1. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  2. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  3. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходило в Беларуси 28 февраля
  4. «Ашчушчэнія не те». Все участники РСП вышли на свободу после 15 суток ареста
  5. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  6. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  7. С 1 марта заработал обновленный КоАП. Новшества затронут почти всех белорусов
  8. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  9. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  10. Что происходит в Беларуси 1 марта
  11. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  12. Названы победители «Золотого глобуса» (почти без сюрпризов)
  13. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  14. В Беларуси создали собственную ракету для «Полонеза» (ее очень ждал Александр Лукашенко)
  15. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  16. Под Молодечно задержали компанию из 25 человек. МВД: «Они собирались сжечь чучело в цветах национального флага»
  17. «В киевской миграционке мне сказали, что я в первой десятке». Айтишник — о переезде в Украину
  18. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  19. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  20. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  21. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  22. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  23. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  24. Тихановская рассчитывает на уход Лукашенко весной
  25. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  26. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  27. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  28. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  29. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши
  30. «Меня потом знатно полили шампанским!» Первая белоруска с COVID-19 — о том, как прожила «коронавирусный год»


Деятели культуры, архитектуры, искусства и туризма обратились к мэру Минска Андрею Шорцу. Они предлагают превратить поселок Тракторного завода в историко-культурный заповедник европейского значения.

На доме в Тракторозаводском поселке. Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Обращение связано с планирующимся сносом двухэтажных домов по улицам Клумова, Чеботарева, Стахановской, Щербакова, которые являются частью жилого поселка Тракторного завода. Подписались под письмом в Мингорисполком известные белорусские экскурсоводы, художники, издатели и журналисты. Среди них, например, архитекторы Армен СардаровВадим Глинник, Владимир Трацевский, художники-дизайнеры Артур Клинов и Владимир Цеслер, фотограф Сергей Плыткевич, поэт Виктор Жибуль, председатель Союза художников Беларуси Григорий Ситница, историк Захар Шибеко – всего 30 человек, многие из которых родились в этом уголке Минска.

Подписавшиеся под письмом уверены – постройка однотипных многоэтажных панельных домов на месте двухэтажной застройки, которую планируют снести, "ухудшит и без того сложную экологическую и транспортную ситуацию в этой части Минска, окруженной заводами".

Горожане просят отменить решение о сносе двухэтажных домов жилого поселка Тракторного завода Минска. А также – организовать и провести новое публичное обсуждение всех планируемых архитектурно-планировочных концепций и архитектурных проектов застройки территории поселка с участием специалистов, экспертов и заинтересованной общественности. Кроме того, в письме есть просьба "провести надлежащий ремонт домов поселка для комфортного проживания в них местных жителей, не уничтожая вместе с тем сохранившегося декора старых фасадов и других аутентичных архитектурных элементов домов и дворов".

Авторы письма говорят о необходимости провести работы по реставрации поселка, "вернув ему облик 1940-50-х годов, в том числе украшения в виде многочисленной малой скульптуры, лепного декора на фасадах домов и прочее – всего, что было утрачено за истекшие 70 лет".

Андрея Шорца также просят посодействовать внесению застройки поселка в Государственный список историко-культурного наследия, а также при поддержке заинтересованной общественности и при участии Минкульта и Минспорта и туризма разработать и реализовать проект по превращению поселка в историко-культурный заповедник европейского значения.

Публикуем другие отрывки из письма.

Свидетельство о жизни минчан после войны

Данный поселок был возведен в 1940-50-х годах для рабочих Минского тракторного завода, который, согласно решению П. Пономаренко и И. Сталина, должен был стать градообразующим предприятием всесоюзного значения. Именно поэтому жилой поселок начал строиться одним из первых в разрушенном войной Минске, по образцовому проекту. И, несмотря на свой почтенный возраст, он сохранился в аутентичном виде. Сегодня он является одним из интереснейших уголков Минска.

