/ / /

Вы никогда не задумывались, подходит ли вам выбранная профессия? В нашем эксперименте три суперпрофессионала и три абитуриента проходят тест на профориентацию. То ли дело жизни они выбрали? Для чего людям знать не только свои интересы, но и особенности памяти, внимания, работоспособности? Результаты — в испытании TUT.BY.

Успешность выбранных профи вряд ли можно оспорить. Это — главный трансплантолог страны, генеральный директор белорусского подразделения компании EPAM Systems, ведущая балерина Национального академического Большого театра оперы и балета.

Абитуриентов выбрали в случайном порядке. Медалистка и профессиональная спортсменка из Гродно. Девочка из деревни. И парень из средней школы Минска. Все они практически определились, куда будут поступать в этом году. Верен ли выбор?

В Республиканском центре проблем человека при БГУ каждый из героев пробыл около трех часов: столько времени ушло на диагностику за компьютером и консультацию психолога.

Первую половину тестирования герои «гасили» треугольники, догоняли джойстиком точку, хлопали в ладоши, запоминали фигуры, выслушивали одновременно в два уха ряд слов, чтобы потом узнать их среди предложенных и так далее. Все на скорость! Так тест оценивал психофизиологические данные: особенности работы полушарий головного мозга, уровень развития оперативной памяти на слова и числа, работоспособность, уравновешенность, скорость переработки информации, переключение внимания, аналитические способности и так далее.

Смысл манипуляций сразу раскусить трудно. Подгадать-подстроить исход испытаний невозможно. Все, скорее, похоже на игру, которая к концу сильно утомляет. И вот когда голова у всех героев стала «чугунной», участникам предложили быстро определить четность-нечетность суммы чисел. В центре говорят, что так определяется умственная работоспособность.

Вторая половина тестирования определяла профессиональные предпочтения — в целом и на данный момент. Среди вопросов — «Нравится ли проводить эксперименты?», «Любите ли ремонтировать технику?» Здесь все банальнее. Такого рода тесты-опросники не раз в своей жизни делал каждый из героев. Результатами при желании можно манипулировать. Наши смельчаки заверили, что были максимально откровенны.

Ольга Гайко, 35 лет, народная артистка Беларуси

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Ольга Гайко — прима-балерина Национального академического Большого театра оперы и балета. Именно она в партии Одетты-Одиллии из балета Чайковского «Лебединое озеро» изображена на золотых и серебряных памятных монетах «Беларускі балет. 2013», выпущенных к 80-летию театра.

С профессией Ольгу сориентировала мама, которая всю жизнь проработала в Минске на заводе. Женщина отдала дочку в пять лет в художественную гимнастику. Параллельно девочка ходила в ансамбль «Мечта», руководитель которого посоветовала ей попробовать поступить в хореографическое училище.

— В танце можно свободно выражать свои чувства, — объясняет прима. А спорт привил целеустремленность и ответственность.

Нагрузки в училище были постоянно очень высокие. Бабушка видела, как тяжело заниматься в балетном классе, сколько уходило сил, и говорила Оле: «Зачем тебе это надо?!» Та отвечала, что все равно будет балериной.

— Когда ты безумно любишь дело, которым занимаешься, то трудности и нагрузки в удовольствие, — поясняет Ольга.

Когда поняла, что в чем-то превосходит других?

— В колледже слышала, что я одна из лучших учениц… Балет и театр — это мое, 100%, — подводит итог Ольга Гайко.

Артистка Большого театра оперы и балета считает, что у нее еще есть склонности к психологии и педагогике. Проверим?

«Выбор мамы был правильным»

Складывать-вычитать в процессе выполнения заданий у Ольги получалось не так быстро. Зато тест показал сильно развитое воображение и настойчивость. Она творческая эмоциональная натура с наглядно-образным типом мышления. Кроме того, Ольга всегда ориентирована на результат. Как раз эти качества и позволили ей добиться успеха в профессии «артист», которая ожидаемо в списке основных рекомендованных.

Работа архитектора и реставратора чужда Ольге.

— Я, конечно, люблю смотреть на красивые вещи. Но заниматься этим — не мое. А вот дизайн, в первую очередь интерьера, — да, любопытно попробовать, — комментирует она исход профориентационного тестирования.

