Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Ксения Ельяшевич,

В перспективе протяженность столичного метро составит 76,2 километра. А четыре пересадочные станции должны решить главную проблему города – перегруженность транспортом в центре Минска. Правда, чемпионат мира по хоккею подкорректировал планы по строительству метрополитена. О будущем столичной подземки рассказали TUT.BY в "Минскметропроекте".

Существует две концепции строительства метрополитена в мегаполисах. Первая из них предусматривает создание обширной сети метро независимо от загрузки, станции строятся с определенной частотой и радиусом пешеходной доступности. Такой способ чаще всего избирают города в достаточно богатых странах. Вторая концепция более экономичная и предполагает строительство по направлению наибольших пассажиропотоков. По этому пути сейчас идет строительство минского метро, ведь один километр подземки обходился в немалую сумму - 50-70 миллионов долларов США. Уже сейчас начато строительство третьей линии, и для новых станций этот показатель будет еще выше.

С вводом третьей линии метро жители столицы получат две новые пересадочные станции между 1-й и 3-й веткой ("Площадь Ленина" - "Вокзальная"), а также между 2-й и 3-й веткой ("Фрунзенская" - "Юбилейная площадь"). После ввода четвертой линии появятся еще три пересадочных узла.

Схема подземки, "Минскметропроект"
Проект столичной подземки по состоянию на август 2014 года, "Минскметропроект"

Задача третьей линии - связать юг и север города, а также разгрузить единственный пересадочный узел

Уже идут работы по строительству первого участка третьей линии метро. Он включает четыре станции: "Юбилейная площадь", "Площадь Франтишка Богушевича", "Вокзальная" и "Ковальская Слобода". С их вводом (ориентировочно в 2018 году) образуется транспортный треугольник, который поможет снизить нагрузку на существующий пересадочный узел между первой и второй линиями. А строительство станции "Вокзальная" положит начало формированию крупнейшего городского узла на Южной привокзальной площади, где будут задействованы все виды железнодорожного и автомобильного транспорта. Напомним, из-за строительства третьей линии метро в Минске планируется снести 102 здания.

Третья линия предусматривает не только автоматизацию движения (управление составами без участия машиниста), барьеры безопасности у края платформ (которые предотвратят падение пассажиров на рельсы), автоматизированные системы обнаружения и тушения пожаров, вагоны нового поколения, но и строительство нового электродепо, инженерного корпуса и ситуационного центра. Еще одно важнейшее новшество, по мнению проектировщиков, – внедрение новой виброзащитной системы верхнего строения пути.

Ролик "Завтра минского метро" предоставлен порталу TUT.BY ОАО "Минскметропроект"

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


"Основной линией, которая проектировалась и строилась в советское время, была "Автозаводская". Она обеспечивала перевозки трудящихся из спальных в промышленные районы и остается самой загруженной. Но за последние годы характер передвижения изменился: теперь он связан не столько с передвижением на заводы, сколько с центром города – здесь и услуги, и офисы, и торговля. На единственном пересадочном пункте между двумя линиями постоянно возникают транспортные перегрузки. Поэтому одна из главных целей 3-й линии – его разгрузить", - рассказывает Виктор Полищук, главный инженер ОАО "Минскметропроект".

Специалисты отмечают, что и первая линия метро уже перегружена, а возможности приближаются к техническим границам. Особенно интервал перевозок, который постоянно уменьшается: "Мы приближаемся к отметке в 1 минуту 45 секунд, а 1.30 – это уже технический предел".

Несмотря на то, что в проекте по третьей линии есть станция в микрорайоне Зеленый Луг, приступать к ее строительству еще рано:

"Эти районы только теперь начинают осваиваться многоэтажной застройкой. Причем вопрос продвигается тяжело из-за наличия большого частного сектора, гаражных массивов и близости зеленых зон. Соседство с малоэтажной застройкой не даст необходимой пассажирской загрузки метрополитена и не оправдает затраты на его строительство. Поэтому в ближайшей перспективе планируется строительство третьей линии от улицы Кижеватова, через центр города, до площади Бангалор. Далее необходимо приступать к развитию четвертой линии"
, - рассказывает Виктор Полищук.

Две новые станции четвертой ветки помогут решить проблему транспортировки к спортивным объектам

Четвертая линия метро из 12 станций (длиной в 20 километров) свяжет северо-запад (станция "Минск-Арена") и юго-восток города (станция "Ташкентская"). В предыдущих планах по северо-западному направлению предусматривались две станции – "Нововиленская" на втором городском кольце и "Веснянка". Согласно новым предложениям, метро может пройти еще дальше через станции "Старовиленская", "Манежная" и "Минск-Арена". Однако работы по трассированию линии еще продолжаются, и возможны изменения.

Схема строительства метро по состоянию на март 2014 года. Фото: Citydog.by

Обновленная схема метро, август 2014 года

Такое предложение связано с проблемой, которая обозначилась во время прошедшего чемпионата мира по хоккею. Транспортировку людей к спортивным объектам и ближайшим гостиницам пришлось заранее тщательно продумывать. Ведь даже во время концертов в спорткомплексе район испытывает транспортный коллапс.

"Ни один вид наземного транспорта, даже все вместе взятые автобусы, троллейбусы и такси, не в состоянии обслужить сразу такое количество пассажиров возле спортивных сооружений, как это может сделать метрополитен. Эту задачу смогла бы решить станция "Минск-Арена", -
рассказывает Виктор Полищук.

Четвертая линия частично дублирует второе автотранспортное кольцо и предусматривает пересадку на станции первых трех линий. Она же сформирует транспортно-пересадочные узлы на автовокзале "Восточный", на станции пригородных поездов "Тракторный".

Проектировщики говорят, что есть смысл предусмотреть строительство на базе 4-й линии полноценной кольцевой линии. В этом случае пассажиропотоки впервые будут формироваться по дугам кольца, соответствуя исторической радиально-кольцевой структуре города, а не по радиусам, как в предыдущих проектах. Это свяжет все виды транспорта в единую сеть и сформирует дополнительные транспортно-пересадочные узлы с железнодорожными станциями Масюковщина, Брест-Литовская, Минск-Южный и Тракторный.



Строительство кольцевой может также привлечь внешние инвестиции для развития прилегающих городских территорий. Как отмечают специалисты, с целью снижения экономических затрат стоит уже сегодня резервировать территории под предполагаемые трассы. Кольцевая линия может быть частично представлена скоростным трамваем, легким метро, а не только традиционным подземным метрополитеном, рассказывают проектировщики. Но это должен быть внеуличный транспорт, который будет независим от городского трафика.

К сожалению, градостроители и планировщики Минска пока не могут точно ответить на самый главный вопрос: куда и сколько пассажиров будет передвигаться по планируемым линиям метро в будущем? Ведь именно от этого зависит, появится ли кольцевая линия и новые станции метро в Минске.

В настоящее время эксплуатационная длина двух линий Минского метрополитена составляет 37,27 км, работают 29 станций, из них 15 расположены на первой и 14 на второй линии метрополитена. Услугами столичной подземки в сутки пользуются около 900 тыс. человек.
Читайте по теме:

Третью линию метро пытаются удешевить: станции поднимут, число вестибюлей сократят >>>
0058648