Поддержать TUT.BY
66 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Холдинги создали. На очереди — госкорпорации. В чем суть смены вывесок?
  2. История о том, как простой парень спас семью из пожара, получил медаль «За отвагу» — и как сложились их судьбы
  3. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  4. «Не уверен, что он сам в этот колодец бы прыгнул». Родители о гибели 10-летнего мальчика в Пуховичском районе
  5. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  6. Умер Ларри Кинг
  7. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  8. «Ответила: «Да». Ролик, где минчанин делает предложение, набрал около семи миллионов просмотров
  9. Белорусские биатлонистки финишировали пятыми в эстафете
  10. Перед жительницей Петербурга, получившей удар в живот, извинились — и руководство полиции, и сам полицейский
  11. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  12. Балаба: Минский ОМОН готов к возможным весенним акциям протеста
  13. «Куды ідзеш, Беларусь?» Тадеуш Кондрусевич провел «прощальную службу» в Минске. Как это было
  14. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  15. Французские хирурги первыми в мире провели трансплантацию обеих рук и плеч
  16. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  17. Без жестких диет. Совет Елены, которая много раз пробовала похудеть и наконец сбросила 21 кг
  18. В квартирах хотят запретить держать некоторых животных. В планах — и ограничения по контактным зоопаркам
  19. «В акциях участвует немногочисленное количество человек». Милиция сообщила о 100 задержанных в субботу в Минске
  20. В Беларуси произошли массовые прорывы теплосетей. Неужели все так плохо?
  21. Помните, как ЦИК забросали жалобами на нерегистрацию Бабарико? Теперь хотят ввести изменения по обращениям
  22. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  23. За восемь дней задержали более 500 человек: по БТ показали «социально-возрастной портрет» протестующих
  24. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что может заметно подорожать
  25. Порье нокаутировал Конора Макгрегора
  26. «Место делали для себя и для гостей». Рядом с метро «Площадь Победы» открылся небольшой рестобар
  27. За сутки умерли 10 пациентов с коронавирусом. Минздрав озвучил последние цифры о COVID-19
  28. «В весе 115 кг я перестала выходить из дома». История девушки, похудевшей на 55 килограммов
  29. В 2020-м году — семилетний антирекорд по покупке квартир. Эксперты рассказали, что происходит
  30. Чиновники придумали, как законодательно «закрепить статус» Всебелорусского народного собрания


Инна Гришук, Евгений Лебедь,

В первые дни октября гродненцы знали, что теоретически поехать в Польшу на велосипеде можно, только мало кто решался сделать это первым. Оказалось, поначалу визиту двухколесного транспорта слегка удивлялись как белорусские, так и польские пограничники.

Фото: vgr.by

В контрольном талоне пишут: "вело"

"Мы вас пропустим, только не знаем, сможете ли вы проехать в Польшу. Вчера одного велосипедиста вернули обратно", - предупредили нас на въезде белорусские пограничники. Появлению велосипедистов они, скорее, удивились. В очереди стояло пять или шесть машин. Но нам не сказали становиться в хвост за авто и выдали контрольные талоны, в которых было написано: "вело". Днем 2 октября на погранпереходе в Брузгах царил непривычный покой — в очереди стояли только машины, поэтому документы у нас проверили очень быстро. Примерно 5 минут, и мы уже парковались возле Duty Free. Сотрудница одного из них пожаловалась, что с исчезновением пешеходов количество клиентов сильно сократилось. Как подтверждение, в одном из магазинов беспошлинной торговли проходила акция - купи товара на 25 евро и выиграй брелок или скидку на купленный товар. Но покупатели на предложение реагировали вяло - в основном покупали дешевый алкоголь. Подъехал туристический автобус. "Возьму на тебя спиртное, а ты на меня можешь сигареты", - деловито обсуждали у кассы выгодный взаимообмен две пассажирки. Их лица показались нам знакомыми - возможно, раньше встречались на пешеходном коридоре.

