/

Людей, которые готовы к активному отдыху, становится все больше – в каждом очередном сплаве по белорусским рекам – до 70% новичков. Что же нужно сделать для того, чтобы по-настоящему использовать туристический потенциал белорусских рек? Какие проблемы видят профессиональные туристы, которые уже сейчас водят группы по Неману, Ислочи, Вилии и многим другим? 



"Плывешь, будто Индиана Джонс". Как можно хорошо отдыхать в Беларуси>>>

Вырванные из-за нереста месяцы

Руководитель туристско-спортивного клуба "Каяк" (Борисов) Евгений Якуценя говорит, что сдерживает развитие водного туризма в Беларуси наличие вето на сплавы весной. 

- Уникальная ситуация: президент провел совещание по развитию водного туризма, если мне не изменяет память, еще в 2004 году. Но вместо поддержки практически сразу мы получили правила рыболовства, по которым с 1 апреля по 31 мая, на период нереста, запрещены все передвижения на гребных судах. 

Правда, недавно вступили в действие новые правила рыболовства. По ним срок запрета на ловлю рыбы теперь зависит от региона. Если в Брестской и Гомельской областях запрет действует с 20 марта по 18 мая, то в Витебской - с 10 апреля по 8 июня. Норма, предусматривающая, что разрешение на сплав в такое время могут дать местные исполкомы, осталась. Выходит, что водным туристам придется плавать с оглядкой или вовсе не плавать по многим рекам аж в июне.

Фото с сайта belpohod.info

По словам Евгения Якуцени, законодатели, составляя правила, забыли дописать слова "с мотором". Сплавы под мотором в период нереста в окружающих Беларусь странах запрещены. Но без мотора – плавай не хочу!

- Польша, Украина, Россия, Латвия, Литва – и везде можно плавать, и только у белорусской рыбы при виде байдарок выкидыши случаются! – возмущен собеседник. – Доходит до смешного. В правилах прописано, что можно находиться на воде с целью подбора стреляной дичи и выставления подсадных уток. То есть я, будучи туристом, чтобы не нарушать правила, должен брать с собой подсадную утку и постоянно выкидывать ее впереди байдарки и потом ее снимать (смеется. - Прим. ред.)В Беларуси навигационный сезон и так небольшой, а тут целых два месяца вырваны у туристов без мотора. 

Чтобы получить разрешение на сплав во время нереста, нужно написать запрос в местный исполком и выжидать чуть ли не месяц, исполкомы же сообщают о сплаве в вышестоящие инстанции. В итоге процедура может занять и месяц. А туристы, которые хотят прокатиться по реке "в ближайшие выходные", столько ждать не будут.

Стоянки и бюрократия

Движение на белорусских реках, хоть в это и сложно поверить непосвященному, во многие выходные дни достаточно плотное. А мест, где могут разместиться большие группы, очень мало. 

- Стоянок либо нет, либо они заняты. Я организовал группу, условно говоря, из двадцати человек. Веду их по маршруту, и мне нужно выйти на берег. А на берегу стоят машины, сидят пьяные дядьки. У меня организованная группа, мешки для мусора, я убираю за собой площадку, а они ничего этого не делают. Однозначно стоянки возле рек должны быть платными, - считает Якуценя.

Многие исполкомы отчитываются: место отдыха оборудовано. Но это, говорит опытный водник, порой совсем не так. 

- Оборудовать места отдыха – это не просто поставить грибок или навес. Возьмем, к примеру, Браславские озера. Там все понятно: приехал, заплатил деньги. На стоянке порядок, чисто, дрова. А тут ты приезжаешь – дров нет, а их на большое число людей надо где-то взять. Все, что они могут, – поставить плакаты, что стоянка запрещена, что лагерь разбивать – запрещено.


Сегодня местные власти брать деньги за стоянку в прибрежной полосе не могут, а если бы они получили такое право – возможно, и порядок бы на берегах был. 

Пока что многие берега контролируют лесники. Которые, понятно, выполняют распоряжения вовсе не Министерства спорта и туризма, а значит, гибкости от них в делах с туристами ожидать тяжело.

- Я расскажу интересный случай. У меня группа была в сто человек, взял разрешение у лесников организовать стоянку в таком-то месте, заплатил деньги за дрова. Собираемся выезжать – и тут звонят из лесничества: Миноблисполком принял решение о запрете посещения лесов, пожароопасный период. Я-то понимаю, но мне завтра выезжать. Читаю решение облисполкома: за исключением оборудованных стоянок. Прекрасно, у вас же оборудованная стоянка. Мне в ответ объясняют: ну она-то оборудованная, но она у нас не зарегистрирована как оборудованная. Разрешили неофициально организовать там стоянку все-таки, мол, никто не тронет. Я приглашаю МЧС, прошу пролить водой площадку, на случай если кто закурит. Площадку огородили волчатником, поставили палатки. Костер в специальном металлическом коробе. Вокруг люди жгут костры, пьют водку, никто ничего не соблюдает. А у меня группа, все огорожено, вычищено, пролито. Идут инспектор с милиционером - и ровненько ко мне и составляют на нас административный протокол. Потому что физические лица штрафовать не выгодно, на них штраф маленький. А мы юридическое лицо, на нас можно сделать план. 

Реки - жертвы корпоративов

Руководитель туристического предприятия "Зеленая команда" Василий Грынь присоединяется к мнению, что запреты на сплавы лодок без моторов во время нереста - дело необдуманное. И добавляет, что при этом корпоративам, которые располагаются на берегах рек, включать на всю мощь громкую музыку в период гнездования птиц почему-то не запрещается. А корпоративы сами в нынешнем их виде собеседник критикует: 

- Ислочь – это больное место. Очень красивая река, но она много страдает в последнее время от корпоративов. Турслеты хотя бы с каким-то смыслом спортивным, а корпоративы – сейчас это просто невероятное поедание еды и употребление спиртного, с громкой музыкой на фоне. Убирать же за собой многие не торопятся. 

Грынь считает, что нужно бороться с дикими автомобильными кемпингами вдоль воды: 

Сначала нужно проводить информационную кампанию, а потом штрафовать, сильно штрафовать! 

Василь Грынь приводит в пример заказник "Налибокская пуща".

- Они организовали несколько водных стоянок на Ислочи и Западной Березине. Мы по мере возможности их используем, очень довольны, хоть это и платная услуга. На этих стоянках организован вывоз мусора и все есть, что нужно. Лично я готов помогать государственным органам в уборке прибрежных зон, ведь я и сам заинтересован, чтобы речка была красивая, чистая. После сплавов клиент должен остаться довольным. 

В прошлом году команда Грыня поддержала инициативу местного лесхоза, чистила Свислочь. Поддерживают хорошие отношения частники и с организацией “Ахова птушак Бацькаўшчыны”. 

"Зеленая команда" во время уборки на Свислочи. С небольшого участка реки собрали больше тонны мусора.


Василь Грынь добавляет: потенциал у белорусских рек много больший, чем он используется сейчас. Но без конкретных шагов по поддержке водный туризм останется только модой, которая, как известно, быстро меняется и проходит. В соседней Польше у некоторых туристических компаний есть флот по 100-200 байдарок, есть особые службы, которые занимаются именно вопросами водного туризма и помогают государству зарабатывать деньги на нужном людям деле.  
-20%
-50%
-25%
-25%
-44%
-10%
-25%
-12%
-20%
0070663