Поддержать TUT.BY
66 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. В квартирах хотят запретить держать некоторых животных. В планах — и ограничения по контактным зоопаркам
  2. «В акциях участвует немногочисленное количество человек». Милиция сообщила о 100 задержанных в субботу в Минске
  3. Холдинги создали. На очереди — госкорпорации. В чем суть смены вывесок?
  4. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  5. Умер Ларри Кинг
  6. Балаба: Минский ОМОН готов к возможным весенним акциям протеста
  7. В Беларуси произошли массовые прорывы теплосетей. Неужели все так плохо?
  8. «Место делали для себя и для гостей». Рядом с метро «Площадь Победы» открылся небольшой рестобар
  9. Французские хирурги первыми в мире провели трансплантацию обеих рук и плеч
  10. «Ответила: «Да». Ролик, где минчанин делает предложение, набрал около семи миллионов просмотров
  11. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что может заметно подорожать
  12. Протесты в России, правило «первого раза» для водителей и предложение руки на 7 млн просмотров — все за выходные
  13. Без жестких диет. Совет Елены, которая много раз пробовала похудеть и наконец сбросила 21 кг
  14. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  15. «Не уверен, что он сам в этот колодец бы прыгнул». Родители о гибели 10-летнего мальчика в Пуховичском районе
  16. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  17. «Куды ідзеш, Беларусь?» Тадеуш Кондрусевич провел «прощальную службу» в Минске. Как это было
  18. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  19. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  20. «Раньше я весила 115 килограммов, представляете?!» История девушки, которая очень сильно похудела
  21. История о том, как простой парень спас семью из пожара, получил медаль «За отвагу» — и как сложились их судьбы
  22. В 2020-м году — семилетний антирекорд по покупке квартир. Эксперты рассказали, что происходит
  23. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  24. За сутки умерли 10 пациентов с коронавирусом. Минздрав озвучил последние цифры о COVID-19
  25. Чиновники придумали, как законодательно «закрепить статус» Всебелорусского народного собрания
  26. За восемь дней задержали более 500 человек: по БТ показали «социально-возрастной портрет» протестующих
  27. Порье нокаутировал Конора Макгрегора
  28. Перед жительницей Петербурга, получившей удар в живот, извинились — и руководство полиции, и сам полицейский
  29. Помните, как ЦИК забросали жалобами на нерегистрацию Бабарико? Теперь хотят ввести изменения по обращениям
  30. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить


/ / Инфографика: Антон Девятов,

85 лет назад, 13 октября 1929 года, в белорусской столице пустили трамвай. TUT.BY изучил, по каким дорогам он колесил все эти годы. Еще мы разыскали архивное видео и факсимильные изображения страниц столичных газет, сообщавших об открытии трамвайного движения.



Партийная газета "Звязда" в 1929 году писала о грандиозном митинге на площади перед вокзалом. В речи председателя Совета Народных Комиссаров БССР Николая Голодеда прозвучало: "Белоруссия, страна болот, превращается в страну электричества, трамваев и Осинстроев. Мы догоняем Америку быстрым темпом, несмотря на то, что Белоруссия отстала от нее на двадцать лет!".



Хроника ударного строительства двух трамвайных линий (Вокзал – Площадь Свободы и Комаровка – Станция Товарная) была такова. В сентябре 1928 года уложили первые рельсы на Советской улице возле электростанции и на новом железобетонном мосту (теперешнее пересечение проспекта Независимости со Свислочью в районе парка им. Горького).

Большие земляные работы проделали там, где сегодня проспект спускается к цирку. Фактически срезали гору – иначе вагоны не одолели бы крутой подъем. На 9 метров расширили Долгобродскую улицу. В районе вокзала проложили широкую улицу Ново-Бобруйскую (ныне Бобруйская). На Бакунинской специально для трамвая построили новый мост через Свислочь.



5 октября 1929 года в проводную воздушную сеть на пробу подали напряжение в 6 тысяч вольт. Милиция ловила хулиганов, забавлявшихся искрами от подброшенных к проводам железяк.



8 октября из Москвы на открытых железнодорожных платформах прибыли пять трамвайных вагонов. "Неистовствовали фотографы, – писала газета "Рабочий". – Аппараты кровожадно щелкали, запечатляя на восприимчивых пластинках вид трамваев: сбоку, анфас, в профиль, с земли, с крыши, на ходу, словно это была галлюцинация и вагоны могли сейчас пропасть из виду, исчезнуть, обернуться очередной отпиской Мытищинского вагоностроительного завода". Еще пять трамваев обещали к 20 октября. Вагон модели КМ с деревянным корпусом имел 32 места для сидения и 40 для проезда стоя.

С оптимистичной статьей "Рабочие окраины приблизились к центру" выступил в "Рабочем" начальник Управления строительства трамвая М. Кадушин.



Главный инженер товарищ Максименко справедливо утверждал, что из-за плохих дорог автобус пока не может первенствовать в городе.



В ночь с 8 на 9 октября 1929 года в Минске сделали пробно-технический пуск трамвая. По линии прошел один вагон, на котором до 4 часов утра успело проехаться все руководство горсовета и комхоза. Убедившись, что городское начальство осталось живо, во втором пробном пуске через сутки решили поучаствовать руководители партии и правительства БССР. С 10 вечера до 3 часов ночи на трамвае ездили тт. Голодед, Яцкевич, Рабинович, а также представители профессиональных и общественных организаций. Торжественный пуск назначили на воскресенье, 13 октября 1929 года.

Первые пять вагонов минского трамвая пустили по линии Вокзал – Комаровка, о чем 15 октября сообщила газета "Рабочий".



Сообщалось, что за первый день работы трамвая на нем прокатилось восемь тысяч "платных" пассажиров и около 500 — "бесплатных".



К 1934 году протяженность пути составила 33 километра, на маршруты выходило 56 вагонов. За первый год работы минский трамвай перевез свыше 10 миллионов пассажиров. Страна гордилась тем, что 98 процентов оборудования трамвайного хозяйства столицы Советской Белоруссии было изготовлено на советских заводах.

Между прочим, Мингорсовет установил таксу 10 копеек за весь маршрут (членам профсоюза – 8 копеек), что принципиально отличалось от тогдашнего автобуса, где плату брали за расстояние. Салоны трамваев снабдили табличками с категорическим напоминанием: "Плацiць грошы ўперад, каб не плацiць штрафу".

Первые курсы для водителей трамвая в Минске открылись в 1930 году. Об этом в кинофильме "Через город, через годы" вспоминает водитель трамвая. Героиня рассказывает, как однажды ей пришлось перевозить монумент Ленина от Товарной станции. В другом видео, предоставленном архивистами, можно увидеть новенькие трамвайчики, которые пришли в Минск с Урала в 1948 году.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (23.09 МБ)

Кинофильм "Через город, через годы", 1-2 ч., 1966 г., реж. В.Четвериков, В.Орлов, опер. В.Орлов; Минская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов.

Киножурнал "Савецкая Беларусь", № 15, 1948 г., реж. Ю.Стальмаков, опер. В.Китас; киностудия "Беларусьфильм".

Видеоматериалы подготовила главный архивист отдела использования документов и информации БГАКФФД Елена Полещук.

-30%
-13%
-15%
-10%
-20%
-31%
-33%
-33%
-14%
-80%