Ольга Гайко вполне могла загореться и литературой, если бы углубилась в нее в свое время. По крайней мере, писать сочинения в школе она любила. Балерина считает свою работу не экстремальной: получается настроиться, погрузиться в образ и не отвлекаться на публику. По словам Ольги, благодаря тесту она будет не так зациклена на своей профессии («в театре много страстно преданных делу людей»). А результат подтвердил: выбор мамы был правильным.

Олег Руммо, 45 лет, профессор-трансплантолог, заслуженный врач Беларуси

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Первым в стране выполнил операции по пересадке печени, поджелудочной железы вместе с почкой. В 40 лет возглавил Республиканский научно-практический центр трансплантации органов и тканей, руководителем которого является и сегодня. Из династии медиков: мама и папа — врачи, бабушка — медсестра, сестра, жена и ее родители — из медицины. С отличием окончил Минский государственный медицинский институт по специальности «лечебное дело» в 1993-м и Академию управления при Президенте Республики Беларусь в 2010 году.

— Я отличник по жизни. Все предметы шли одинаково хорошо. А все эти разговоры про мечты и грезы… У меня не было грез, — рассказывает Олег Руммо.

Отец Олега Руммо был хирургом, заместителем главврача Слуцкой центральной районной больницы.

— Мама тоже врач. Поэтому шибко выбирать не приходилось. Родители активно подталкивали, и мое решение было им в угоду. Но это не вызывало какого-то неприятия, — рассказывает доктор медицинских наук.

Добиться успеха, считает Олег Руммо, удалось благодаря умению быстро схватывать полезный и интересный материал.

— Есть на плечах голова, чтобы аккумулировать знания. Конечно, очень важны и мануальные (производимые руками) навыки. Поэтому много времени проводил в клинике.

Все пришло еще и потому, что Руммо интересовался всем, что связано с профессией и происходит вокруг нее.

— Это как дело жизни, если человек его находит, то посвящает себя целиком, и тогда быстрее приобретает опыт.

В жизни хирурга было все не так просто, да подвернулась возможность реализовать желаемое.

— Были люди, готовые помочь просто потому, что ты им симпатичен, и можешь сделать то, что все равно нужно делать, да и никого более подходящего рядом нет. Кроме того, есть государственные интересы и желание видеть Беларусь передовой республикой, — поясняет руководитель центра трансплантации.

В объявленный Годом здоровья 2008-й нужно было чем-то «выстрелить».

— Вот нашлись ребята, и я из их числа, которые взяли и сделали (имеется в виду первая в Беларуси трансплантация печени. — TUT.BY). А президент оказал всяческую поддержку.

Руммо — перфекционист. «Или не делать, или делать хорошо». Пусть не все вещи. К тому, чем важно заниматься основательно, хирург относит работу и семью.

Важно еще понять, чувствуешь ли удовлетворение.

— Если «кайфово» с этой женщиной жить, то отлично, а нет — придется разводиться. Так и в работе.

Хирург испытывает удовольствие от того, что на 2−10 часов «владеет» человеком. Он работает ради собственного удовлетворения, но считает: врача, для которого перестает существовать пациент, нужно гнать из медицины.

Размышлений о том, та ли профессия выбрана, не было даже после института, когда будущий профессор получал зарплату всего 6 долларов.

«Косметология, стоматология? Я бы не пошел в медицину!»

Рекомендации относительно медицины повеселили.

— Оказывается, чтобы не выгореть, я должен работать в фармацевтической области, косметологии, стоматологии и физиотерапии. В медицину никогда в жизни бы не пошел, если бы работал стоматологом или косметологом.

С тем, что экстремальный график работы — не лучший для него вариант, доктор медицинских наук соглашается.

— Я боюсь рисковать — это правда. В трансплантации вообще не имею права рисковать. Человеческой жизнью? Вы хотели, чтобы рисковали вашей? А к опасным ситуациям тщательно готовлюсь, каждое действие довожу до автоматизма.

