Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Угрозу для Беларуси, по версии официального Минска, представляют не государства-изгои и не террористические наднациональные синдикаты, а высокоразвитые мировые державы.

Государство-изгой всегда вынужденно искать "врагов", чтобы на них сбросить все обвинения в падении уровня жизни граждан и оправдать беспрецедентные нарушения прав человека. Борьба с бесчисленными внешними и внутренними врагами - конек любого недемократического государства.

Негативное отношение местных властей к внешней политике США - не просто идеологическая кампания. Дело в том, что США ни при каких условиях не откажутся от собственной роли на мировых рынках и будут требовать возвращения Беларуси в лоно демократических государств. А значит, для тех белорусских чиновников, которые сегодня избрали путь активного противостояния с Западом, автоматически исчезает возможность плодотворно представлять Беларусь на внешних рынках влияния. Их политическая карьера в любом случае весьма скоротечна, и в постлукашенковский период многие из них канут в небытие.

Местные официальные идеологи уже давно придерживаются "золотого правила" пропаганды: главное - публично оболгать человека (идею, посольство). Пока тот будет доказывать свою невиновность - а в условиях тотального контроля над СМИ это сделать крайне сложно - общественное мнение уже вынесет свой приговор "замаранному" субъекту. И еще одно "золотое правило": больше вымысла - больше доверия малообразованных потребителей.

Через ряд правительственных СМИ официальный Минск развернул широкомасштабную информационную войну против многочисленных оппонентов действующего президента. Среди тех, кто постоянно подвергается остракизму, фигурируют политические партии, не поддерживающие нынешний курс, неправительственные организации и фонды, занимающиеся развитием гражданского общества, религиозные конфессии (за исключением белорусского экзархата РПЦ), предприниматели, представители западных посольств и неправительственных западных организаций, имеющих контакты с местными НГО. Пользуясь весьма примитивными информационными технологиями, официальный Минск хочет основательно запугать избирателей, предложить им безальтернативную картину мира, где есть только один положительный герой - Лукашенко.

В течение двух последних месяцев население и собственно посольство США в Беларуси узнали много пикантных подробностей из жизни американской дипломатии. Львиная - если не сказать стопроцентная - доля всех "обвинений", которые официальная пропаганда предъявляет американской дипломатической миссии, совершено несостоятельна и носит сугубо пропагандистский характер, рассчитанный исключительно на внутреннего пользователя. Вполне допускаем, что в преддверии президентских выборов окружение А.Г., которое предложило обществу новую старую идеологию - а именно построение государства, которое зиждется исключительно на коллективистских, православных, тоталитарных ценностях, - видит смысл в максимальном снижении влияния любых внешних информационных потоков. Не понимая и не принимая очевидного: сегодня больше нет закрытого государства с лейблом "СССР", но есть формально открытая государственная система "Беларусь" - идеологическая команда А.Г. решилась на повторное использование старых советских страшилок. Если опираться на фундаментальные положения классического психоанализа, в использовании страшилок есть определенный смысл: немалая часть белорусского общества так и не сумела окончательно избавиться от идеологического наследия советского прошлого, стать свободными гражданами понимающими свои права.

Не стоит удивляться и использованию архаичных схем контрпропаганды, не выдерживающих никакой критики. Скажем, среди "фактурных обвинений", которые правящая администрация устами сотрудников БТ предъявляет американскому посольству, фигурируют следующие: во-первых, сотрудники миссии (и ныне работающие, и уже покинувшие РБ) якобы тайно встречаются с лидерами различных местных социальных групп и настойчиво агитируют их за американские ценности, которые идут вразрез с ценностями славянскими. Стоит согласиться только с тем, что американские ценности, которые предполагают приоритет личности над коллективом, а следовательно, соблюдение личностных прав любого гражданина отрытого общества, действительно кардинально отличаются от классических славяно-православных ценностей, предполагающих приоритет коллектива над личностью, а значит, поощряющих подавление частных интересов гражданина в пользу корпоративной организации (государства, церкви). Однако экс-советские идеологи забыли, что Беларусь - это не СССР образца 1970г. Нынче ситуация совершенно иная. Стремительное развитие информационных технологий способствует формированию и активному функционированию открытых информационных рынков, в т.ч. и в Беларуси.