Поселок ценится минчанами за комфорт и уют, которые достигаются особенностями архитектуры домов (малая этажность, многочисленные балконы и лоджии, подвесные цветники-кашпо), множеством зелени, разумной, высококачественной, "человеко-ориентированной" планировкой улиц и дворов, основанной на прогрессивных градостроительных принципах того времени. Однако на сегодняшний день также стоит отметить неудовлетворительное состояние некоторых домов, требующих капремонта.

Поселок Тракторного завода уже имеет несомненную историко-культурную ценность, несмотря на то, что еще формально не внесен в Государственный список историко-культурного наследия Республики Беларусь. Данный район в своей цельности (а не лишь некоторые его дома), в комплексе со своей историей, названиями улиц, неповторимой атмосферой является ярким свидетельством жизни послевоенного поколения советского Минска – поколения, из которого вышли общественно-политические лидеры современной Беларуси. Поселок также является выразительным примером архитектурного наследия той эпохи (проект разрабатывался знаменитым советским архитектором Розенфельдом, возможно – при участии немецких специалистов; строителями поселка являлись военнопленные немцы, а также сами рабочие Тракторного завода, будущие жильцы).

Тракторозаводский поселок как бренд города

Об исторической, архитектурной и культурной ценности поселка неоднократно высказывались известные деятели культуры, постоянно публикуются материалы в СМИ, записываются теле- и радиопередачи. Здесь часто снимаются кинофильмы (что приносит доход в госбюджет), проводятся художественные фотосессии и пленэры, туристические экскурсии. Тракторозаводскому поселку посвящено несколько энциклопедических статей (например, на известном портале www.sovarch.ru), о нем написаны стихотворения народных поэтов Беларуси Петруся Бровки и Петра Глебки, художник Василь Сумарев посвятил поселку картину, а немецкий ученый Томас Бон использовал историю поселка для создания уникальной научной монографии о послевоенном Минске, назвав поселок самым интересным уголком в белорусской столице. Рост публикаций, культурных событий, посвященных поселку, свидетельствует о том, что общество пришло к осмыслению его как ценного историко-культурного объекта, который необходимо сохранить, а сам поселок, очевидно, имеет все шансы стать одним из туристических "брендов" города.

В Минске есть еще несколько районов с послевоенной жилой застройкой. Разумеется, что все их сохранить невозможно, ведь наш город стремительно развивается, но для Минска очень важно оставить хотя бы некоторые из них. На фоне того, что городские власти планируют снос поселка Тракторного завода, "Осмоловки", Автозаводского поселка – трех самых ценных кварталов той эпохи – возможность увидеть Минск послевоенных лет скоро исчезнет.

Повод для туристов остаться в Минске "на второй день"

Историко-культурное наследие тесно связано с туризмом. Не секрет, что на сегодняшний день у туриста достаточно мало причин, чтобы остаться в Минске на второй день. У поселка Тракторного завода есть шанс стать уникальным для Европы туристическим объектом, центром концентрации художественных галерей, дизайнерских мастерских, театральных и фотостудий, изысканных кафе и книжных магазинов – надо лишь устроить так, чтобы творческие проекты и инициативы, вдохновленные Тракторогородом (так поселок назвал Петрусь Бровка), нашли здесь благоприятные условия для плодотворной работы.

При содействии городских властей поселок может превратиться в музей советской цивилизации под открытым небом с множеством интерактивных представлений, тематических экспозиций как на территории просторных дворов (например, выставка ретроавтомобилей), так и внутри зданий; поселок может стать центром изучения советского наследия, местом проведения научных конференций, уникальным архивом, библиотекой по данной тематике. Все это можно устроить, используя уже отселенные дома, сохраняя при этом частичную заселенность остальной застройки, ведь поселок привлекает взгляд гостей и туристов не только своим архитектурным видом, но и своей обжитостью, укладом жизни местных жителей, живой атмосферой. Несомненно, реализация подобного проекта своей свежестью и масштабом привлечет большее внимание к нашему городу, внесет свою лепту в формирование его позитивного имиджа. А ведь именно советское культурное наследие часто является наиболее интересным для европейского туриста в Минске.

-5%
-10%
-10%
-20%
-30%
-8%
-10%
-5%
0072407