Руммо нашел другой способ остаться в медицине и не выгореть, будучи хирургом. Сейчас большую часть своего времени (примерно 70%) он работает «руководителем», а оперирует несколько раз в неделю.

— Может быть, я даже больше способен организовать, объединить, коммутировать, — оценивает себя как руководителя Олег Руммо. — Но удовольствие я получаю и от руководства, и от операций.

Олег Руммо действительно любит системность и везде ищет логические связи.

— Вот на английский трачу сумасшедшее количество времени и денег, несмотря на то, что у меня очень хорошая (и тест это подтверждает. — TUT.BY) память. Почему? Да потому что иностранные языки — это чистая зубрежка, там нет логических связей, а у меня совсем другой тип мышления.

— Дефектология, логопедия? Ну какой из меня логопед. Ре-ря-рю… Сдох бы я.

В роли преподавателя Руммо себя уже видел. Работал в медуниверситете на кафедре хирургических болезней. Да и сейчас является профессором кафедры трансплантации Белорусского медицинского университета последипломного образования.

— Преподавание мне нравится тоже, нормальная работа.

К предложенному тестированием администраторству хирург относится хорошо.

— Да, могу достаточно быстро привести в порядок документы.

А вот деятельность с военной спецификой он «терпеть ненавидит».

— От оружия избавляюсь любыми способами. Мне дарили разрешенные пистолеты, но они не вызывают во мне никаких чувств. Больше нравятся красивые часы и костюмы.

Сергей Дивин, 43 года, гендиректор белорусского подразделения EPAM Systems

Фото: TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Имеет три высших образования: юридическое (Белорусский институт правоведения), экономическое (БГЭУ), менеджмент в сфере общественных отношений (Институт повышения квалификации). Считает, что его текущая профессия — менеджер. А задачи перед руководителем стоят постоянно разные — из любых сфер деятельности.

— Вот сейчас, например, мои функции во многом похожи на работу прораба-строителя. Эстонский генподрядчик провалил планы, и мне в условиях отсутствия нормальной проектной документации нужно достроить здание с огромным количеством брака. Каждый день разбираюсь в той или иной проблеме строительства, — рассказывает Сергей Дивин.

Первая профессия, которую получил гендиректор EPAM Systems, — «энергетик» (электроснабжение промышленных предприятий и установок).

— Я окончил 20-ю школу в Бобруйске. Рядом располагался механико-технологический техникум, в котором учился брат. Подготовкой брат был доволен, и поэтому я ровненько пошел в ближайшее заведение и дальше четыре года считал троллейбусы, проезжающие по улице Минской напротив техникума.

Затем была служба в погранвойсках, и много времени приходилось проводить в нарядах, ночных дозорах. Бобруйчанин оставался наедине с собой и мог подолгу размышлять о том, кто он и что ему больше всего по душе.

— Это был самый полезный период с точки зрения профориентации, — рассказывает Сергей. — Сразу после армии отправился на юридический факультет. Там и нашел себя. Заниматься юридической практикой мне нравилось.

Было по нраву работать в МТБанке, потом — в производственном холдинге, где Дивин возглавил юридическую службу.

— В банке начало проявляться то, что всегда было спрятано, — организаторские способности. Думаю, у меня хорошо получается понимать людей, разбираться в них.

Попав в компанию EPAM руководителем юридического отдела, постепенно занялся административной работой. И вот уже практически 14 лет Дивин в должности директора. Но он до сих пор продолжает искать и анализировать, что ему ближе.

— 14 лет в EPAM пролетели, как один миг. Каждый год, каждый день — новый вызов, и некогда думать, что в тебе было заложено изначально. А вдруг я художник?

«Практически все выданные профессии — то, чем занимаюсь по жизни»

— Юриспруденция, управленческая деятельность и преподавание с большего подпадают под мои наклонности. Это совпадает с тем, чем приходится заниматься по жизни, — комментирует результаты тестирования Сергей Дивин. — Что для себя вынес? Я на верном пути: была юриспруденция, сейчас — управленческая деятельность, впереди — преподавание:).

