/ фото: Игорь Матвеев,

Корреспонденты TUT.BY побывали в Сенненской школе-интернате для сирот и детей без опеки родителей. Это единственное в Беларуси подобное учреждение образования, при котором создана фабрика для профессиональной подготовки. Его воспитанники не просто едят государственный хлеб. Они сами зарабатывают и в какой-то степени обеспечивают себя самым необходимым. И выходят из интерната с профессией.

Выпускники получают 2-й разряд столяра

В прошлом году школа-интернат отпраздновала полувековой юбилей. Но ее история еще более давняя: в 1918 году в Сенно размещался детский дом для сирот.

Сегодня здесь воспитывается 86 человек. А лет 15 назад, вспоминают педагоги, у них было и 250 подопечных. Социальных сирот, к счастью, становится меньше.



Школа-интернат находится в райском месте: рядом старый панский парк, берег озера, яблоневый сад - красивый даже в это хмурое бесснежное предзимье. Можно только представить, как хорошо здесь весной!

Фото из архива Сенненской школы-интерната


Ангелы-чертенята

Но... В школу в райском месте не ходят. В нее попадают. Чаще всего это маленькие чертенята - трудные дети, с 1-го по 11-й классы. Их забирают от пьяных матерей, из приемных семей, из детдомов. В общем, отовсюду, где они были не нужны. Непонятно, что с ними делают педагоги, но через время они становятся похожи на ангелов. По крайней мере, если смотреть на них издалека. А близко - в свою израненную душу - ангелы-чертенята редко кого пускают. Поэтому я, чужая тетя, даже не пыталась это сделать...

Потому что как ты полезешь с расспросами к детям с такими вот биографиями? Эти истории не любят вспоминать даже педагоги, а не то что сами герои. Директор Леонид Козлов, рассказывая их, не уверен: "А надо ли об этом писать?".

Надо. Чтобы общество знало, каким страшным оно бывает.

Два братика и сестричка росли... с собакой. Отец сидел в тюрьме, мать пила, запирала детей в хате, с ними никто не общался. В три, четыре и пять лет дети не умели разговаривать, произносили лишь отдельные слоги. Сразу все вместе попали в витебский детдом, потом по очереди, по мере того как становились школьниками, - в Сенненскую школу-интернат. Педагоги сделали невероятное - дети-маугли заговорили. Правда, в речи старшего мальчика и сегодня не все идеально.

Приемная семья взяла на воспитание маленькую девочку. Она доросла до 14 лет, начались подростковые проблемы. Неродные родители не захотели вникать в сложности переходного возраста. Девочку "раздочерили". Она попала в приют, потом - в детский дом. "Оттуда она убегала, не исключено, что пробовала спайсы, медики два раза ее откачивали. В конце концов меня попросили, напрамілы Бог: "Забери ты ее к себе". Забрал. Ребенок становится нормальным. Хоть и тяжело нам это дается", - рассказывает Леонид Леонидович.

Недокормыши с детства, они начинают расцветать только к выпускным классам. Вот как Лиза. Мать пила по-черному. Девочка в 4-м классе пошла к бригадиру - просить, чтоб взял мать на работу в колхоз. Стала матерью для брата: сама не ела, отдавала все ему. Мальчишка, хоть и младше, выглядел крупнее сестры. Детей определили в школу-интернат. Девочка и здесь несла ему свои полдники... "В наших условиях такая связь была уже нездоровой. Детей пришлось на время разлучить - их по отдельности отправили на отдых в Италию. Постепенно Лиза стала заниматься собой, а не только братом. Увлеклась музыкой, хорошее дитя", - рассказывает директор.

Леонид Козлов


"Детские дома - болевые узлы общества"

"Хорошее дитя..." Так директор заканчивает почти каждый рассказ про своих воспитанников. И только по глазам педагога видно, сколько сил было вложено в эту "хорошесть".

Иногда ученики напоминают ему родных детей - их у директора двое, сын и дочь. Уже взрослые. "Вот Алина похожа на мою дочку Ирочку в детстве. А Анечка - на нее же, только в более старшем возрасте".

Леонид Козлов работает здесь с 1997 года. А до этого 18 лет учреждением руководил его отец. Такая вот семейная династия. Педагоги здесь "проверяются": остаются работать только те, кто прирастает к этим детям душой.



Эта школа необычная. Здесь дети и педагоги обнимаются и "жалеются". Здесь учителя чаще, чем в обычной школе, хвалят. Потому что дома этих детей не жалели и не хвалили. Потому что только так можно перевоспитать того, кто ел дома бутерброд - хлеб, а сверху бульба, кто придя сюда, открывал дверь ногой, не умел пользоваться туалетом, кто курил, пил, состоял на учете в ИДН, психдиспансере, был судим...

- А можно ли вообще привыкнуть к детскому горю? К тому, что к вам постоянно поступают новые и новые изломанные судьбы? Стекается весь негатив - и генный, и социальный...


- Получается, можно,
- спокойно отвечает Леонид Леонидович. - Конечно, отношения выстраиваются не на парадном образе. 80% воспитанников, которые к нам попадают, - трудные подростки. Их адаптация зачастую проходит тяжело. Наша школа - как семья, и отношения здесь, как в семье - скрыть ничего нельзя. В семье ведь тоже видно все - и плохое, и хорошее, кто как себя из домочадцев ведет. Только здесь, в отличие от обычной семьи, происходит унификация. Допустим, там ребенку можно иметь собаку, а здесь нельзя.