С другой стороны, сегодня абсолютно легально можно встречаться не только с соседями по лестничной клетке, но и с любым иностранным гражданином, с тем же американцем, и беседовать о чем пожелаешь. Или это не так?

Официальный Минск настойчиво убеждает общество в том, что американское правительство (Конгресс, Госдепартамент - не столь важно) оказывает "несанкционированную" поддержку институтам местного гражданского общества, передавая оргтехнику, способствуя проведению образовательных семинаров etc. Особую "популярность" у официозных идеологов в последнее время получила тема предоставления американским посольством белорусским независимым СМИ и неправительственным организациям компьютеров и прочей оргтехники. Это, по мнению "спикеров" БТ, просто жуткое преступление. Хотя само посольство уже неоднократно разъясняло, что выделение небольших финансовых грантов, равно как и оборудования - абсолютно легальная и официальная помощь, обусловленная позицией американского Конгресса и осуществляемая совершенно гласно и прозрачно. Подобная помощь со стороны Соединенных Штатов оказывается любым молодым демократиям как в Восточной Европы, так и в Африке, Азии, Южной Америке.

Подобная помощь осуществляется в обход белорусского государства. Для нас это несколько непривычно, но для демократического мира - работа вне рамок государства, но с соблюдением законодательства - нормальная практика. Наши же чиновники убеждены, что любой западный фонд должен сначала обратиться в администрацию президента за регистрацией своего присутствия в Минске, а после этого сугубо через администрацию оказывать помощь. Кстати, в свое время Лукашенко своим указом уже создал весьма любопытный департамент, который занимается распределением иностранной гуманитарной помощи и которым руководит небезызвестный Виктор Кучинский.

Вся пропагандистская работа БТ рассчитана прежде всего на деревенского пользователя, на местную "вёску", где до сих пор царит информационное средневековье, где доминирует принцип "начальник всегда прав". В сельской местности по-прежнему считают, что между Беларусью и прочим миром висит "железный занавес", а все американцы (немцы, англичане, французы и проч.) суть тайные враги. Глупость? Конечно. Но разве можно назвать меньшей глупостью тот факт, что едва ли не 40% местных жителей до сих пор верят в Лукашенко?

И все-таки зачем власти столь остервенело атакуют именно американскую дипломатическую миссию? Парадоксально, но никаких особых причин, кроме тех, которые зиждутся буквально на поверхности, нет. Среди причин, побуждающих официальный Минск столь нервно относиться к позиции американской дипломатии, едва ли не первое место занимает тот факт, что Соединенные Штаты наиболее последовательны и принципиальны в поддержке демократических преобразований в Беларуси. Никаких иллюзий относительно Лукашенко американские аналитики уже давно не питают. Следовательно, их рекомендации администрации Буша содержат, скорее, радикальные оценки и предложения, нежели компромиссные варианты развития белорусско-американских отношений. Однако если бы США, занимая непримиримую (единственно приемлемую!) позицию по отношению к нынешней государственной системе Беларуси, не пытались бы эту позицию публично доказывать, официальный Минск просто бы проигнорировал пресловутую "американскую" угрозу. Именно тот факт, что США проводят активную разъяснительную работу в Европе и России по белорусскому вопросу, заставляет команду Лукашенко жестко контратаковать американское посольство на внутрибелорусском политическом пространстве. В этом, кстати, и заключается вторая причина ненависти официального Минска к США: Лукашенко просто не нравится, что американцы пытаются "давить" на прочие влиятельные государства с тем, чтобы окончательно решить белорусский вопрос. Тем более что лейтмотив американского давления не только принципиальный, но и очень жесткий: восточно-европейский регион не в состоянии прогрессивно развиваться до той поры, пока в нем есть столь выраженный очаг политической напряженности.

Наконец, Госдепартамент (через дипмиссию, конечно) не гонится за хорошим отношением с белорусским правительством в отличие от тех же европейцев, которые требуют от своих миссий хороших деловых контактов с Советом министров. А ведь тактика поведения дипломатический представительств - принципиальнейший вопрос.

