Дарья Орел,

Фото: time.kz
Фото: time.kz
Как предприниматели делают бизнес на несовершенстве законодательства и кто попадается на их уловки, выясняла корреспондент агентства "Минск-Новости".

В редакцию обратилась пожилая читательница и рассказала, что стала, по ее мнению, жертвой мошенничества. Галина Федоровна Фролова – пенсионерка, инвалид 2-й группы. Женщина хотела трудоустроить сына, который недавно окончил институт, но пока не может найти подходящую работу. И тут в газете на глаза попалось заманчивое предложение:

"Требуются сотрудники от 18 до 70 лет. Работа на дому, временная, постоянная, с командировками. З/п до 17 600 000 руб.".
 
– Сын позвонил по указанному номеру, рассказал о своем образовании, пояснил, кем хотел бы работать, – говорит Галина Федоровна. – Каких-либо предложений от них сразу не поступило, пообещали подобрать вакансии и перезвонить позже. Мы ждали, переживали, но о нас никто так и не вспомнил…

Все бы ничего, но спустя некоторое время пожилой минчанке за городской телефон пришел счет более 800 000 рублей. До этого такие суммы никогда платить не приходилось, поэтому семейство решило разобраться со всеми звонками детально.
 
– Оказывается, мы получили "информационно-справочные услуги" на… 736 000 рублей за 6 минут разговора. Для меня это весьма ощутимая сумма, тем более что никаких услуг за эти деньги мы так и не увидели, – возмущается обманутая пенсионерка.
 
Когда первое потрясение прошло, стали разбираться, как такое могло произойти. После долгого разговора с женщиной выяснилось, что о возможных финансовых потерях ее все-таки проинформировали.
 
– В начале беседы автоответчик сообщил, что минута разговора стоит 17 500 рублей и если абонент остается на линии, то он дает свое согласие на то, что ему придется заплатить эти деньги, – вспоминает Галина Федоровна.

– И после этого вы не засомневались?

– Нет! Напротив! Если берут деньги, значит, точно уж предложат достойные варианты работы, – ответила собеседница. – К тому же 17 500 – не так уж и много, как мы тогда прикинули.
 
И действительно, из шести минут разговора по цене 17 500 никак не складывается сумма в 736 000. Как выяснилось позже, сумма эта фигурировала в самом объявлении, которое было напечатано в одном из номеров городской газеты за сентябрь. В сообщении мелким шрифтом значилось: "Звонить с городского домашнего телефона. Звонок платный – 736 000 руб. до 60 минут". Этой приписки ни Галина Федоровна, ни ее сын попросту не заметили.
 
– Пока мы не оплатили эту дорогостоящую "услугу", – заканчивает свой рассказ минчанка. – Внесли деньги лишь за абонентскую плату и обычные звонки. Правда, рассчитаться, похоже, все-таки придется. Так мне объяснили в "Белтелекоме". Консультант сказала: "Не вы первая, не вы последняя. Недавно мужчина вообще наговорил по такому телефону больше миллиона".

Вернувшись в злосчастном газетном номере всего на одну страницу назад, натыкаюсь еще на одно интересное объявление: "Займы на любые нужды! До 200 000 000 от 0,1 % в день". В нем приведен все тот же номер телефона, что и у знакомого уже нам псевдоагентства по трудоустройству. Многопрофильная, стоит заметить, организация! Учитывая тот факт, что этим промышляет всего лишь индивидуальный предприниматель (такую информацию также можно почерпнуть из текста объявления).
 
Подобных историй не одна и не две. Байнет пестрит рассказами людей о том, как они попались на уловку предприимчивых бизнесменов. Столицей, к слову, дело не ограничивается, финансовые потери на пустом месте понесли жители Бреста, Гродно и других городов.
 
