Владимир Лапцевич,

В Беларуси отсутствует бесплатное образование, а занятия с учениками для учителя - задача "третьестепенной важности", считает член Общественного Болонского комитета, бывший проректор Европейского гуманитарного университета профессор Владимир Дунаев. По его мнению, белорусское образование отличает самобытность, которая и завела его в тупик.


 

Низкое качество образования - материальная заинтересованность

"Учитель материально заинтересован в том, чтобы плохо учить. Если он плохо учит, значит, его услуги в качестве репетитора будут востребованы. Нормальное грамотное экономическое поведение - надо учить плохо, чтобы получать больше за репетиторство", - сказал ученый.
 
Он отметил, что в Беларуси в средней школе учителей в два раза больше, чем в Европе. "Но у нас везде дефицит учителей. Восемь целых шесть десятых ученика приходится на одного учителя, в то время как в Европе средний показатель где-то 15", - сообщил Дунаев.
 
"Даже чиновники заявляют, что 15 лет назад у нас было 1,5 млн учеников и 123 тысячи учителей, а сейчас меньше 900 тысяч учеников, но 132 тысячи учителей", - обратил внимание профессор, отметив, что белорусские педагогические университеты готовят 10 тысяч учителей в год, в то время как по нормам надо 3,5 тысячи.
 
Владимир Дунаев заявил, что при нынешней системе вряд ли имеет смысл говорить о необходимости повышения заработной платы учителям. "Если у нас на учительские специальности идут те, у кого по математике ниже двойки с минусом, а потом они математику преподают, то сколько им ни плати, они лучше учить не будут", - считает профессор.
 
"Если говорят, давайте учителя избавим от непрофильных занятий. А какие непрофильные занятия - обеспечивать выборы, подписку на государственную прессу, собирать коммунальные недоимки, организовывать сельхозработы? Получается, что обучение - это для них вообще третьестепенной важности задача", - отметил Дунаев.
 
Профессор также указал, что в Беларуси на самом деле отсутствует бесплатное высшее образование. "Государство, вопреки Конституции, создало систему, в которой нет бесплатного высшего образования из-за распределения, когда требуется: либо плати деньгами, либо отработкой", - сказал Дунаев, отметив, что нынешняя система государственного управления загнала образование в тупик.
 

Политическая система и катастрофа образования

Белорусское образование отличает самобытность, которая завела его в тупик, отметил Владимир Дунаев.
 
"Это началось еще в 90-х, когда мы изобрели каких-то особенных белорусских бакалавров, не похожих ни на каких других. Но апофеозом в 2008 году стал еще один самобытный шаг, последствия которого мы сейчас начинаем осознавать, - когда вместо двенадцатилетки сделали одиннадцатилетку", - сказал ученый, отметив, что в мире можно по пальцам пересчитать страны, где в школе учатся 11 лет, во всех остальных - 12 и 13 лет.
 
По его словам, Беларусь отказывается придерживаться ценностей европейского образования, в частности, не обеспечивает автономность учебных заведений. "Коллектив не в состоянии влиять на стратегию учебного заведения. Им управляет директор или ректор, назначенный сверху и который отвечает только перед начальством и так же бесправен, как коллектив", - сказал Дунаев.
 
Он отметил, что нынешняя политическая система управления привела белорусское образование к катастрофе. "Ощущение кризиса связано с тем, что впервые для общественности стало очевидно низкое качество среднего образования", - заявил профессор, указав, что это проявилось в невозможности сформировать "нормальный" контингент первокурсников.
 
"В прошлом году 30% абитуриентов не смогли набрать по математике 15 баллов из 100. То есть не смогли получить двойку с минусом, что было проходным баллом. Выяснилось, что даже на бюджетные места не хватает абитуриентов. Но как их может хватать, если в прошлом году у нас был заявлен план приема на 1-й курс 80 тыс. человек, а школу закончило 60 тысяч", - сказал Дунаев.
 
По его утверждению, в этом году ситуация еще хуже - не смогли сдать математику на 15 баллов уже 40% абитуриентов.
 
"По доступности образования мы чуть ли не опередили всю планету - на шестом месте в мире. У нас 85% всей молодежи поступает в вузы. Но если мы такие умные, почему мы такие бедные? Почему у нас ВВП на душу населения меньше, чем у Ботсваны?" - задался вопросом ученый.
 
Вместе с тем, напомним, что Беларусь является одной из немногих стран, которая уклоняется от международных систем мониторинга качества образования. "А они очень важные, потому что позволяют не только поставить диагноз и назначить лечение", - сказал Владимир Дунаев, заявив, что без изменения системы управления никакие реформы в образовании не принесут пользы.
-20%
-20%
-20%
-10%
-25%
0067851