Детские дома - болевые узлы общества. Мы не просто осуществляем воспитательный процесс. На нас еще ложится лечение - душевной трагедии этих детей. А потом - их социализация.









- А как вы наказываете тех, кто привык жить по законам улицы и никак не хочет принимать ваших правил?


- Человек здесь становится частью коллектива. И видит: над ним - массив. Он должен расти в понимании, что система сильнее его. Дети должны бояться. Но это должен быть страх-стыд. Ребенку должно быть стыдно пойти наперекор системе, которая работает на его благо. Мы приучаем детей создавать красоту вокруг. А созданное своими руками труднее разрушить.

Школьники с зарплатой

В 1999 году в учреждении начал реализовываться международный гуманитарный проект "Школа-фабрика". С помощью спонсоров из Италии и Голландии здесь появились столярная, слесарная, две швейные мастерские, пасека, парники, парк сельскохозяйственной техники.

Начиная с 8-го класса, воспитанники получают профессию. Вместе с аттестатом выпускникам выдают свидетельство о специальности - столяра, швеи, тракториста-машиниста, огородника.





Парни-старшеклассники в столярке изготавливают табуреты, скамейки, ульи, оконные рамы и т.д. Девушки шьют постельное белье, столовые комплекты, салфетки, передники, спецодежду. Дети помладше работают на огороде, пасеке.



На ярмарках, особенно в Минске, продукция сенненских мастериц расходится влет. И красиво, и недорого! Двуспальный комплект постельного белья, к примеру, стоит немногим более 300 тысяч рублей

Восьмиклассницы шьют покрывало в стиле пэчворк

В школе-фабрике есть магазин, где на продажу выставлены эксклюзивные сувениры и вещи.




Практически все, что находится в спальнях, дети сделали сами: и кровати, и тумбочки, и покрывала, и шторы, и постельное белье.





За свою работу ребята получают зарплату. Немного, в среднем 200 тысяч. Но ребенку приятно два раза в год - на линейках на 1 сентября и в конце учебного года - получить на руки самостоятельно заработанные деньги.

- Либералы спрашивают: а надо ли ребенку ваша столярка или швейная мастерская? Может, он не хочет туда ходить? Может, это против его личности? Но надо смотреть на все реально. Жизнь такова: хочешь, не хочешь, а работать надо. Мы воспитываем своих детей без иллюзий. Дитя должно понимать, что в основе всего лежит труд, - рассуждает директор.

С самой весны мы на полях. У нас 50 гектаров сельхозугодий, свой большой сад. Добрых гектаров 5-7 бульбы сажаем, а также лук, морковку, капусту, свеклу. Часть урожая идет на питание детям, часть продаем. Весь сентябрь едим драники из своей бульбы. Ездим в Витебск на кірмаш. Детей учим: все должно быть красиво разложено, подано, продано, довезено до подъезда. Дают тебе 20 тысяч в благодарность, возьми. Но подумай, как их правильно потратить.

Фото из архива Сенненской школы-интерната

Сенненская школа-интернат постоянно становится площадкой для различных инноваций Министерства образования. Сегодня ее педагоги делятся своим опытом с коллегами по всей стране.

Около 30% выпускников поступают в вузы республики. Становятся медиками, педагогами, следователями, бухгалтерами... Судьбу своих воспитанников педагоги отслеживают. 95% из них благополучные люди, с нормальной работой и семьей.

Как и в любой школе, здесь много спортивных секций, различных кружков, есть свой театр. Ребята с помощью педагогов придумывают, шьют модели одежды и сами ее демонстрируют. Пока что ездят с показами на областные мероприятия, но сенненцам есть что показать и на республиканских конкурсах или фестивалях.



Видео: спортивный номер

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

 

Дерево добра

- Пойдемте, покажем вам нашу "гасцёўню", - приглашает Леонид Леонидович. - Там у нас говорят о Боге, о любви, о чем-то таком, что не скажешь на ходу и в классе, где всегда шумно.



В "гасцёўні" за столом удобно расположились малыши.

- Дети, что вы делаете?

- Растим дерево добра.

Возможно, именно в такие минуты к недокормышу и хулигану ближе всего стоит его ангел...

Кабинет кулинарии. Поваренок в колпаке - это Виталик. "Он прибегает на кухню каждый день под любым предлогом. "А может, вам помочь?" Разрешаю ему что-то порезать, на стол накрыть. Прекрасный растет помощник!" - улыбается педагог Лариса Горовая

Никто из педагогов не жаловался на плохое финансирование школы-интерната. Но редакция все же решила указать эти реквизиты. Возможно, кто-то из читателей захочет помочь детям.

Расчетный счет 3632030018815, ЦБУ №218, филиал №200 Витебского облуправления АСБ "Беларусбанк", г. Сенно, МФО 150801635 УНП 300027781 ОКПО 02148534.
{banner_819}{banner_825}
-15%
-10%
-45%
-20%
-35%
-55%
-36%
-10%