Фото: vgr.by

Два велосипеда на стоянке вызвали у посетителей границы неподдельный интерес. "Разве так можно?" — интересовались они и начинали выпытывать подробности путешествия: "Вам раз в восемь суток или каждый день в Польшу ездить можно?"
Оказалось, что здесь у велосипедистов действительно есть преимущество. Если на машине можно пересечь границу, не декларируя при этом вывозимое из страны топливо, лишь раз в восемь суток, то велосипедистам солярку не провезти. Соответственно, границу можно пересекать и раз, и два раза в сутки. Что касается норм провоза алкоголя, то велосипедисты с 1 августа были приравнены к пешеходам. Раз в сутки на двухколесном друге можно провозить в Беларусь лишь пол-литра любого спиртного, а на машине - целый литр. В остальном и велосипедисты, и пассажиры машин имеют одинаковые права. По три литра алкоголя - раз в 8 суток, а если через день и реже - не больше литра на человека.

Каким должен быть велосипед?

"У вас велосипеды крутые. А у меня на даче старый, еще дедушкин, стоит. Если на нем приеду, пустят?" - рассуждала вслух женщина лет пятидесяти. Некоторые подходили и просили номер телефона, чтобы в случае чего перед велопоездкой в страну-соседку проконсультироваться.

Как выяснилось позже, до нас на двух колесах проехал в Польшу лишь один человек. Какими должны быть велосипеды, мы тоже не знали. На всякий случай почитали польские ПДД, а для надежности взяли в прокате новые горные велосипеды, у которых были и фары, и катафоты, и звонки на руле. Прихватили с собой и светоотражающие жилеты.

Как пояснила пресс-секретарь Подлясского отдела пограничной службы Катажина Зданович, единственное требование польской стороны - чтобы велосипед был технически исправным, мог ехать и везти своего водителя, чтобы работали тормоза, не были спущены колеса. Никаких ограничений по "возрасту", внешнему виду нет. Пограничная служба рекомендует велосипедистам, пересекающим границу в темное время суток, надевать светоотражающие жилеты или иметь на одежде фликеры. Во всем остальном — просто выполнять ПДД Польши.

Согласно действующему законодательству, в Польше велосипедисты не обязаны ездить в шлемах. Зато на велосипеде, как и на других транспортных средствах, участвующих в дорожном движении, должны быть установлены сигнальные огни. Спереди - по меньшей мере одна непрерывно светящаяся или мигающая фара белого или желтого света, сзади - минимум один красный катафот и одна красная непрерывно светящаяся или мигающая фара. Все фонари должны быть видны с расстояния 150 метров. Однако есть оговорка: необязательно устанавливать фонари, если велосипедист собирается ездить только в светлое время суток.

На спицах колес и педалях велосипеда должны быть установлены желтые катафоты, минимум по одному на колесо. Нельзя перемещаться на велосипеде в сильный туман или гололед.

Фото: vgr.by

Очередь колеса не считает

"Не важно, сколько колес - два или четыре", - поняли мы на польской части границы, где нам предложили стать в хвост автомобильной колонны, которая медленно двигалась в сторону паспортного контроля. Решили схитрить и заняли две очереди, чтобы в случае чего пройти в ту, которая движется быстрее. Ждать пришлось около часа. Польские пограничники просили водителей машин открывать багажник, показывать огнетушитель и аптечку. А с нами лишь поздоровались, но велосипеды осматривать не стали.

В какой-то момент показалось, что правая колонна движется быстрее, но попытка журналиста перейти в соседнюю очередь закончилась неудачей. "Пану нужно стать там, где стоял. Каждый придерживается своего ряда", - строго сказала сотрудница, которая оформляла документы. В итоге мы подошли к окошкам практически одновременно. На радостях заключили пари: нам поставят штампы в паспорте о въезде в страну в два или в три раза быстрее, чем пассажирам машин. Но не тут-то было.