— В старших классах такой тест был бы полезным и для меня, и для моих родителей, — говорит менеджер. — Сам тест интересен с точки зрения выявления психофизиологических особенностей, но в части определения специальностей он несколько устарел. На мой взгляд, там за основу взяты квалификации начала 90-х. Сейчас «ландшафт профессий» изменился, и использовать штампы типа «юристы», «программисты» нельзя. Внутри каждого из этих терминов появились десятки специализаций, которые требуют разных навыков. Например, «бизнес-анализ» и «тестирование», «UX-дизайн» — все эти термины скрывают за собой народное «программист». В общем, опросник стоило бы усовершенствовать с учетом новых профессий.

Маргарита Мещанская, собирается в Гродненский государственный университет им. Я. Купалы

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Маргарита Мещанская, 11-й класс гимназии № 10, Гродно. Идет на золотую медаль, во всех предметах разбирается одинаково хорошо, и выделить какой-то ей сложно. Выберет, скорее всего, техническую специальность, потому что по душе главным образом математика и физика. К тому же девушка ориентируется на более денежные профессии.

Сегодня в приоритете у нее профиль «программист-экономист» и специальность «информационные системы в экономике», которую можно получить в Гродненском государственном университете им. Я. Купалы. Специальность советовала мама, когда-то окончившая математический факультет.

Маргарита — профессиональная волейболистка, играет за гродненскую команду «Неман-ГрГУ» и в составе молодежной сборной Беларуси.

— Времени для подготовки к централизованному тестированию (из-за спорта. — TUT.BY) у меня очень мало, спать ложусь поздно, встаю рано, — рассказывает Маргарита.

Спорт — уже профессия Маргариты. А какую специальность подскажет тестирование?

«Будет возможность выбрать творческую специализацию»

Случай с Маргаритой — очень любопытный. Для психологов, консультирующих в Республиканском центре проблем человека, предложить ей профессии оказалось задачей не из простых. Интересы девушки (спорт, программирование, математика) нужно было совместить с предрасположенностью мыслить образно. К этому добавлялись рекомендации работать с людьми, но избегая экстремальных условий (что, в общем-то, почти несовместимо с профессиональным спортом).

По результатам тестирования идеальный для нее вариант — программирование с творческим уклоном (но не экономическим. — TUT.BY).

— Я как раз хочу создать что-нибудь новое в программировании, — комментирует девочка. — Интересно было бы делать сайты. Там, куда я поступаю, есть возможность потом выбрать специализацию.

Маргарита согласна с тем, что у нее хорошее образное мышление, и о профессии архитектора она уже задумывалась.

— Но в Гродно архитекторы не так востребованы, — поясняет она, почему перестала думать об этой специальности.

Что касается спорта, то жесткие нагрузки ей, и правда, не в радость.

— На неделе у меня есть всего один выходной. Да, я устаю.

Маркетинг, журналистика? «Нет, не мое», — говорит Маргарита. А для того чтобы заниматься музыкой, нужно специальное образование, которого у выпускницы нет.

Профориентационное тестирование Маргарита Мещанская уже проходила и в школе. Там был точно, как в центре, опросник по интересам. А вот психофизиологические особенности не выявляли. А это оказалось полезным для абитуриентки: знать не только то, чем хочешь заниматься, но и то, чем можешь.

Вячеслав Артемов, поступает в БГУ

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Вячеслав Артемов, 18 лет, школа № 161 Минска. Поступает на юридический факультет БГУ. Пойдет учиться на юриста потому, что при поступлении нужно будет сдавать любимые предметы — например, обществоведение. И не придется проходить ЦТ по математике.

Близкие тоже советовали так, чтобы Слава наилучшим образом сдал тестирование. Востребованность профессии на рынке труда тоже имела вес.

«Буду развивать усидчивость»

У Вячеслава — абсолютное противоречие между выбранной специальностью и психофизиологическими особенностями. Молодой человек собирается быть юристом. А тест показывает, что у выпускника — нестандартное мышление. С нестандартной логикой преуспеть в этой профессии сложно, отмечает психолог. Так что Славе больше подойдут специальности, где он может проявить свое оригинальное восприятие действительности. По-хорошему Вячеславу стоит выбрать из предложенных профессий. Тем более что парня как раз увлекают история и философия.

Результаты теста очень приближены к реальности, говорит Вячеслав.

