Магда Крепак,

Ровно 90 лет назад в Минске началось регулярное движение пассажирских автобусов. В первое время кроме трех обычных маршрутов действовали и культурно-бытовые. Например, по соглашению с культурными заведениями автобусы подавали к окончанию спектаклей и киносеансов.

Фото: minsknews.by
 
Городские автобусные маршруты могли стать реальностью для минчан гораздо раньше – в 1914-м. Годом ранее некий предприимчивый горожанин по фамилии Выгоцкий, намереваясь использовать 20-местный автобус для перевозок пассажиров, просил на это разрешения городских властей. Но Первая мировая, затем революция и гражданская война не позволили осуществить эти планы.
 
Вообще-то минчане знали, что такое автобусы, задолго до 1924 года. С 1910-го этот вид транспорта использовался на междугородных линиях: на автобусах можно было добраться из Минска в Брест, Бобруйск, Барановичи, Белосток, Слуцк.
 
А осенью 1924-го автобусы начали бегать по дорогам сразу нескольких городов советской страны. 23 октября это произошло и в столице БССР. В первое время по трем городским маршрутам курсировали 6 машин. За первый месяц работы, как рассказывает в своей книге "От конки до метро" летописец минского транспорта Евгений Етчик, автобусы в столице перевезли более 72 000 пассажиров. В первое время кроме трех обычных маршрутов действовали и культурно-бытовые. Например, по соглашению с культурными заведениями автобусы подавали к окончанию спектаклей и киносеансов.
 

ДТП и ПДД 1920-х

С началом автобусного движения участились и несчастные случаи – наезды на пешеходов и повозки. Сейчас мы назвали бы их ДТП. В связи с этим была создана комиссия по проверке знаний шоферов, а окружной исполком разработал специальное постановление, нечто вроде нынешних ПДД. В нем есть, например, такие пункты:

"Движение останавливается в тех случаях, когда вдоль улицы проходят войска, манифестации, партии арестованных, похоронные процессии и иные многолюдные толпы народа.

Стоять на подножках во время движения самодвижущихся экипажей, курить и сорить в таковых, а равно разговаривать с шоферами во время движения экипажей воспрещается.

Посадка в автобусы должна производиться в порядке очереди, за которой следят сами граждане…"
 
Завоевывать авторитет у пассажиров этому виду транспорта пришлось не одно десятилетие…

Соотношение цены и качества

В 1926–1927 годах автобусами воспользовались около 780 000 пассажиров. Но старая добрая конка перевозила примерно вдвое больше. А с появлением в Минске электрического трамвая популярность автобусов упала еще сильнее.
 
Одна из причин этого – материальная: за трамвай платили 10 копеек независимо от количества остановок. Цена проезда на автобусе зависела от участков (позже – остановок), и, например, путь от вокзала до Комаровки обходился в 24 копейки.
 
Кстати, зависимость тарифа от длины маршрута ликвидировали только в 1950-е, причем первопроходцем в этом деле стал минский Автобусный парк № 1.

До конца 1920-х годов минских пассажиров возили лишь импортные автобусы – "Лейланды", "МАНы", "Рено", позже добавились "Форды", "Фиаты", "Штайры". И все равно они часто ломались и с трудом преодолевали городские мостовые. Давал о себе знать и дефицит качественной резины. В конце 1920-х в Минск стали поступать отечественные автобусы – российские "АМО-Ф15", более мощные и вместительные "Я-6", потом ЗИСы. Но предпочтения пассажиров не очень изменились. Сеть рельсовых магистралей потихоньку расширялась, и трамвайным сообщением люди были вполне довольны. Хотя и не без сбоев, но этот вид транспорта работал вполне стабильно, в отличие от автобусов. Состояние дорог в БССР, как и во всей стране, долгое время оставляло желать лучшего. По этому поводу часто употребляют более точное слово – "бездорожье". А как известно, на плохих дорогах даже хорошие машины долго не проездят.
 
Почти целых 10 лет, до 1940-го, в городе действовал единственный оставшийся автобусный маршрут. В книге Евгения Етчика "От конки до метро" приведены такие цифры: в 1940 году автобусы в Белоруссии перевезли 11 млн пассажиров, а услугами минских и витебских трамваев воспользовались 85,8 млн человек.
 

