/ Фото: Дмитрий Брушко,

Очередная велопрогулка в рамках проекта "IbikeMinsk" обернулась настоящей велоинспекцией. С помощником президента по вопросам физкультуры, спорта и развития туризма Максимом Рыженковым жарким субботним днем мы проехали всю велодорожку от аквапарка до Серебрянки, оценили достоинства и недоработки велоинфраструктуры, спортивные стройки, поговорили о хоккейных кадрах и футбольных стадионах, а также о заполнении гостиниц, диких кабанах, здоровом и нездоровом образе жизни.   

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
 

О прокате, стройках и хоккейных шансах метателя молота

Обзор спортивного хозяйства начинается, едва группа проезжает водохранилище Дрозды. Многострадальная стройка напротив жилого микрорайона "Лебяжий" - будущий дворец художественной гимнастики. Пока на огороженной площадке только вырытый котлован, но Рыженков настроен оптимистично.
 
- Очень бы хотелось, чтоб через годика полтора здесь уже бурлила жизнь. А пока никак инвесторы с городом не разберутся, кто за что платит, кому какую землю и за что выделяют. Но сейчас уже есть последнее, я надеюсь, поручение президента разобраться с этим вопросом. Отличная школа у нас, медали берем, и жалко этих девчонок, которые в таких условиях готовятся… 
 
Такая проблема со спортивным сооружением, признает помощник президента, не единична.
 
- Это от несогласованности между инвесторами, заказчиками и непосредственно городскими властями. Никак не разберутся, кто за что отвечает и кто кому должен оказывать содействие. По мне, если строится спортивный объект, который потом передается государству, то кто бы его ни строил, какой бы коммерческий партнер ни занимался, город все равно должен если не на руках носить, то максимальное содействие оказывать, причем оперативно. Это же государственный интерес. А у нас, что бы ни строил, но ты фирмач, получаешь миллионы, так что решай проблемы как хочешь.
 
Следующая на нашем маршруте стройка идет куда активнее. Здесь "Завод Бульбашъ" строит бизнес-центр Riviera Plaza. "Одновременно они выстроили прекрасный центр парусного спорта на Минском море", - отмечает Рыженков.
 
Первый большой спортивный объект на нашем пути - "Минск-Арена". Рыженков по телефону набирает гендиректора спорткомплекса Николая Ананьева - тот на месте, так что сворачиваем с трассы к велодрому.  
 
"Вы успели за эти 15 минут поставить парковки для велосипедов?" - улыбается Рыженков. "А как же, даже велосипед успел привязать для убедительности", - отшучивается Ананьев. Парковка, причем не пустующая, действительно есть, при необходимости здесь готовы поставить дополнительные переносные конструкции.

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Есть здесь и приличный велопрокат, работающий уже 5 лет. С утра жарко, но часам к 17 ожидают, что все 40 велосипедов разберут. Об экономической стороне проката докладывают скромно – не в убытке.

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Жизнь в "Минск-Арене" кипит вовсю. Ананьев заверяет, что через неделю уже и на конькобежном стадионе будет великолепный лед, напоминая Рыженкову о том, что скоро начнутся занятия у юных фигуристов - дочка помощника президента Владислава в свои шесть с половиной лет будет заниматься уже третий год.
 
Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
 
Несмотря на то, что все ледовые площадки в Минске вполне востребованы, а часто и просто переполнены любителями, белорусское увлечение строительством ледовых дворцов обыватели часто критикуют. "Построй еще пару коробок, и они будут заполнены, - уверен Рыженков. - Вопрос в другом: нужны ли дальше дворцы или лучше ставить просто коробку с раздевалками, как это делается во всей Европе. В Швеции несколько дворцов и 300-400 коробок с минимальными условиями для спортсменов".
 
Напротив, около торгового комплекса "Арена-Сити", с велопарковкой также все в порядке.
 
- Хвалим Чижа?
 
- Он поступает очень правильно, как хороший, продвинутый бизнесмен. Есть парковка - значит, ставят велосипеды, значит, заходят в его магазин и покупают.

Инфраструктура в этой части велодорожки радует - по крайней мере освежиться холодной водой можно без проблем.  
  
Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Даже на дорожке рабочие дела и звонки не отпускают помощника президента. Так, от руководителя Республиканского центра олимпийской подготовки по легкой атлетике Василия Иванюка мы первыми узнали о серебре прыгуна в высоту Дмитрия Набокова на чемпионате мира среди юниоров в США.
  
К зданию Национального олимпийского комитета не сворачиваем – Рыженков заверяет, что парковка там есть, а вот к зданиям Федераций футбола и гребли заглядываем. Помощник президента с удовлетворением отмечает, что все поля заняты - люди играют в футбол. Но велосипедистов тут не ждут – решаем, что футболисты могут себе позволить авто, а гребцы, видимо, предпочитают водный транспорт. "Надо проводить коллегию по установлению парковок на спортивных объектах, - констатирует Рыженков. - Да и где-то здесь бы уже неплохо сделать стационарный пункт с водичкой, кофе – место-то есть".
 