— Узнаю себя в них. И как раз там, где знал, что могу провалиться, тест и показал мои слабые стороны.

Несмотря на все рекомендации отказаться от поступления на юрфак, Слава в своих планах ничего менять не собирается, считает, что философию можно изучать и самому. На этом этапе Вячеслав считает важным заниматься не тем, что интересно, а тем, что нужнее в жизни.

- Буду развивать усидчивость, — отвечает он на вопрос, не будет ли скучно учиться.

Историком в школе Слава быть не хочет. Но выясняется интересный факт: в случае непоступления на юридический факультет планом Б у абитуриента значится как раз философский факультет. Так что желаем Славе (уж простите) поступить на философский.

Свое нестандартное мышление абитуриент собирается использовать вне профессии — в творчестве. Как выяснилось, тест не зря предложил выпускнику заняться литературой. Школьник любит писать сочинения.

— Сам. Сейчас мало кто пишет сам. Очень многие «скатывают».

Год назад Слава написал на интернет-сайте свои рассуждения о персонаже Шерлоке Холмсе. Так что профессии сценариста и критика ему близки:

— В этих областях можно развиваться вне каких-то институций. Если человек хочет писать — станет, будучи даже электриком.

О профессиях чертежника, геолога, топографа, метеоролога Слава не задумывался. Такие занятия ему интересны. Но окунуться в них головой не хочется.

О веб-дизайне:

— Года три назад баловался — пытался в программах разбираться. Честно говоря, не зацепило.

Нашел пользу в этом тесте не столько в профориентации, сколько в том, чтобы оценить сильные и слабые стороны своего мозга.

Если вдруг в будущем Слава решит поменять профессию, обязательно заглянет в результаты теста.

Марина Головачева, поступает в Академию МВД

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Марина Головачева, 11-й класс учебно-педагогического комплекса детский сад — средняя школа деревни Старое Село Минского района. Поступает на следственно-экспертный факультет Академии МВД.

С детства девочка мечтает носить форму. Считает себя боевой.

— Я всегда с мальчишками. В моем классе — семь ребят и всего две девочки. А семь лет я вообще была единственной. Да, дрались, — улыбается Марина.

А недавно в школу приезжали представители Следственного комитета, агитировали. Директор сказал, что может только Марину порекомендовать для поступления. Вот так и определились.

Кстати, даже если Марина не поступит, то собирается с 18 лет устраиваться на работу в милицию или охрану.

«Будем действовать по плану»

Результаты тестов прокомментировала мама Марины Людмила Николаевна.

— В пятом классе такой тест — находка. Я вижу: могла бы немного давить на Марину с учебой, потому что диагностика показала хорошие психофизиологические характеристики (например, она неплохо запоминала цифры).

Людмилу Николаевну радует, что среди рекомендаций есть военные специальности и профессия следователя. Что касается совета лучше выбрать работу с документами, нежели с большим количеством людей, Людмила Николаевна говорит:

— Кто знает, может, она и будет работать в нотариате.

О предлагаемой тестом работе на таможне в семье тоже задумывались.

Девочка и ее мама согласны и с тем, что Марине нужны перерывы в работе. Уже сейчас ей трудно высидеть урок — нужно бежать, петь, танцевать, заниматься спортом…

Результаты тестирования абитуриентка возьмет на медицинское освидетельствование и психофизиологическое обследование, которое нужно пройти для поступления в МВД.

* Пройти профориентационное тестирование в Республиканском центре проблем человека при БГУ стоит 400 тысяч белорусских рублей.

Вернуться на главную страницу проекта «Абитуриент-2015»

Спецпроект Абитуриент-2015 посвящен нынешней вступительной кампании.
Мы расскажем о том, как правильно выбрать профессию и потом не жалеть об этом, об этапах подготовки абитуриента к поступлению, затронем жилищный вопрос будущих студентов, поговорим о ЦТ, распределении, трудоустройстве после вуза и о многом другом.

Вернуться на главную страницу проекта «Абитуриент-2015» ТУТ

{banner_819}{banner_825}
-20%
-15%
-10%
-30%
-10%
-50%
-10%
-20%