"Пани должна подождать, я не знаю, как вас оформить", - сказала в приоткрытое окошка миловидная блондинка и достала бутерброд. Ее коллега, которая работала у второго окошка, спросила: "Может, у пана есть документы на велосипед? Как оформить ваш транспорт?" Но какой документ - чек о покупке велосипеда, техпаспорт или бумажку из проката, она не знала. Ждать пришлось минут 10. Бутерброд был съеден, а водители из очереди стали выглядывать из окон, нервно постукивая пальцами по рулю. В какой-то момент мы пожалели, что не приняли предложение одного из владельцев авто, который предлагал кинуть наши велики в багажник и ехать пассажирами. Но после длительных консультаций девушки нас все-таки оформили и напоследок сказали: "Повезло!"

Фото: vgr.by


Для Евгения таможенный осмотр оказался формальностью. А вот Инну решили досмотреть с пристрастием. То ли в шутку, то ли всерьез сотрудник таможни, мужчина почти двухметрового роста, поднял велосипед в воздух и вертел его в руках, пытаясь рассмотреть со всех сторон. А потом отправил журналистку на личный досмотр, чтобы проверить, не везет ли она контрабандные сигареты. После этого мы наконец покатили в Кузницу.

Что говорят польские пограничники?

Как пояснила Катажина Зданович, до 1 октября велосипедисты пересекали границу пешком по пешеходному каналу. Но теперь он закрыт, поэтому велосипеды приравняли к машинам. В принципе, велосипедист может договориться с водителями и, если те согласятся его пропустить вперед, сумеет тогда подъехать к окошку раньше. По словам собеседницы, чтобы без проблем пересечь польскую границу на двухколесном транспорте, должен быть в порядке стандартный набор документов, который требовался и от пешеходов. Справка или техпаспорт на велосипед не нужны. Можно пересекать границу на собственном велосипеде, одолжить его у друга или взять в прокате. Главное, чтобы ворованным не оказался.

Фото: vgr.by

Обратный путь

Дорога в Польшу и обратно вместе с походом в магазин и поездкой на "поле чудес" заняла от силы три часа. В Кузнице не пришлось стоять в очереди, которая растянулась на несколько сот метров от шлагбаума. На польской стороне велосипедистам рекомендуется подъезжать к шлагбауму и двигаться вместе с машинами по сигналу пограничника. Дальше - снова в автомобильную очередь на паспортный контроль.

А как в Литве?

В пункте пропуска "Привалка — Райгардас" литовская сторона готова принимать и велосипедистов, и пешеходов (если их пропустят из Беларуси). По словам начальника таможенного поста "Райгардас" Гедрюса Смалюкаса, интенсивность велосипедного движения на этом участке невысокая, поэтому специального коридора для них нет. В случае, если человек решит пересечь границу на велосипеде, ему необходимо двигаться по пешеходным дорожкам и по тротуару, которые раньше использовали пешие.

Правила дорожного движения и требования к оснащению велосипеда - такие же, как и в Польше. Особенности касаются перемещений ночью. При движении в темное время суток вне населенных пунктов водитель велосипеда обязан надеть светоотражающий жилет. К тому же велосипедисты и пассажиры велосипедов до 18 лет обязаны быть в шлемах, а лицам старше 18 лет наличие шлема рекомендуется.

Ехать по проезжей части дороги на велосипеде разрешается лицам не младше 14 лет, а тем, кто прослушал учебный курс и имеет удостоверение, - с 12 лет. Под присмотром взрослых ехать по проезжей части дороги разрешается лицам не младше 8 лет, но в жилой зоне возраст велосипедистов не ограничивается.

Справка "ВГ"

ПДД для велосипедистов в Европе похожи на белорусские. Двигаться нужно по велосипедным дорожкам либо по правому краю проезжей части. Запрещено ехать по тротуарам. При пересечении пешеходного перехода велосипедисту необходимо слезть и переходить дорогу пешком. Запрещено держать в руках мобильный телефон и разговаривать по нему, а также управлять велосипедом в состоянии алкогольного опьянения. Впрочем, если алкотестер покажет до 0,2 промилле, то водитель считается трезвым.

Читайте также:

Возле Южного рынка нашли тело мужчины
Гродненец поверил письму о штрафах за просмотр порносайтов и пришел в УВД с повинной
Каждое воскресенье на заброшенном полигоне под Гродно идет война
 
-15%
-10%
-20%
-30%
-22%
-10%
-20%
-20%
-30%