Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


фотоОдним из ключевых и зрелищных мероприятий в рамках праздника города «Минск-2004» стал парад троллейбусов, который третий год подряд проводит в столице предприятие «Минсктранс»

Праздничная колонна из 13 машин всех моделей, которые эксплуатируются сегодня в столице, стартовала от первого троллейбусного депо. Ее возглавил первый минский троллейбус МТБ-82Д, который стоит здесь на постаменте уже много лет. Машину вела водитель с четвертьвековым стажем Людмила Таптунова, второй раз участвующая в параде. На всем пути следования, а маршрут проходил по наиболее оживленным улицам столицы, минчане радостно приветствовали колонну.

Сегодня троллейбус — один из наиболее динамично развивающихся видов городского транспорта. В столице действуют пять троллейбусных депо, протяженность эксплуатационного пути, если вытянуть провода в одну линию, составляет около тысячи километров. Столицу обслуживают 1.020 троллейбусов различных моделей на 65 маршрутах.

А первый троллейбусный маршрут общей протяженностью шесть километров Вокзал — Круглая площадь» (ныне площадь Победы) начал действовать в столице 52 года назад — 19 сентября 1952 года. На нем работало пять машин. За рулем первого троллейбуса сидел Алексей Соколов, который здравствует и поныне. Эта поездка не только сделала водителя человеком известным: после окончания рейса прямо в салоне троллейбуса ему торжественно вручили ордер на квартиру неподалеку от депо.

 — В день пуска троллейбуса в Минске был своеобразный праздник, всех перевозили бесплатно, пассажиры не хотели покидать салон, — вспоминает 82-летний ветеран, сорок восемь лет отдавший минскому троллейбусу. Кстати, он и сегодня не прочь сесть за руль своей машины.

Сначала в первом депо насчитывалось всего девять машин МТБ-82Д, на которых работали 18 водителей, окончивших курсы в Ленинграде.

В 1957 году в Минске стало уже два троллейбусных маршрута: «Обсерватория — Вокзал» и «Парк Челюскинцев — Аэропорт». Их общая протяженность составляла 22 километра. В часы пик пускали дополнительные машины, которые перевозили людей от Круглой площади до железнодорожного вокзала. К началу 60-х годов в Минске действовало шесть троллейбусных маршрутов, которые обслуживало около 100 машин.

Первая троллейбусная модель выпускалась на заводе имени Урицкого в Энгельсе с 1951 по 1961 год. Она имела неоправданно большую кабину водителя и узкие двери, возле которых не было накопительных площадок.

 — Утром, когда все ехали на работу, и в троллейбусах было тесно, я всегда пускал ребятишек, которых мамы везли в детский сад, к себе в кабину, — вспоминает Алексей Соколов.

Недостаточная мощность тягового двигателя, неавтоматическая система пуска также ограничивали их провозную способность. Именно это и подтолкнуло столичных умельцев создать троллейбусный поезд. Две машины МТБ-82Д соединяли между собой специальным устройством. Сцепка, несмотря на то, что была в единственном экземпляре, помогала разгружать маршрут в часы пик. С 1960 года в депо начали поступать троллейбусы СВАР3.

В июле 1962 года им на смену пришел троллейбус ЗиУ-5. Новые машины значительно увеличили провозную способность. Их длина была доведена до наибольшей величины, допускаемой габаритными ограничениями, увеличена ширина дверей. А в 1972 году на улицах Минска появились машины нового поколения ЗиУ-9. Для их ремонта в 1973 году был создан ремонтный трамвайно-троллейбусный завод, впоследствии переименованный в «Белкоммунмаш». С 1992 года предприятие стало выпускать белорусские троллейбусы. И, начиная с 1994 года, столичные депо пополняются исключительно машинами отечественного производства.
0058648