1. «Леха, выходи». В России на акциях в поддержку Навального рекордное число задержаний за 10 лет
  2. Порье нокаутировал Конора Макгрегора
  3. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  4. В Беларуси произошли массовые прорывы теплосетей. Неужели все так плохо?
  5. Балаба: Минский ОМОН готов к возможным весенним акциям протеста
  6. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  7. В 2020-м году — семилетний антирекорд по покупке квартир. Эксперты рассказали, что происходит
  8. «Поток ринувшихся к границе превратил окраину Бреста в «прифронтовую полосу». Как нашим уже пытались запретить выезд
  9. Умер Ларри Кинг
  10. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  11. Прощальная служба Кондрусевича, акции и «экскурсия под конвоем». Что происходит 24 января
  12. Без жестких диет. Совет Елены, которая много раз пробовала похудеть и наконец сбросила 21 кг
  13. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  14. История о том, как простой парень спас семью из пожара, получил медаль «За отвагу» — и как сложились их судьбы
  15. За восемь дней задержали более 500 человек: по БТ показали «социально-возрастной портрет» протестующих
  16. В квартирах хотят запретить держать некоторых животных. В планах — и ограничения по контактным зоопаркам
  17. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  18. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  19. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что может заметно подорожать
  20. ТВ-горки и стенки канули в прошлое. Дизайнеры рассказали, какие полки и TV-тумбы в тренде
  21. Перед жительницей Петербурга, получившей удар в живот, извинились — и руководство полиции, и сам полицейский
  22. Белорусские биатлонистки финишировали пятыми в эстафете
  23. «В акциях участвует немногочисленное количество человек». Милиция сообщила о 100 задержанных в субботу в Минске
  24. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  25. За сутки умерли 10 пациентов с коронавирусом. Минздрав озвучил последние цифры о COVID-19
  26. «Куды ідзеш, Беларусь?» Тадеуш Кондрусевич провел «прощальную службу» в Минске. Как это было
  27. «Ответила: «Да». Ролик, где минчанин делает предложение, набрал около семи миллионов просмотров
  28. История врача, который два раза переболел ковидом и четыре раза был задержан — но не теряет оптимизма
  29. «Не уверен, что он сам в этот колодец бы прыгнул». Родители о гибели 10-летнего мальчика в Пуховичском районе
  30. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить


Ирина Орлова,

Водный туризм на Брестчине пока только набирает обороты. Какие новшества появились в последние годы, с какими проблемами приходится сталкиваться энтузиастам этого вида активного отдыха, разбиралась корреспондент "Зари".

В путь – с надеждой

Потенциал развития водного туризма на Брестчине достаточно высок. В регионе более 80 водных объектов, в том числе 17 крупных озер и водохранилищ, 12 рек и каналов, по которым возможно передвижение маломерных судов в туристических целях.

Катамаран "Надежда" - пожалуй, одно из самых экзотических плавсредств, которые встретишь на малых реках Брестчины.

- Водный туризм сегодня очень высоко востребован в Европе – это позволяет не только увидеть красивейшие уголки природы, но и получить уникальный долгосрочный заряд бодрости, - говорит генеральный директор брестской фирмы "Надежда", он же капитан "корабля" Петр Комякович. - Для прогулок по рекам и каналам там даже покупают и переоборудуют целые баржи. Но на Западе нет такой первозданной природы, как в Беларуси. Однако у нас зарабатывать исключительно на этом направлении сложно.

Больше десятка лет назад Петр Комякович приобрел примитивный плот, модернизировал его – поставил парус, мотор, руль, рубку, зарегистрировал в установленном порядке. Группами по 10 человек единомышленники клуба "Надежда" прошли практически по всем белорусским рекам, сплавляясь по 6 - 7 раз в сезон.

Так почему же организацией столь популярного вида активного отдыха не спешат заниматься коммерческие структуры?

- Большое препятствие в этом – закон, запрещающий сплав по реке во время нереста рыбы с 1 апреля по 1 июня, - продолжает собеседник. - Закон "Об охране и использовании животного мира" на этот период запрещает эксплуатировать не только моторные плавсредства, но и не оснащенные двигателем - в наш-то и без того непродолжительный срок использования воды. Впрочем, есть оговорка: разрешение на сплав могут выдавать местные райисполкомы. Но в этом не всегда выход. Списки путешественников надо подавать задолго до старта, причем в несколько райисполкомов, по чьей территории проходит маршрут. Во-первых, в группе за это время могут смениться люди – и тогда списки надо менять, во-вторых, еще не факт, что санкция властей будет получена. К слову, за рубежом ограничения не столь жестки, и на безмоторные плавсредства они не распространяются.

