Антонина Хокимова,

Фото: Вечерний Брест
Фото: Вечерний Брест
Жабинка узнала про себя много нового и интересного. В самом деле, когда до этого проводился такой детальный анализ социально-экономического развития города: его нынешнего состояния и дальнейших перспектив? Это стало возможным в связи с принятием указа главы государства № 214 "О развитии городов-спутников" от 7 мая 2014 г.

Как известно, тема города-спутника обязана своим появлением прежде всего отсутствию в Бресте свободных земель для формирования кварталов индивидуального жилищного строительства. В Жабинке их тоже пришлось поискать.

"Перед разработчиками концепции ставилась цель: не допускать выбытия из оборота земель сельскохозяйственного назначения, - рассказывает главный архитектор области Валерий Анисимов. - Задача не из простых, если учесть, что за 10 лет население Жабинки должно вырасти с тринадцати с небольшим до 25 тысяч человек. То есть практически на том же месте необходимо "посадить" еще один такой же город. Эта задача усложняется тем, что райцентр "перерезают" высоковольтные линии электропередачи, под которыми строить нельзя. К тому же здесь преобладают земли с высоким уровнем грунтовых вод. В очередной раз эти вопросы обсуждались на недавнем совещании с участием разработчиков нового генерального плана города - "БелНИИградостроительства". Находим решение за счет уплотнения городской территории и частично - вовлечения свободных земель".

Социально-экономический "портрет" Жабинки в Концепции вырисовывается довольно пестрым. Скажем, такая особенность: частный бизнес здесь сконцентрирован преимущественно в сферах, не требующих высокой квалификации и значительных финансовых вложений (к примеру, транспортные услуги и торговля). Население города в последние десятилетия росло, но в 2013 г. этот рост составил... 47 человек. Новым задачам города-спутника не соответствуют транспортная и социальная инфраструктура. Обеспеченность торговыми площадями в Жабинке составляет 74,3 % от уровня Бреста. В детских садах 188 детей "сверх нормы". При успешной реализации Концепции Жабинка рассматривается как опорный центр в системе расселения Брестского региона. Город-спутник должен обеспечивать социальные стандарты для населения, сопоставимые с уровнем социального обслуживания Бреста.

Прокомментировать основные положения Концепции мы попросили председателя Жабинковского райисполкома Федора Колончука.

- Концепция городов-спутников для столицы, возможно, и более актуальна, - говорит он. - Но и в придании этого статуса Жабинке тоже есть своя логика. Реальность такова, что на территории Брестского района (в направлении на Малориту и Томашовку) свободных земель для индивидуальной застройки нет. А в Бресте жилищные условия хотят улучшить более 36 тыс. горожан, и почти половина из них - молодые семьи. Дома ЖСПК строятся в весьма сжатые сроки, и далеко не каждому по силам нести это финансовое бремя. А получив земельный участок, можно строить и два, и три года. У человека появляется надежда, что в будущем у него будет не просто жилье, а его собственный комфортный дом. Кроме того, у людей должен быть выбор. Возможно, кто-то предпочел бы жить не в большом городе, пусть даже с 300-тысячным населением, а чуть поодаль от него. А Жабинка - это как раз такое место, практически в "шаговой доступности" от областного центра, с которым он связан железной дорогой и международной трассой М1/Е30. По Концепции, удельный вес усадебного жилья в новом строительстве определен как 60 %, а многоквартирного - 40 %. Что касается жителей Бреста, то здесь соотношение 90 к 10. Многоквартирная застройка будет представлена домами до 5 этажей.

- На начальном этапе как основное "пятно" индивидуальной застройки рассматривался участок в районе бывшего военного городка, где в советское время была развернута крупная нефтебаза. Судя по утвержденной Концепции, эти планы подверглись корректировке...

