/

Белорусские чиновники больше, чем население в целом, заинтересованы в проведении реформ в Беларуси. Приоритетными они называют экономические изменения и изменение государственной системы. Политическая реформа, по мнению госслужащих, не является самой важной для страны. Они убеждены, что разрабатывать реформы должны госструктуры или независимые эксперты. Доверить такую работу оппозиции не готовы. Таковы некоторые результаты очередного исследования "Белорусского института стратегических исследований" (BISS) в рамках проекта "РЕФОРУМ".

За реформы!

Чиновники поддерживают необходимость проведения реформ в Беларуси: большинство из участников опроса утвердительно отвечают на вопрос о том, нужны ли реформы в Беларуси. Это заключение является важным с точки зрения мотивации государственных служащих. Положительное отношение к реформам является своеобразной гарантией того, что реформирование не встретит внутреннего сопротивления в среде госслужащих. Эта необходимость чиновниками ощущается даже острее, чем населением в целом. "Да" или "скорее да" на вопрос о необходимости реформ отвечают 86% чиновников, тогда как среди населения таких только 76%.  Уверенно "да" на вопрос о необходимости реформ говорят 50% чиновников, тогда как среди населения только 43% (данные очередного исследования сравнивают с данными национального опроса BISS "Отношение общества к проведению реформ", (1350 респондентов, март 2014 года). 



При этом чиновники более либеральны в отношении предполагаемых мер, чем население в целом. Большинство государственных служащих считает, что реформирование должно быть направлено на снижение влияния государства и степени государственного контроля. 56% придерживаются мнения, что реформы должны быть направлены на снижение влияния государства и степени государственного контроля. Иначе говоря, сами регуляторы высказываются за уменьшение сфер и степени регулирования. Среди населения преобладает группа тех, кто под реформами понимает меры по повышению государственного влияния (43% против 33% тех, кто выступает за снижение государственного влияния).

Что меняем?

Определение приоритетов для реформирования в глазах представителей государственных органов важно по двум причинам. Во-первых, они видят многие проблемы изнутри, с позиций органов власти, и при выборе приоритетов необходимо полагаться на их мнение. Во-вторых, если предпринимаемые меры при реформировании не будут соответствовать приоритетам с точки зрения чиновников, проведение реформ потребует дополнительных усилий по повышению мотивации и заинтересованности в разработке и имплементации реформ.

С точки зрения приоритетных сфер для реформирования, чиновники отождествляют интересы страны в целом и организаций, в которых работают. И в том, и в другом случае на первом месте по приоритетам, по мнению чиновников, находится реформирование экономики. На втором месте – реформа системы государственного управления. 

Негативная сторона этого, по мнению экспертов BISS, заключается в том, что интересы страны в целом, с точки зрения чиновников, не совпадают с приоритетами реформ, с точки зрения населения. По мнению населения среди основных приоритетов для страны, после экономики, находятся реформа системы здравоохранения и социального обеспечения, но необходимость реформирования этих сфер почти не ощущается чиновниками. Это может стать существенным барьером для разработки и проведения реформ. По мнению чиновников, наименее актуально проведение реформ системы охраны окружающей среды, политической и судебной системы. При проведении реформ тех сфер, реформирование в которых наименее остро ощущается чиновниками, могут понадобиться дополнительные усилия для повышения заинтересованности и вовлеченности работников государственных органов.

Участникам опроса было предложено проранжировать сферы общественной жизни так, чтобы на 1-м месте была та, в которой для страны в целом реформы необходимы больше всего, на 9-м – та, которая меньше всего нуждается в реформировании.



Если говорить не только о тех сферах, которые чиновники ставят на первое место, а определить те, которые нуждаются в срочных реформах, все сферы, по мнению чиновников, разделяются на три группы. Первая – группа сфер, по мнению большинства, требующих незамедлительного реформирования: экономика и ЖКХ и транспорт (более 70% говорят о необходимости проведения реформ в ближайшие 1-2 года). Вторая группа – те сферы, которые требуют срочного реформирования, по мнению половины чиновников (47-49%): социальное обеспечение, здравоохранение, образование и система государственного управления. Третья группа – сферы, которые в наименьшей степени нуждаются в срочном проведении реформ:  охрана окружающей среды, судебная система и политическая система.


 
Если говорить о реформе экономики, для чиновников предполагаемые меры носят умеренно либеральный характер. Большинство (62%) высказывается за обеспечение свободной конкуренции государственных и частных предприятий, однако почти никем не поддерживается приватизация крупных предприятий (10%), частная собственность на землю без ограничений (6%).