В чем привлекательность?

- У нас вкладываются большие деньги в реставрацию Мира, Несвижа. - говорит преподаватель факультета физвоспитания Брестского госуниверситета имени А.С. Пушкина, руководитель туристического клуба "Берестье" Владимир Гусев. - Сохранение историко-культурного наследия – дело, без сомнения, хорошее и очень важное для нас, белорусов. Но, на мой взгляд, среднестатистического европейца наши замки вряд ли заинтересуют. У них, на Западе своих хватает.

Главные факторы притягательности нашей страны для иностранца, считает Владимир, - это чистый воздух, первозданная природа с ее девственными лесами, прозрачными реками и дикими болотами. Чего в Европе сегодня нет. У нас же недостает соответствующей инфраструктуры. Интурист с удовольствием пару-тройку дней будет наблюдать животных в естественной среде обитания, пробираясь нехожеными тропами. Но после путешествия он справедливо захочет получить полный комфорт с горячим душем, вкусным и качественным питанием. Да и инструктор, который проводит экскурсию, должен быть человеком не просто компетентным в своем деле, но и разговаривать на понятном гостю языке.

- Именно таких людей нам сегодня не хватает, - констатирует Владимир. - Тех, кто досконально знает особенности организации путешествия по воде, коль скоро речь о водном туризме, управления судами, общения с клиентами на маршруте, обеспечения безопасности в пути, в Беларуси крайне мало. В нашем университете есть специализация "Организация физкультурно-оздоровительной работы и туризма". Однако собственно на туризм во всех его видах отведено всего 120 часов, в итоге дипломированные специалисты в большинстве своем не способны самостоятельно заниматься организацией этого увлекательного и востребованного вида спорта и отдыха.

Зато каждый влюбленный в романтику путешествий студент БрГУ может получить все необходимые навыки в университетском туристическом клубе "Берестье", который в минувшем году отметил свой 30-летний юбилей. Ребята отправляются по горным, водным, велосипедным, пешим маршрутам разной категории сложности, за четыре года раз 25 выступают на соревнованиях. В итоге Федерация спортивного туризма выдает официальный документ и присваивает активным членам клуба определенную квалификацию туриста-организатора с правом на профессиональном уровне водить людей в походы.

С одно-, двух-, трехдневными турами "берестейцы" сплавляются по тихой глади Лесной, Риты, Мухавца, а также по норовистым рекам Карелии, любуясь неповторимой природой, приобщаясь к походной жизни, приобретая необходимые навыки. Очень перспективным направлением считают Западный Буг. Это тоже своего рода экзотика – сплавиться по реке, где по одну руку Беларусь, а по другую - Польша.

Почти в Европе

Два года назад специалисты республиканского ландшафтного заказника "Прибужское Полесье" вместе с пограничниками прошли по белорусскому отрезку Западного Буга, отмечая места, где туристы смогут сойти на берег и переночевать. К сожалению, все пока ограничилось пробными турами - слишком уж сложным оказался процесс согласования решения на пребывание в режимной зоне.

- На сегодняшний день мы единственный оператор, имеющий право заниматься организацией водных походов по Западному Бугу, - говорит директор республиканского ландшафтного заказника "Прибужское Полесье" Николай Лукашук. - Но вопрос упирается и в материальную базу. В соответствии с поставленными погранслужбой условиями туристы не могут пользоваться собственными лодками – мы должны предоставлять им наши плавсредства. Но таковых на сегодняшний день пока нет, нет и транспорта, которым их можно было бы перевозить к месту старта. Нормальная байдарка в среднем сегодня стоит примерно тысячу долларов. Впрочем, есть надежда, что в 2015 году в рамках проекта международной технической помощи ЕС "Зеленая экономика в Беларуси" Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды все-таки выделит на это необходимые средства и дело пойдет.


Своя фишка

Впрочем, имеются и отдельные образцы иного порядка.

Собственной туристической фишкой обзавелся заказник "Ольманские болота" Столинского района. Три года назад здесь приобрели портативную самоходную плавдачу, очень популярное плавсредство в Европе и Америке.