- Да, это так, и нам пришлось настойчиво отстаивать свои позиции. Дело в том, что вопрос с этой площадкой не определен в принципе. Это территория в 53 гектара, где на протяжении 40 или 50 лет в больших объемах хранилось резервное топливо. Нынешние хозяева используют эти мощности далеко не в полную силу. Ведутся поиски инвестора, которые пока не увенчались успехом. Демонтировать топливные емкости на бывшей крупной нефтебазе - дело очень дорогостоящее. Экологическую составляющую такого специфического места тоже нельзя не брать в расчет. Мы ведь хотим предложить людям максимально безопасные и комфортные условия проживания. Поэтому площадки под индивидуальное строительство определены по обе стороны дороги на выезде на трассу М1 (около Федьковичей) и в районе д. Стеброво.

- Что для вас было главным при формировании Концепции?

- И было, и есть - источники финансирования. Представьте, что уже разбиты кварталы жилой застройки. Но надо еще изготовить проектную документацию, "подтянуть" инженерные сети: электричество, газ, воду, дороги - а это немалые средства. Бюджет района "в одиночку" такие затраты не потянет, да и для областного это очень существенная нагрузка. Мы надеемся, что на следующем этапе - при утверждении главой государства нового генерального плана Жабинки этот принципиальный момент будет учтен.

- Насколько удачно Концепция "спального района Бреста", как называют город-спутник, совмещает, с одной стороны, комфортное проживание, с другой, - наличие рабочих мест?

- Однозначно: выноса крупных промышленных производств из Бреста в Жабинку не будет, так как это сопряжено со значительными финансовыми затратами. Кроме того, это негативно отразилось бы на экологии района, где расположено большое количество лечебно-оздоровительных учреждений. Убежден, что оптимальный вариант - поиск инвесторов и развитие малого и среднего бизнеса. Хотя сделать это в наших условиях непросто. Посмотрите: недалеко от Жабинки в районе аэропорта - территория СЭЗ "Брест". И там есть еще "незаселенные" участки, хотя в наличии развитая инженерная инфраструктура. В самом Бресте есть незадействованные производственные площадки (которых мы в Жабинке предложить не можем) - приходи и работай. А условия ведения бизнеса в смысле преференций, по сути, они и те же.

- Есть ли примеры реализации в районе в последние годы успешных инвестиционных проектов?

- Если крупных - то нет. Хотя кое-какие "заготовки" имеются. К примеру, на начало 2015 года планируется строительство предприятия по производству кормовых добавок ЗАО "Консул". Этот проект рассчитан до 2020 г., объем инвестиций на реализацию проекта составляет 15 миллионов долларов. Планируемые производственные мощности по выпуску продукции - 60 тонн в час. Будет создано 25 рабочих мест. Видимо, надо упомянуть и завершение в 2014 г. строительства Жабинковским комбикормовым заводом крупного свиноводческого комплекса на 24 тыс. голов откорма свиней в д. Сычево. В 2016 г., с выходом на проектную мощность, здесь будут производить 2,7 тыс. тонн свинины в год. В последнее время мы ведем активные переговоры (напрямую) с инвесторами из Италии и ОАЭ. "Точки соприкосновения" связаны, в частности, с развитием сети заведений общепита.

- Какие пробелы в социальной инфраструктуре города будут ликвидированы в первую очередь в соответствии с предложенной Концепцией?

- Даже без учета существенного прироста населения город остро нуждается в детских дошкольных учреждениях. Уже сейчас дополнительно требуется порядка 500 мест в садиках, поэтому даже строительство одного такого заведения (шестого по счету) на 240 мест, которое не удалось начать ни в прошлом, ни в этом году, проблемы не решает. В городе не хватает крупных торговых объектов формата "универсам" и "супермаркет". С увеличением численности населения потребуется реконструкция стадиона с расширением трибун и капитальный ремонт здания спортивного комплекса "Бодрость". Рядом с этим спортивным объектом, в "буферной" зоне между центром Жабинки и микрорайоном сахарного завода, "держим" площадку для торгово-развлекательных заведений. Реализация этих планов будет зависеть от экономической ситуации. Но у города появился шанс и видение перспектив развития - и это можно приветствовать.
-30%
-10%
-20%
-25%
-21%
-20%
-10%
-20%
-10%
-20%
0070236