Для США принципиальным является не столько развитие выгодных экономических отношений, сколько установление прозрачных демократических правил функционирования национальных государств. Экономические отношения могут быть по-настоящему успешными только в случае решения политических проблем. Проще говоря, выгодная на начальном этапе торговля с автократическими режимами рано или поздно приводит к нескончаемым потерям.

Вопреки распространенному в русскоязычных странах заблуждению, жители США не считают себя гражданами исключительной страны (хотя и гордятся принадлежностью к мощной и экономически состоятельной державе), которая якобы должна защищать свои национальные интересы по всему миру. Однако подавляющее большинство американских политиков полагает, что только развитие демократии может гарантировать общемировую безопасность (в т.ч. и безопасность для самих Штатов). Таким образом, американская внешнеполитическая доктрина полагает, что обезопасить себя от возможных военных (и тем более ядерных) конфликтов можно только при увеличении числа демократических стран. Как в этой связи не вспомнить постоянные сетования Лукашенко на то, что в свое время Беларусь поспешила отказаться от ядерных ракет.

Возможно, причина радикализации американской оценки российских и белорусских угроз заключается в качественном изменении аналитической группы, курирующей внешнеполитическое направление. Несомненно, и Колин Пауэлл, и тем более Кондолиза Райс избавлены от романтического флера, которым до последнего времени страдал главный эксперт по России в клинтоновской администрации Строуб Тэлботт.

На смену романтизму пришел жесткий прагматизм. Пришло осознание того, что Россия остается незрелой и нестабильной страной, которая поддерживает опасные политические режимы в других государствах. Однако Россия, в отличие от Беларуси, все-таки пытается придерживаться определенных правил поведения. Россия, которую статусно относят к глобальным государствам, периодически садится за стол переговоров и пытается дипломатически разрешать конфликтные ситуации. Впрочем, так же поступал и СССР - достаточно вспомнить советско-американские соглашения по ОСВ и ОСВ-2. Беларусь же, как маленькое государство, все больше маргинализируется и дестабилизирует ситуацию в регионе, отказываясь играть по мировым правилам.

И все-таки есть ли хотя бы формальные основания для столь примитивного обвинения дипмиссии США в массированной шпионской деятельности? Посольство США действительно собирает информацию о событиях в Беларуси. Но разве не этим занимаются все прочие иностранные посольства в РБ, равно как и посольства самой РБ за рубежом? Уинстон Черчилль высказал как-то поистине ключевую мысль XX и уж, конечно, XXI века: "Кто владеет информацией, тот владеет миром". Только своевременный сбор и правильная оценка информации позволяет принимать оптимальные решения. Следовательно, ничего странного нет в том, что сотрудники американской дипмиссии активно зондируют местное общественное мнение, периодически встречаются с лидерами местных социальных групп. Впрочем, по белорусским официальным меркам, иностранные послы должны посещать исключительно официальные приемы и передавать домой подготовленную исключительно белорусским правительством информацию. Но американцам это совсем не нужно.

С другой стороны, посольство любой иноземной страны среди прочего выполняет и разведывательные функции. Это тоже находится в рамках привычного статуса дипмиссий. И об этом негласно, но обязательно известно руководству страны, которая принимает миссию у себя. Подобным образом ведут себя за рубежом не только американцы, но и россияне. Скажем, политический отдел миссии США изучает силу и влияние местных политических групп. Тогда как военный атташе, скорее всего, отслеживает ситуацию, касающуюся участия Беларуси как посредника в оружейных сделках с третьими странами. В этой связи посольство США ничем не отличается от прочих посольств.

А что касается "особой миссии ЦРУ в Беларуси", то это вообще из разряда старых добрых советских мифов. Лукашенко ведь не столь интересный и опасный субъект, как, скажем, Кастро или Каддафи. Лукашенко опасен как субъективный фактор, дестабилизирующий ситуацию в регионе, но это явление имеет сугубо публичную политическую и временную окраску. И это не бизнес для ЦРУ.

Белорусская Газета