- По специально разработанному маршруту "Полесская Амазония" по Припяти и Горыни с удовольствием путешествуют не только белорусы, но также иностранные туристы – россияне, поляки, англичане, израильтяне, - рассказывает директор ГПУ "Заказники "Средняя Припять" и "Ольманские болота" Иван Яхновец. - Группа в пять человек – чаще всего семейные экипажи - может провести на воде несколько дней. Для этого есть все условия: крыша над головой, кухня с газовой плитой и кондиционером, мангал, спальные места. Осенью дача очень популярна у рыбаков. И цена довольно приемлемая – на всю компанию миллион рублей в сутки. Имеется и более вместительное плавсредство – катер-понтон.

Уже в нынешнем сезоне по водному маршруту прошло более трехсот человек. В рамках госпрограммы развития особо охраняемых природных территорий здесь намерены приобрести еще более комфортабельный и вместительный катер и пустить его по трехдневному маршруту до древнего Турова.

Еще более амбициозные планы у предприятия "Днепробугводпуть". В ходе реализации государственной программы развития Припятского Полесья по заказу днепробужцев Пинский судостроительно-судоремонтный завод создает первый в Беларуси круизный теплоход. Как рассказал "Заре" заместитель генерального директора заказчика Сергей Зубко, для реконструкции выбрали самое большое неиспользуемое судно технического флота длиной почти 50 метров.

Трехпалубное судно в автономное плавание - до пяти суток - сможет взять на борт 28 человек (56 – в прогулочном варианте). Туристы разместятся в каютах эконом-, стандарт- и VIP-класса с санузлами и получат целый комплекс услуг: смогут пообщаться и отдохнуть в просторной кают-компании с баром и кухней, посетить солярий, оздоровиться в кедровой бочке, позагорать на верхней палубе в шезлонгах, прокатиться по реке на гидроцикле.

Планируется, что лайнер будет курсировать на маршруте от Бреста до Киева по Припяти и Киевскому водохранилищу с остановками по пути и приобщением пассажиров не только к уникальному природному, но также историко-культурному наследию, знакомством с кулинарным колоритом различных местностей.

Турпродукт. С чем его едят?

- Приверженцев активного отдыха, водного туризма в частности, становится все больше, - отмечает Владимир Гусев. - Даже многие состоятельные люди, пресытившись эксклюзивными турами тропических курортов, в поисках чего-то новенького желают отправиться в байдарочный сплав по тихой речке родной страны, полюбоваться девственной природой. Понятное дело - с нормальным питанием и попутным набором дополнительных развлечений на стоянках - скажем, переносным скалодромом, веревочным парком, пейнтболом. И это сегодня становится модным.

Коммерческий спортивный туризм процветает у соседей в Польше, России, развивается на Минщине и Гродненщине. Однако в Беларуси при наличии отдельных предпринимателей и коммерческих структур ниша, по большому счету, остается не занятой. Особенно это ощущается на Брестчине.

К примеру, в Бресте практически негде взять байдарку напрокат - многое ведь зависит от материальной базы, а приобрести лодку далеко не каждому по карману. Не говоря уже о том, чтобы просто позвонить в фирму и заказать за свои кровные сплав по реке – на достойных судах, с толковым инструктором, хорошей организацией маршрута. Дело, словом, перспективное, а предложений практически нет.

Для того чтобы привлекать в том числе иностранного туриста к данному виду отдыха, усилий энузиастов-одиночек мало. Это же, по сути, национальный турпродукт, требующий государственной поддержки.

- На мой взгляд, импульс развитию в стране водного туризма могло бы придать наличие единого туроператора, который координировал бы деятельность тех, кто готов заниматься организацией этого вида активного отдыха и помогать оперативно решать возникающие вопросы, - высказывает свое мнение заведующая научно-исследовательской лабораторией регионального туризма ПолесГУ, старший преподаватель кафедры туризма и гостеприимства Татьяна Хвагина.

Года два назад Татьяна Аркадьевна пыталась заинтересовать Министерство спорта и туризма, Национальное агентство по туризму проведением на базе пинского региона республиканского семинара по водному туризму, маркетинговыми исследованиями в этой области. Однако из-за чиновничьих проволочек идея так и осталась на уровне идеи. Отдельные энтузиасты, влюбленные в свое дело, - при своих интересах и трудностях, а поклонники водных путешествий – по сути, без желанного туристического продукта. 
-12%
-15%
-10%
-5%
-20%
-30%
-20%
-10%
-45%
0071674