В частности, предприниматель, на чью удочку попалась минчанка Галина Фролова, тоже не из местных. Его ИП зарегистрировано в городе Каменце, что в Брестской области. Вот только объявления о предоставлении им различного рода услуг можно найти в печатных изданиях чуть ли не по всей стране, не говоря уже о просторах интернета. Здесь предложения для фармацевтов, водителей-международников, операторов сотовой связи, цветоводов и швей… В общем, выбор на любой вкус и возраст. И что примечательно, везде обещается стабильно высокий заработок.
 
Что до нашей героини, то ее предприниматель, похоже, попросту проигнорировал. На самом деле другим своим клиентам информацию об имеющихся вакансиях он все-таки предоставляет. Просто с таким же успехом любой пользователь Сети может найти их в свободном доступе.
 
– Пенсионерке необходимо обратиться в общество защиты прав потребителей при Минторге, подготовив все необходимые документы и написав жалобу, а специалисты проведут проверку, откуда взялась такая сумма и есть ли основание ее выплачивать, – пояснила юрист общественного объединения "Белорусское общество защиты потребителей".
 
Разбирательство по каждому такому обращению, как правило, приводит к неутешительному для абонента выводу, что в большинстве случаев имеет место беспечность самого потребителя: он невнимательно прослушал сообщение автоответчика, которое предшествовало соединению с оператором, говорится в разъяснении "Белтелекома" по поводу платных справочно-информационных служб.
 
Стоит знать, что телефонные номера формата 8-902-АВС-хххх и 1ХХ автоматически соединяют с платной справочно-информационной службой (ПСИС). Купить номер у "Белтелекома" на такой линии и предлагать свои услуги может любое юрлицо, будь то медицинский центр, турфирма или транспортная компания. И что самое интересное, бизнесмен, фирма или организация сами устанавливают, какую плату брать за звонок.
 
– Наша компания обеспечивает технический доступ абонентов к ПСИС, а платная справочно-информационная служба несет перед абонентом ответственность за предоставление услуги в целом, включая качество оказываемой услуги и определение ее стоимости, – поясняют в "Белтелекоме".

Как бы там ни было, но брестский предприниматель, к которому и обратилась героиня публикации, не скрывается сам и не прячет данных о своем бизнесе. По его словам, он выдержал более шестидесяти проверок, но "лавочку" не закрыл и по сей день. Бизнесмен в деле уже три года, и до сих пор нет доказательств, что его действия противоправны, ведь он предоставляет всю необходимую информацию о стоимости услуги, а абоненты попадаются исключительно из-за своей невнимательности.
 
Прямая речь

Марат Жилинский, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

– Действительно, у нас очень сильно хромает сфера обслуживания, и я сам нередко сталкивался с ситуациями, когда из-за невнимательности и безразличия к клиентам последние страдают финансово. Зачастую это происходит из-за того, что потребителя недостаточно информируют. Впрочем, сейчас немало дельцов и торгашей, которые хотят нагреть руки на неосведомленности граждан. Пенсионерке необходимо обратиться к депутату своего округа, написать прошение и приложить документы. Он в свою очередь направит их в ответственное министерство. После подробного разбирательства можно будет сказать, есть брешь в законодательстве или нет.
 
Кстати, высказывать свои замечания и предложения по поводу действующего законодательства могут и простые граждане. Правда, как нам сообщил заведующий отделом по работе с обращениями граждан и юридических лиц Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Виктор Сазон, претензий к деятельности подобных информационно-справочных служб к ним не поступало.
 
Юридическая справка
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей", если потребителю не предоставляется возможность незамедлительно получить в месте оказания услуги необходимую и достоверную информацию об услуге, он вправе в разумный срок потребовать от исполнителя расторжения договора и возврата уплаченной за услугу суммы.
 
Дополнительная информация
Существует такое понятие, как нетарифицируемый интервал – это голосовое сообщение справочной службы, а также технологический интервал, достаточный для того, чтобы абонент смог положить трубку, если установленная стоимость услуг его не устроила либо он передумал пользоваться услугой. В течение первых 46 секунд разговора есть время передумать и прервать звонок.
-12%
-30%
-50%
-50%
-30%
-30%
-30%
-50%
-45%
-10%