Алина Машкова,

Чиновники рассказали, как они относятся к существующей системе и что думают о реформе государственного аппарата - по заказу информационного офиса "Беларусь в фокусе" проведено исследование "Белорусский госсектор: ценности, ожидания и восприятие реформ".

Фото: rbc.ru

Исследование включало 12 фокус-групповых дискуссий от 8 до 10 участников в каждой: представителей государственных предприятий и государственных служащих среднего и низшего управленческого звена, прочих профессий и сфер деятельности. География исследования — жители Минска, Гродно, Бреста, Могилева, Бобруйска, а также городское население Гомельской и Витебской областей.

Сокращений чиновники не боятся

Выяснилось, что занятые в госсекторе высоко ценят социально-экономическую "стабильность": отсутствие риска увольнения, стабильную достойную заработную плату, уважительное отношение к их труду со стороны начальства. Исключение составляет лишь крайне небольшая группа в основном молодых людей. Они готовы пожертвовать стабильностью ради увеличения уровня дохода.
 
- Для руководящих сотрудников госпредприятий стабильное место работы важнее, чем возможность повышения дохода. Это делает их "заложниками" работы на государство. А вот чиновники считают себя незаменимыми специалистами, на которых есть спрос, - отмечает один из авторов исследования аналитик Белорусского института стратегических исследований Александр Автушко-Сикорский.

Чиновники уверены: даже если и лишатся кресла, то так или иначе смогут найти работу в другом ведомстве или в частном секторе.
 
"Я могу из этой сферы в другую пойти - и поэтому мне не страшно. Сокращения как бы не предвидится, но я готова к этому", - ответила на неудобный вопрос во время дискуссии в фокус-группах госслужащая Наталья.
 
Впрочем, чиновники в малых городах крепче держатся за свое место, чем в крупных. Ведь они имеют достаточно хороший уровень жизни по сравнению с остальным населением. Да и статус их выше, а другую работу найти в провинции сложно.
 

Престиж упал. Да и зарплата "не очень"

Сократить избыточные полномочия госслужащих – так недавно определил глава государства Александр Лукашенко следующий шаг в реформе системы госуправления, отметив успешность первой фазы – уменьшения количества чиновников.
 
Однако сами чиновники недавнее сокращение госаппарата почти не заметили – оно прошло для них безболезненно: кто хотел, тот ушел, смог устроиться.
 
"Если и были сокращения, то либо предлагали равнозначную должность, либо были выплаты какие-то, которые устраивали людей", — охарактеризовала изменения структуры госаппарата участница одной из фокус-групп.
 
На самом деле нередко сокращались вакансии, некоторые сотрудники перешли в другие ведомства или даже были повышены в должности. Оставшихся работать в госаппарате не устраивает лишь повышение нагрузки: работу, которую "раньше делали несколько человек, теперь приходится выполнять одному".

А что касается избыточных полномочий, то в отличие от руководителей госсектора, для которых то, что они делают, "просто работа", чиновники действительно чувствуют свой особый статус".
 
- Свою профессию чиновники воспринимают как общественно важную и значимую, - отмечает второй автор исследования, аналитик BISS Елена Артеменко.
Однако уровень своих доходов госслужащие считают недостаточным в сравнении с частным сектором.

"Лет 10 назад на госслужбу у нас было престижно попасть. Зарплаты были в принципе нормальные, как-то благодарности были конкретные. Но с годами все поменялось. <...> Заработная плата на уровне республики - мало то есть получаем. В реальном секторе экономики мы же знаем, как замы директоров, директора предприятий зарабатывают там, это на порядок выше", - поделилась наболевшим участница одной из дискуссий Наталья.
 
И чиновники, и сотрудники госпредприятий указывают на низкие возможности для реализации собственных способностей и творческого потенциала на работе: "инициатива наказуема".
 
Чиновники не могут высказать свое мнение и повлиять на изменения, которые им приходится внедрять в работу, поскольку управленческие решения в системе госслужбы "спускаются сверху" без учета опыта кадров и локальной специфики.
 
"Это формирует определенный уровень фрустрации относительно их социального положения", - делают вывод исследователи.

Кресла только для "своих"

По оценке экс-депутата Палаты представителей Национального собрания Ольги Абрамовой, госаппарат страны строится на кровнородственных связях, широком круге взаимовыгодных услуг в различных ведомствах и лояльности. Эксперт убеждена: не желая терять годами нарабатываемые и внедряемые в сферу цепочки "своих" людей, чиновники не будут предпринимать попытки изменить систему госуправления.
 
Участники фокус-групп тоже часто говорили о существовании клановости и кумовства в госаппарате, что затрудняет приход на работу людей "со стороны". По их мнению, переезжать в другой город крайне затруднительно из-за того, что некому оказать поддержку на новом месте, а сотрудник даже с высокой квалификацией никому не нужен из-за отсутствия связей.
 
Кроме того, карьерный рост зачастую упирается в то, что начальник "сидит до конца" даже после пенсии.
 

Пожертвовать стабильностью ради карьеры?

Что такое реформы, чиновники понимают по-своему: не как преобразования с определенными целями, а как постоянный процесс изменений законодательства и условий функционирования госаппарата, к которым им все время приходится адаптироваться.
 
- Умение приспосабливаться к новым условиям они воспринимают как профессионализм, но отмечают, что это отнимает много времени и усилий, - говорит Елена Артеменко.

Некоторые участники дискуссий упоминали, что постоянно меняется законодательство. И пока по цепочке сверху-вниз доведут до работников, что эти изменения означают, нижнее звено работает на свой страх и риск. По их мнению, вышестоящие органы, принимая решение об изменении процедур, не понимают, что происходит на нижнем уровне, и мешают работать.
 
Одна из целевых групп проекта "Рефорум", который является возможностью и площадкой для налаживания контактов и установления взаимопонимания между государством и независимыми экспертами, - власть.
 
Исследование "Белорусский госсектор: ценности, ожидания и восприятие реформ" позволило определить, как чиновники видят реформы и как относятся к ним. Ведь зачастую реформы не внедряются или не работают из-за сопротивления на уровне функционеров в госаппарате. Какие реформы их не напугают?
 
- Сотрудники госсектора могут позитивно отреагировать на меры, повышающие их "уверенность в завтрашнем дне": внедрение обучающих программ, долгосрочных контрактов, расширение социальных программ, - считает Александр Автушко-Сикорский.

По его мнению, занятые в госсекторе могут позитивно отнестись к внедрению системы найма и продвижению по службе, основанной на достижениях и заслугах (result-oriented management), а не на клановости и кумовстве.
 
- Для чиновников более привлекательно выглядят изменения в госуправлении, учитывающие специфику работы на нижнем и среднем уровнях, а также мнение работников на местах, - считает аналитик BISS.
 
Исследователи также полагают, что чиновникам должны быть предложены меры, исправляющие дисбаланс "нагрузка – зарплата" при должностном повышении: дебюрократизация и снижение рабочей нагрузки и/или больший рост заработной платы, а также повышение престижа профессии.
-10%
-55%
-10%
-20%
-30%
-47%
0068422