Генерировать свежие идеи очень непросто, поэтому современники часто используют проверенный временем прием: новое – это хорошо забытое старое! Особенно в этом преуспели телевизионщики, которые на песенном и кинематографическом наследии Советского Союза создали немало передач…

Фото: rg.ru
Фото: rg.ru

У телезрителей, которые в новогоднюю ночь всем семейством собираются перед телевизором, до сих пор популярны "огоньки": идея таких новогодних программ возникла в далеких 50-х годах прошлого века на Центральном телевидении в Москве. На Белорусском телевидении, которое было создано в 1956 году, в первое время тоже транслировали новогодние программы, снятые в Москве на Шаболовке. Зрителям нравился формат праздничных передач, когда в студии собиралось много гостей: известные актеры, космонавты, ученые… Они поздравляли телеаудиторию с Новым годом, а любимые исполнители выступали с концертными номерами.
 
Но постепенно на Белорусском телевидении стали производить собственные новогодние программы, причем зачастую в их съемках принимали участие гораздо больше известных артистов, любимых публикой.
 
- Если точнее, до середины 90-х годов, пока не распался Советский Союз, в ночь с 31 декабря на 1 января на Белорусском телевидении показывали московские программы, - вспоминает режиссер, заведующий кафедрой режиссуры кино и телевидения БГАИ Валерий Пестов. – Мы же снимали популярные программы, специально приурочив их к Новому году, которые показывали 31 декабря в вечернем эфире. Так, в 80-х годах на БТ выходила музыкальная передача "Соль в мажоре", и уже летом я начинал снимать номера для новогодней программы. Как правило, сюжет для праздничной передачи предлагался незатейливый: пропала пленка с записью программы, которую нужно найти до наступления Нового года, чтобы не сорвать эфир. И всем действующим лицам по сюжету предлагалось принять участие в поисках.

- Современные новогодние программы при желании можно снять за месяц, а то и меньше…

- Сегодня любой артист может вручить диск со своим клипом – крутите, пожалуйста. А тогда я знал гастрольный график всех исполнителей, созванивался с ними заранее, и, когда они приезжали в Минск, мы их снимали: за это платили советским артистам до 2 ставок (1 ставка = 12 рублей), а зарубежным – до 80 рублей. При этом многие артисты, которых не показывали в Москве, часто выступали у нас, например Валерий Леонтьев. На Центральном ТВ Леонтьева запретили за якобы слишком свободное поведение: эталоном советского певца, который стоит по стойке смирно, был Иосиф Кобзон. Юрия Антонова тоже не жаловали в Москве, а в Минске мы сняли с его участием несколько десятков программ.
Было очень приятно работать с Ларисой Долиной. Я держал с ней связь через ее подругу в Ленинграде, которой звонил и говорил: "Мне для съемок нужна Лариса!" Долина всегда звонила этой подруге и спрашивала, не искал ли ее кто-то, потом обязательно перезванивала и приезжала по первой просьбе. Помню, для одной новогодней программы мы записали "Колыбельную" Исаака Дунаевского из фильма "Цирк" в исполнении Ларисы Долиной – это было так душевно и красиво!
 
Фото: aif.by
Фото: aif.by

А благодаря тому, что в советское время в минском Дворце спорта проходили очень популярные тогда концерты "Мелодии друзей", собиравшие зарубежных эстрадных звезд из стран соцлагеря, у нас была возможность приглашать на съемки тогда очень любимых публикой исполнителей: Бисера Кирова, Марылю Родович, Миро Унгара, Радмилу Караклаич, ВИА "Червоны гитары"…


Стали первыми

- Валерий Семенович, правда ли, что вы сняли первый видеофильм в Советском Союзе?

- В 1978 году кинорежиссер Владимир Орлов предложил мне стать сорежиссером программы "Этот долгий короткий час", приуроченной к Новому году. Тогда на гастролях в Минске находились великолепные цирковые артисты – коверные (клоуны) Геннадий Ротман и Геннадий Маковский. Их пригласили на роль ведущих, и они с ней великолепно справились, не произнеся в кадре ни одного слова! Это действительно был первый видеофильм, где не просто чередовались какие-то номера, а был связный сюжет, много интересных "фишек" и трюков. Песни для программы записал ансамбль "Верасы". С этим коллективом вообще было очень приятно работать: музыканты делали нужные аранжировки моментально!
 
Потом уже и в других программах использовались нестандартные решения во время съемок песен – мы всячески старались уйти от статичного стояния певца на сцене. Например, в праздничной программе "Огни вечернего Минска" я одного из исполнителей посадил на бампер машины, движущейся по главному проспекту, и он ехал и пел. (Смеется. - Прим. авт.)
 
- То есть на Центральном телевидении такого и в помине не было?

- Да, наши музыкальные программы были намного круче. (Смеется. - Прим. авт.) Секрет прост: по распределению после окончания института из Ленинграда на Белорусское телевидение приехала работать группа очень продвинутых инженеров. Процесс работы над каждой программой был безумно интересным и креативным: мы постоянно что-то придумывали, и когда я сидел за режиссерским пультом, у меня рук не хватало! Это сегодня нажал на кнопку – и получил любой спецэффект. А тогда каждая идея рождалась методом проб и ошибок. Например, мы первые придумали разделить кадр на четыре части: четыре камеры синхронно снимали исполнителя и выдавали его изображение в эфир. На Центральном телевидении ничего подобного не снимали!
 
Фото: aif.by
Фото: aif.by

Недаром, наверное, московские коллеги часто обращались ко мне за помощью: я и съемки для их программ проводил, и приезжал в Москву монтировать передачи…
 
- А кого из ведущих больше хотели видеть белорусские зрители: московских или своих, белорусских?

- Достаточно долго на Белорусском телевидении выходила программа "Вызываем на бис" - ее вела очень популярный в те годы белорусский диктор Людмила Стародумова, а в соведущие приглашались знаменитости из Москвы, например тоже очень популярный тогда Олег Марусев. То есть у наших телезрителей всегда была возможность встретиться и со знакомыми ведущими, и с любимыми артистами со всего Союза: для этого не было никаких препон.


Свой человек

- Как во времена тотального дефицита для съемок находили шампанское, которое в кадре лилось рекой?

- Знаете, что я вспомнил? (Смеется. - Прим. авт.) Во многих музыкальных программах, таких как "Встретимся после одиннадцати", "Все звезды в гости к нам", проводились викторины для любителей музыки, и в качестве приза предлагались фотографии популярных исполнителей с автографами. Желающих стать обладателем такого приза было много! И даже когда в Минске спиртное продавали до 19 часов, я мог прийти в магазин после девятнадцати и приобрести все, что нужно. Коллеги даже иногда пользовались этим и посылали меня с заказами. (Смеется. - Прим. авт.)

А если серьезно, у нас не было проблем с торговлей, в том смысле, что для съемок всегда приобреталось все необходимое. Потому что работали профессионалы…
-25%
-65%
-10%
-25%
-20%
-21%