1. Олексин рассказал, почему торговал сигаретами через арабскую компанию
  2. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  3. «Нацбанк показал, что рычаги у него остаются». Что означает повышение ставки рефинансирования
  4. «Гродно Азот»: мы давно не работаем с Helm. Скоро средняя зарплата вырастет до 2 тысяч рублей
  5. Глава Нацбанка прокомментировал слухи о своей отставке
  6. Лукашенко пообещал рассказать «много интересного» об Алиеве и Карабахе, когда перестанет быть президентом
  7. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  8. Какой уровень холестерина в крови небезопасен и чем он грозит? Врач отвечает на частый вопрос
  9. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
  10. «С остринкой и иронией». Как белорусский бренд одежды стал конкурировать с известными марками
  11. Бабарико говорит, что обвиняемые невиновны. А как считают они сами?
  12. Посольство США в Беларуси прокомментировало задержание Юрия Зенковича
  13. Опубликована свежая статистика Минздрава по COVID-19
  14. Как не перепутать грипп с простудой и коронавирусом, рассказывает врач
  15. Церковь «Новая Жизнь» просят выплатить 170 тысяч долларов. В ЖРЭО объяснили, откуда такие цифры
  16. Конституционная комиссия предлагает дать право голоса белорусам от 20 до 70 лет
  17. «Белнефтехим» рассказал, насколько подорожает топливо до конца года
  18. Суды и протесты, созвон Лукашенко и Путина, похороны Борткевича. Что происходило в Беларуси 15 апреля
  19. Бежали за границу через реки, леса и поля. Как белорусы скрываются от преследования силовиков
  20. «Вы будете петь вместе с ангелами, и твой голос будет звучать, как всегда, ярко». В Минске простились с Леонидом Борткевичем
  21. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  22. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  23. США ввели новые санкции против России и высылают 10 российских дипломатов
  24. «Мне говорили: «Лучше бы ты мужа нашла и варила ему борщи!». История молодой трактористки Наташи
  25. «Настроения упаднические». Работники «Белмедпрепаратов» сообщают об увольнениях из-за политики
  26. «В Беларуси не ценил того, что имел». Физик отчислился из БГУ и изучает бозон Хиггса в Германии
  27. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  28. Как наши спецслужбы могут задерживать белорусов в России? Спросили у эксперта
  29. АНТ: «Ціханоўскія атрымалі долю ў кампаніі сям'і Бабарыкі задоўга да выбараў». Глядзім дакументы
  30. Правительство запретило вывоз из Беларуси пшеницы, гречихи, кукурузы и других злаков


/

Мы давно привыкли к тому, что среди минских автобусов царит единообразие: в 2006-2009 годах списали последние единичные модели ЛиАЗ-677, ЛАЗ-695, ЛАЗ-5252, МАРЗ-52661, Ikarus-260, Ikarus-280, Ikarus-415, Ikarus-435, Karosa B741 и Mercedes-Benz O345G, - с тех пор на городских маршрутах работают лишь минские МАЗы и лидские "Неманы". А вот 60-70 лет назад на минских улицах можно было встретить совсем уж редкие модели. Про две из них мы и расскажем подробнее.

История автобусного движения в Минске начиналась в 1924 году с парка различных моделей и марок: Leyland, MAN, Renault, позже появились FIAT, Ford, Steyr. В 1930 году в Минск приехали первые ярославские автобусы Я-6 на 35 мест, а перед самой войной, в 1940 году, - ЗиС-8 на 29 мест и ЗиС-16 на 34 места.

Сайт ГП "Минсктранс" сообщает: "Почти весь автобусный парк подвижного состава Белгостранса был уничтожен немецкими оккупантами. В 1946 году парк состоял из 17 трофейных автобусов и четырех ЗиС-154. В феврале 1947 года образован Минский автобусно-таксомоторный парк. Автобусов тогда насчитывалось немногим более сорока. С 1948 года парк начал пополняться новыми автобусами марок ГАЗ и ЗиС". Русская "Википедия" также пишет, что чудом уцелел Я-6, а сайт "Минск старый и новый" – что уцелели 4 единицы ЗиС-16.

В книге Леонида Морякова "Галоўная вуліца Мінска" есть послевоенная фотография некоего трехосного автобуса, едущего мимо Дома правительства.



В Советском Союзе было несколько моделей трехосных автобусов – например, ЯА-2, ЗиС-Люкс, АТУЛ-АЛ-2, АТУЛ ЗиС-8А, ГАЗ-05-193. Правда, почти все они (кроме АТУЛов) были выпущены крошечным тиражом, а машина на фото совсем не похожа на АТУЛы. Надо полагать, что это – один из полутора десятков трофейных автобусов, которые ездили по минским улицам после войны. Европейские производители до войны освоили немало моделей трехосных автобусов, у большинства фирм было по нескольку таких моделей. Так, чехословацкие заводы выпускали трехосные автобусы Tatra 24/58 и Tatra 24/67, Praga TO и Praga VT6, Škoda 656; немецкие фирмы поставили на поток производство моделей Büssing-NAG 802N и Büssing-NAG 900N, Mercedes-Benz O10.000, Vomag OR660.

Михаил Соколов в книге "АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили" отмечает, что многие трофейные автомобили и автобусы, которые попадали в советскую армию и гражданские организации, порой до неузнаваемости изменялись во время ремонта в местных мастерских. На них зачастую ставили похожие детали от отечественных машин; кузова грузовиков и автобусов могли строиться чуть ли не на глазок, без чертежей и образцов; панорамные лобовые стекла заменялись несколькими плоскими; фары переезжали с бампера на крылья и обратно и так далее.

