фильм на уроке, и половина не понимали, что я хотел им передать.

Должен ли этот фильм быть частью школьной программой?

Дмитрий Дрожжа: 4 года назад один ученик предложил идею киноклуба: по выходным смотреть и обсуждать не голливудское кино. Там мы посмотрели и вышеназванный фильм. Но я не знаю, стоит ли показывать его всем. Но вместе с просмотром обязательно должно быть обсуждение. Дети не привыкли думать, глядя боевики, и пропускают символические моменты.

Федор Родионов: Если из сознания человека уйдет тема войны, это место займет что-то другое. Тогда человек останется безоружен перед любой агрессии, которая может обрушиться на него в любое время. Любое общество, образовав государство, подвергает его исторической опасности быть захваченным другим государством. Если государство не будет способно защитить себя от внешней агрессии, оно не просуществует долго. Изучая историю, мы приходим к выводу, что расцвет любого государства – это сильная концепция обороноспособности.

Дмитрий Дрожжа: Любая война – зло, она несет потери и отнимает человеческую жизнь.

В моем понимании, история ВКЛ – это фантастическая история, когда в средние века было создано государство, в котором мирно уживалось множество народов разных конфессий. В государстве существовала система противовесов: был король и сейм, которые непрерывно должны были друг с другом о чем-то договариваться. На мой взгляд, это идеальная модель современной Европы: попытка договариваться, а не убивать. Мне кажется, это и есть та идеология, которую было бы правильно "навязывать" на уроках истории.

Дмитрий Дрожжа: ВКЛ опередило время на несколько столетий. Толерантность и спокойствие было сословным, но идея достаточно интересная. Просто в тех условиях реализовать ее на сто процентов было невозможно.


-25%
-50%
-10%
-50%
-50%
-12%