Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Конфликту, неожиданно разгоревшемуся недавно между католиками и протестантами, посвящает сегодняшнюю публикацию НГ-Религии.

Не успели христиане отметить печальную 950-ю годовщину разделения Церквей на Католическую и Православную, отмечает газета, как вдруг неожиданно разгорелся новый конфликт, тоже основанный на богословских спорах давно минувших дней. На этот раз мир был нарушен между католиками и протестантами, что удивительно, поскольку представители этих конфессий мирно сосуществуют и сотрудничают во многих странах мира, за исключением Северной Ирландии, где эти разногласия носят скорее историко-политический, нежели религиозный характер.

14-15 августа, когда Католическая церковь отмечает праздник Успения Божией Матери, Папа Римский Иоанн Павел II посетил французский город Лурд, находящийся у подножья Пиренеев, на границе с Испанией. В нем 11 февраля 1858 года, по преданию, в пещере перед 14-летней безграмотной пастушкой Бернадеттой Субиру появилась Дева Мария. Охваченная трепетом, девушка спросила "прекрасную даму" (так потом она называла Богородицу), кто она такая, и получила ответ: "Я — Непорочное зачатие".

Бернадетта не имела никакого понятия о богословских спорах, поэтому маловероятно, что она придумала эту формулировку. В Католической церкви эта тема обсуждалась уже давно. Именно потому в "Лурдском чуде" усмотрели божественное подтверждение догмата о Непорочном зачатии Девы Марии, провозглашенного за четыре года до этого, 8 декабря 1854 года, Папой Пием IХ. В данном случае "непорочное зачатие" относится не к чудесному рождению Иисуса, а к освобождению самой Марии в момент ее собственного зачатия от власти первородного греха, которому подвержены все люди как потомки Адама, согрешившего в раю.

Протестанты не признали и не признают и по сей день этот догмат, считая, что это верование как выражение народного благочестия не имеет никаких оснований в Священном Писании. Еще со времен Мартина Лютера они придерживаются того мнения, что Католическая церковь придает слишком большое значение образу Марии, которому в Новом Завете отведено довольно скромное место.

По мнению протестантов, Ватикан превратил христианство в своего рода "марианство", что, с богословской точки зрения, никак не оправданно. Они считают, что "Лурдское чудо" было инсценировано "попами" с помощью наивной девушки для оправдания задним числом соответствующего догмата.

Недоверие протестантов подкреплялось еще и тем, что этот же Папа на Первом Ватиканском Соборе (1869-1870 гг.) добился принятия догмата о непогрешимости Римского Понтифика в вопросах веры и нравственности, когда он говорит "с кафедры", то есть как Глава Церкви. Против этого догмата выступил один из первых католических экуменистов в Хорватии Дьяковский епископ из Хорватии Йосип Юрай Штросмайер.

Теперь французские протестанты возобновили старый спор в связи с визитом Иоанна Павла II в Лурд — город, который со времен Бернадетты Субиру стал местом паломничества миллионов католиков со всего мира. Приезд Понтифика был приурочен к 150-й годовщине провозглашения догмата о Непорочном зачатии. Стоит подчеркнуть, что в гербе Папы под изображением Богородицы находится девиз "Totus tuus" ("Я целиком принадлежу тебе").

Протестантская федерация Франции опубликовала три документа, в которых обосновывает свою критику визита Папы в Лурд. В них в основном делается упор на критику богословской концепции Непорочного зачатия. Их позиция базируется на ряде доводов. Например, президент Протестантской федерации Франции пастор Жан-Арнольд де Клермон заявил: "Этот визит — отличный повод для французского протестантизма, чтобы еще раз заявить о своем неприятии как поклонения Марии, так и первенства Папы — двух основных столпов католической веры". Иными словами, приезд Папы в Лурд носит антиэкуменический характер, поэтому французские протестанты не отправили своих представителей в Лурд для приветствия Римского Первосвященника.

Другая причина, по которой французские протестанты противились визиту Папы, заключается в том, что правительство фактически придает этому событию государственный характер. Президент республики Жак Ширак встретил Иоанна Павла II в аэропорту сразу после его прибытия во Францию, и это, по мнению протестантов, противоречит светскому характеру государства.

Вот что сказал по этому поводу бывший президент Протестантской федерации Франции пастор Жак Стюарт: "Очень трудно смириться с тем фактом, что каждый визит Папы обставляется так, как будто вся Франция католическая". На это, конечно, можно возразить, что Папа Римский не только религиозный лидер, но и глава Государства Ватикан. Он имеет право при поездках за границу быть принятым согласно дипломатическому протоколу, предусмотренному для визитов глав иностранных государств.

Тем не менее, французские протестанты усматривают противоречие между почестями, которые Ширак оказывал Папе, и теми мерами, которые сам Ширак принял в последнее время, добившись утверждения в парламенте закона, подчеркивающего светский характер государства.