"Весь этот разномастный парк и приходилось ставить "на ноги" нашим ремонтникам и эксплуатационникам. При этом разобраться в море незнакомых автомобилей было совсем не просто. Многие из них по конструкции принципиально отличались от привычных нашим специалистам "полуторок" и "трехтонок". […] Особо следует отметить трудности с запасными частями для трофейных автомобилей. Десятки размеров поршней, свечей зажигания, шин, сотни различных видов стартеров, генераторов, тормозных цилиндров, лампочек для фар… Эту проблему с трудом решали даже в вермахте, а о наших ремонтниках и говорить не приходится. Очень часто недостающие части фронтовым умельцам приходилось изготавливать самим или "подгонять" взятое с других марок. […] Порой дело доходило даже до того, что силами местных автомастерских из нескольких некомплектных машин разных марок собирали один работоспособный "гибрид", представлявший собой самые разнообразные сочетания отечественных и иностранных конструкций", – пишет исследователь. В случае, если образец с минского фото подвергся такому ремонту, его опознание может представлять значительные трудности.

Но все же по таким характерным элементам, как число окон, ширина стоек, дизайн фальшрешетки радиатора часто можно достаточно точно определить модель. Машина на фото из книги Морякова больше всего похожа на Büssing-NAG 900N. Решетка радиатора у минского экземпляра – типичная "Бюссинговская", хотя по левому борту можно насчитать семь окон, в то время как у других автобусов этой модели их восемь.





Но это может быть как раз следствием уже послевоенного ремонта в отечественных мастерских и автобазах. У сохранившегося до наших дней дрезденского экземпляра Büssing-NAG 900N форма окон и толщина стоек тоже отличаются от тех, что были у девятисотых "Бюссингов" изначально.



Двенадцатиметровый автобус массой почти 11 тонн вмещал 28 сидячих и 55 стоячих пассажиров, а его 13,5-литровый шестицилиндровый мотор развивал 135 лошадиных сил. Другие немецкие трехосные автобусы были еще длиннее, – существенно больше автобуса с минского фото.

А вот еще один редкий послевоенный минский автобус можно идентифицировать точно. В книге Виталия Кириченко "Минск. История послевоенного восстановления. 1944 - 1952" есть фото 1950 года участка улицы Советской между современными цирком и Октябрьской площадью. На переднем плане видны руины здания бывшего реального училища, а за ними на горку взбирается автобус.



Поначалу его можно принять за ЗиС-16, но форма задних и боковых стекол, а также широкие передние крылья позволяют предположить, что это какая-то другая марка. Одна из предыдущих версий страницы о минском автобусе в "Википедии" говорит, что с 1949-го по середину пятидесятых в Минске использовался автобус АТУЛ Л-IV. Изучение фотографий показывает, что это действительно АТУЛ этой модели.

Второй авторемонтный завод автотранспортного управления Ленсовета (АТУЛ) выпускал кузова для автобусов и собственные модели автобусов на базе грузовиков ЗиС-5 с середины двадцатых годов. Машины выходили тиражом в десятки штук и были гордостью Ленинграда; некоторые из них успели поработать на "дороге жизни" во время блокады города. После войны решено было отказаться от бескапотной конструкции из-за перегрузки переднего моста, и следующая модель – АТУЛ Л-IV – была уже снова капотной компоновки. Эта модель появилась весной 1949 года, она выпускалась на увеличенной до 5,23 м базе грузовика ЗиС-150. Каркас кузова изготовляли из дуба и обшивали стальным листом, а в конструкцию шасси ввели усовершенствования: дополнительную опору карданного вала, усиленные рессоры, увеличенный до 150 литров бензобак, вакуумный усилитель тормозов. Длина автобуса составляла 8,66 м при массе в 5.970 кг. Автомобильный историк Лев Шугуров в книге "Автомобили страны Советов" утверждает, что в автобус могло поместиться до 60 человек при 40 сидячих местах; по другим данным, 40 – это общее число мест, а число мест для сидения – 29; по третьим сведениям, в салоне было 42 сидячих места, а всего помещалось 70 пассажиров. Традиционная раскраска автобуса была двухцветной: синий низ, белый верх (либо целиком синий кузов с белой полосой). Изображения этой модели автобуса очень редки: в интернете можно найти две большие фотографии и две совсем крошечные.




Как и когда автобус попал в Минск – неизвестно. Но несмотря на редкость самой модели и редкость ее фотографий, сегодня известно по крайней мере три изображения этого автобуса на улицах белорусской столицы! Первое мы показали выше, второе встречается в книге 1952 года архитектора Михаила Осмоловского "Минск. Практика советского градостроительства".

Снимок предоставлен Вадимом Зеленковым

Автобус АТУЛ Л-IV проезжает по Советской перекресток с улицей Энгельса. В правой части кадра виден забор: там начнут строить нынешний дом № 22. Сам дом пока еще не вырос – это позволяет датировать снимок 1949-1950 годами.

В третий раз автобус (тоже частично) встречается на цветной открытке, датированной мартом 1954 года. Сине-белая машина с открытым капотом стоит на Привокзальной площади. Те же форточки на боковых окнах, треугольные вставки перед лобовым стеклом и аншлаг-маршрутоуказатель из трех частей.

Снимок М. Альперта

Таким образом, сам по себе редчайший автобус, в единичном экземпляре существовавший в Минске, сумел попасть по крайней мере на три фотографии! А история автобусного движения в белорусской столице пополнилась на пару интересных страничек.
-30%
-12%
-40%
-15%
-20%
-10%
-15%
-30%
-25%
-10%
0071694