Если говорить о реформе ЖКХ, которая также является срочной, по мнению большинства чиновников, на первом месте по популярности оказывается передача управления предприятиями ЖКХ частным компаниям, товариществам собственников (за это высказываются 56%).

Реформа системы государственного управления, с точки зрения чиновников, чаще всего включает обеспечение профессионализма кадров через справедливый найм в государственные органы по принципу профессиональных качеств и повышение квалификации чиновников (эти меры поддерживают более 60%). Однако в большинстве случаев чиновники не поддерживают меры, позволяющие повышать транспарентность и подконтрольность органов государственной власти. Это также может стать барьером при проведении реформ в данном направлении.

Кого возьмут в союзники?

Ответ на вопрос о союзниках "по реформам" позволяет понять, какие пути реформирования и механизмы взаимодействия заинтересованных сторон будут наиболее эффективными и приемлемыми для государственных служащих. 

В вопросе того, кто из внешних субъектов может помочь Беларуси в проведении реформ, мнение чиновников расходится с представлениями населения. Если большинство населения рассчитывает на помощь России (в 54% случаев), то у чиновников на первом месте стоят международные финансовые организации. На их помощь в проведении реформ рассчитывают 38% госслужащих, на помощь со стороны России – 36%. Эксперты BISS утверждают, что это следствие того, что население, в отличие от чиновников, не владеет информацией об использовании внешней помощи при проведении реформ.





Участие независимых экспертов в разработке реформ поддерживается представителями госорганов, за это высказываются 54% чиновников. Чиновники ниже, чем сами представители бизнеса и гражданского общества, оценивают их потенциал и готовность участвовать в разработке и проведении реформ (о готовности бизнеса участвовать в реформировании говорят 92% представителей бизнес-структур и только 66% чиновников, о готовности к участию в реформировании со стороны третьего сектора говорят 54% представителей гражданского общества и только 18% госслужащих). При этом государственные служащие выше, чем сами представители данных групп, оценивают эффективность их взаимодействия с органами власти. Выходит, чиновники недооценивают готовность бизнеса и гражданского общества взять на себя ответственность и участвовать в разработке реформ и не всегда уделяют внимание очевидным для представителей этих групп проблем во взаимодействии.



То, что чиновники позитивно воспринимают возможность участия в разработке реформ независимых экспертов, а не отстаивают монополию органов власти в сфере реформирования, говорит о потенциальной готовности чиновников к взаимодействию с заинтересованными сторонами, - считают аналитики. Они уверены, что представителям бизнес-среды и гражданского общества необходимо более активно сигнализировать о своей готовности взять на себя ответственность и участвовать в разработке реформ. С другой стороны, асимметричная оценка эффективности взаимодействия данных групп с госорганами говорит о том, что чиновники со своей стороны не видят проблем во взаимодействии, очевидных для бизнес-среды и гражданского общества. Для повышения эффективности взаимодействия необходимо повышать эффективность коммуникации и информированность чиновников о проблемах взаимодействия с ними.

Об исследовании: Исходя из того, что успех любых реформ в значительной степени зависит от мотивации и заинтересованности сотрудников госорганов, BISS провел исследование мнений государственных служащих. Предметом данного исследования является отношение чиновников к проведению реформ в нашей стране. В опросе приняли участие 50 сотрудников государственных органов. Группы представителей органов власти формировались по трехуровневой системе: республиканский уровень (8 государственных служащих); областной уровень (12 государственных служащих), уровень город/район (30 государственных служащих). Размер выборочной совокупности, по мнению исследователей, позволяет зафиксировать ключевые тенденции и закономерности в отношении сотрудников государственных органов к проведению реформ.
О взаимодействии с какими независимыми институтами в Беларуси в области разработки реформ готовы сотрудничать госорганы, как гражданскому обществу громче заявить о себе и своих возможностях, как максимально приблизить потребности чиновников и населения в реформах и с чего начинать, - эти и другие вопросы станут предметом обсуждения очередного выпуска программы . который выйдет в эфир в среду, 29 октября в 14.00. Следите за анонсом и эфиром. Ваши сообщения по теме помечайте в соцсетях хеш-тегом #политикаТУТ.

-30%
-30%
-10%
-15%
-45%
-20%
-20%
-50%
-51%
-10%
-10%
0066814