После войны

В годы Великой Отечественной почти весь подвижной состав минского пассажирского транспорта был уничтожен. В 1946-м из автобусов готовы были к работе лишь четыре ЗИСа и 17 трофейных машин. Они и стали возить пассажиров. Но уже в конце 1940-х в столице действовали 8 автобусных маршрутов, в 1950-х – почти вдвое больше общей протяженностью примерно 100 км.
 
Февраль 1947-го – важная дата в истории "Минсктранса": образован Минский автобусно-таксомоторный парк. В то время на его базе имелось чуть более 40 автобусов, в штат входили 37 водителей, 18 кондукторов, 11 ремонтных рабочих, 10 инженерно-технических работников. Впоследствии, когда от него отделился таксомоторный, это предприятие стало Автобусным парком № 1 (5 лет назад его расформировали). А уже он дал начало 2-му и 3-му автобусным паркам (АП № 3 тоже нынче не существует).
 
На этом любительском фото – АП № 1 на ул. Маяковского
На этом любительском фото – АП № 1 на ул. Маяковского

Вплоть до начала 1960-х 1-й автобусный парк обслуживал и городские, и пригородные, и междугородные направления. Межгород передали только в 1962 году 2-му автобусному, созданному на базе одной из автоколонн АП № 1.

Фото: minsknews.by

В первые послевоенные десятилетия по Минску бегали автобусы множества марок: разных модификаций ЗИСы, ПАЗы, КАвЗы, позже ЗИЛы, ЛАЗы.
 
ГАЗ-651 с 1949 года выпускался Горьковским автозаводом, а с 1952-го – Павловским. Стал называться ПАЗом
 
ЗИС с прицепом
 
Вплоть до 1960-х, считают некоторые специалисты, автобусы играли скорее вспомогательную роль – поддерживали равномерное наполнение электротранспорта. Е. Етчик пишет: "Маломощные машины отечественных марок не могли конкурировать с трамваем и троллейбусом, которые быстро набирали с места скорость". А еще автобусы не справлялись с возраставшей нагрузкой и часто ломались.

Зона текущего ремонта автобусов
Зона текущего ремонта автобусов
 
И все же во второй половине прошлого столетия автобусное движение в Минске начало развиваться гораздо более интенсивно, чем прежде. Город рос во всех направлениях, и первыми в новые районы приезжали, конечно, автобусы.
 
Водитель А. Лущик, маршрут № 5
Водитель А. Лущик, маршрут № 5 "Западный мост – Сельхозпоселок", ЗИС-155, 1954 год.
 

Уже в середине 1950-х на предприятии насчитывалось более 450 автобусов – ЗИЛов, ПАЗов, ЛАЗов.

Фото: minsknews.by
 
В 1967-м в городе действовали 43 автобусных маршрута. А в конце этого десятилетия Минске появились первые "Икарусы". Разные их модели на долгие годы стали любимцами пассажиров.
 
Фото: minsknews.by 

В 1979 году в городе были организованы 65 автобусных маршрутов, в середине в 1980-х – 100. К этому времени в столице работали уже 7 автобусных парков.

В новой стране

Фото: minsknews.by

В последние десятилетия прошлого века этот вид транспорта уверенно набирал обороты. Проблем хватало, многие из них перекликаются с сегодняшними (в частности, давка в часы пик), но автобусы – уже вместе с метрополитеном – становились все популярнее у столичных пассажиров.
 
После трудного периода перестройки и развала СССР, когда и транспортное хозяйство города переживало непростые времена, подъему отрасли во многом способствовало и развитие отечественного автобусного производства…
 
Справочно
За прошлый год автобусы перевезли в Минске более 330 млн пассажиров, за 9 месяцев нынешнего – свыше 218 млн.
 
В городе действуют около 190 автобусных маршрутов протяженностью свыше 2150 км. В 5 автобусных парках КТУП "Минсктранс" имеется свыше 1700 автобусов.

При подготовке  текста использованы материалы книги Е. Етчика "От конки до метро", сайта ГУ "Столичный транспорт и связь", фото и материалы из архива КТУП "Минсктранс".


Читайте также:

-10%
-10%
-20%
-20%
-20%
-15%
-25%
-25%
-21%
-25%
0070663