К гребле у него особое отношение – сам занимался. "Но к своему стыду я как начал заниматься спортом, так и перестал им заниматься сам". Остается ходьба по возможности, да агрофитнес, сетует помощник президента.
 
Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
 
- Со здоровым образом жизни разобрались. А как с нездоровым?
 
- Не курю, - после секундной паузы с виртуозностью человека, отработавшего 18 лет на дипслужбе, улыбается Рыженков. – Но отдельные издержки дипработы мне знакомы.
 
Приближаемся к стройке Инвестиционного фонда Вооруженных сил Катара. В составе комплекса будет не только гостиница, кинотеатры и торговые помещения, но и спортивный элемент – многофункциональный зал, подходящий для проведения соревнований по гандболу и вмещающий около 2 тысяч зрителей. "Но на мой взгляд немного неудачно сделан – дневного света вообще нет в зале", - комментирует правая рука президента по спорту. 
 
Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Мы проезжаем недалеко от Гвардейской, где семья Максима Рыженкова жила в его родительской квартире. "Мог бы ездить по дорожке на работу - и в НОК, и в Администрацию, но сейчас живем за городом – это не позволяет использовать велосипед", - отмечает он.
 
Приближаясь к ледовой площадке Дворца спорта, переходим к хоккейной теме. 
 
- И все-таки неужели хоккейную федерацию возглавит Вадим Девятовский?
 
- Сегодня еще можно выдвигать кандидатуры.
 
- Но их же нет.
 
- А кто виноват? Если бы в хоккейной среде были кандидаты, которые могли бы на себя взять груз ответственности, которые могли бы сплотить коллектив, имели авторитет... У многих авторитет есть, но они не хотят заниматься этой работой – им легче сидеть в каком-то клубе, иметь гарантированное обеспечение.
 
Так что почему не Девятовский? Раз уж у федерации нет таких людей, которые могли бы выдвинуться, или кого бы выдвинула спортивная общественность - мол, зачем нам Девятовского, у нас своих хватает. 
 
- Но то, что нет желающих возглавить федерацию одного из самых престижных видов спорта, - это явный знак системных проблем.
 
- Абсолютно. Это говорит о том, что есть системные проблемы в самом виде спорта. Барахтаются клубы сами по себе, школы сами по себе. Минспорта пытается что-то свое выстроить, а вот чтобы это все собрать и системно заниматься, ни у кого пока не получается. Оттуда и появилась кандидатура Девятовского. Не случайно это инициатива хоккейного клуба "Динамо". Они на вершине пирамиды хоккейной системы, им не все равно, как будет развиваться отечественный хоккей. Там сейчас один из самых лучших специалистов в области хоккея Владимир Бережков – при всем том, что он долгое время был журналистом (главредом газеты "Прессбол". - Ред.). Хотя он не только очень плотно отслеживал тему, но также восемь лет был зампредом федерации хоккея, был чемпионом СССР по хоккею среди юниоров.
 
Вы же помните, когда становился вопрос о том, кому быть спортивным директором "Динамо", руководителем, были кандидаты из числа бывших хоккеистов, серьезных профессионалов. Но они не выдержали нагрузки. Оказалось, играть в хоккей на хорошем уровне – одно, а руководить развитием спорта – совсем другое.
 
- Но Бережков-то играл, а при чем тут метание молота, в котором преуспел Вадим Девятовский?
 
- А при чем Рыженков Максим Владимирович с восемнадцатью годами стажа в дипломатической службе и спорт? Для многих должностей важно наличие качеств хорошего менеджера, хорошего системного руководителя. И дальше при знании спорта как такового – как у Девятовского – все получится. Посмотрите на наших успешных руководителей федераций. Федерация гандбола - Коноплев – увлекался гандболом, но никаким чемпионом не был. А одна из лучших федераций. Федерация академической гребли - Мошенский – прекрасно выстроил систему, привезли хорошего главного тренера из Украины, всех недовольных прижали, разногласия и скандалы прекратили. Шакутин по теннису – не большой специалист в теннисе, но рычаг у него определенный есть, инфраструктура развивается, кадры подбираются, школы наполняются – чем не пример. Возьмем другой пример – председатель федерации биатлона глава КГБ Валерий Вакульчик. В этом сезоне зимним олимпийским видам были обеспечены все условия для успешного выступления.
 
Чем еще мне импонирует Девятовский – он такой настойчивый, тягучий человек. Он до последнего будет ходить по инстанциям, пробивать, выбивать, искать пути решения, предлагать какие-то инициативы, государственно-частное партнерство, вовлекать людей. Это не тот камень, под который вода не течет. Очень он последовательный – это важно.
 

О недоработках Мингорисполкома, гостиницах, опасных спусках и надежде на Евро-2020

Незаметно добираемся до центра города. На набережной возле Дворца спорта помощник президента отмечает, что не помешала бы пара парковок – чтобы, оставив велосипед, заглянуть в зону гостеприимства или покататься на катамаранах.
 
Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

"Учитывая, что мэр столицы Николай Ладутько еще и председатель федерации велоспорта Беларуси, никто бы его не упрекнул, если бы этому уделял он чуть больше внимания. Тем более что кроме спортивного результата тут есть большой социальный аспект, это полезно и для здоровья, и для экологии. Мне кажется, горисполком тут недорабатывает", - отметил Рыженков. 
 
Пока о городской системе велопроката, которая бы позволила велосипед превратить из развлечения в общественный транспорт, остается только мечтать.
 
 Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
 
После парка им.Горького блага цивилизации в районе велодорожки перестают просматриваться. Даже минчанам, не говоря уже о гостях столицы, не помешали бы указатели на пункты отдыха и питания, туалеты и достопримечательности в окрестностях трассы. Единственная видимая с дорожки бочка с квасом нашлась в Серебрянке и в приличном отдалении от трассы.
 
Приближаясь к стадиону "Динамо", переходим к футбольной теме. Рыженков рассказывает, что стадион "Динамо" будет реконструирован под легкоатлетический, а совершенно новый национальный построят в районе нынешнего стадиона "Трактор". Сам "Трактор" потом реконструируют. "Я бы не говорил о том, уменьшает ли это шансы Беларуси получить Евро-2020. Вопрос был бы, если бы наш стадион "Динамо" оставался в эксплуатации до 2020-го года, он был бы сертифицирован, и любая комиссия могла бы оценить его. Сейчас эксперты будут вести речь о том, сможем ли мы построить новый стадион в срок. Но оставлять стадион "Динамо" до 2020-го года, когда в нем все текло сверху донизу, в подвалах стояла вода... И козырек этот, на котором не то что сидеть – под ним стоять было нельзя", - отмечает помощник президента.
 
Сейчас на "Динамо" проведен демонтаж отдельных частей вроде козырька, разрабатывается проектная документация. "Но в целом концепция утверждена – основное поле легкоатлетическое, которое позволит также играть в футбол (правда, без подогрева – он и не нужен), будет разминочное поле – там, где сейчас поле детской школы. В подтрибунных помещениях будет несколько залов для борьбы и бокса, многофункциональный зал для игровых видов спорта, тиры, небольшой гостиничный комплекс, участок для скалолазания", - перечисляет Рыженков.
 
Стоит ли таких усилий и средств Евро-2020? Безусловно, уверен помощник президента. Это и престиж, и имидж страны, и подарок для болельщика. "Мы построили отличную гостиничную инфраструктуру – надо это все загружать. И если к чемпионату по хоккею были огромные вложения – спортивная инфраструктура, дополнительные развязки на дорогах, гостиницы, реконструкция аэропорта, то к следующим мероприятиям таких вложений не понадобится. "Чижовка-Арена" ведь не просто к чемпионату построена – она продолжает работать, загружена, для Чижовки и Серебрянки это системообразующий социальный объект. Так что в любом случае все окупилось и все, что построено, задействовано", - уверен он.
 
- А гостиницы? Не разделяете скепсис тех, кто говорит, мол, понастроили?
 
- Надо работать над загрузкой. У нас все привыкли – гостиниц минимум, так что как в советские времена – все занято, мест нет. Сейчас оказывается, что места есть и везде. Поэтому надо и городу работать, и министерствам-ведомствам, чтобы находить возможности для загрузки инфраструктуры. Для Минска первое направление – спортивные мероприятия, любые, какие только возможны. Пусть приезжают команды, болельщики. Далее бизнес-туризм - проведение семинаров, симпозиумов, конференций. Событийный туризм – концерты, фестивали, все что угодно. Инициаторов много – надо им не просто не мешать, а помочь. Но просто так люди никуда не поедут.
 
- Был у нас еще один туризм – охотничий. За ним в Беларусь ездили, но тут неприятности с кабаном.
 
- Получилось, что во благо государственных интересов начали избавляться от кабана. Но если сегодня есть необходимость идти на такие радикальные шаги, так вы ж разработайте какую-то программу помощи охотхозяйствам, оставшимся без основной дичи. Возможно, надо предусмотреть финансирование частичное или налоговые послабления временные. Помочь перейти на выращивание глухаря, оленя… Пока этим никто заниматься не хочет.
  
Полюбовавшись отлично вписавшейся в ландшафт гостиницей "Пекин", с опаской приближаемся к известному всем велолюбителям крутому мостику, где спуск завершается резким правым поворотом, ограниченным каменным отбойником, об который нередко тормозят новички. Большинство участников заезда, взобравшись на мостик, благоразумно предпочло пеший спуск. Максим Рыженков спешиваться не стал, но после спуска признал, что место для велолюбителей небезопасное, особенно для не очень молодых и тренированных.
 
- Очень много пересечений с улицами, выездами из дворов – и соблюдая правила надо с велосипеда слезать. Так что езда превращается в спринт на короткие дистанции. Нет мелких предпринимателей, торгующих водой вдоль дорожки, - констатирует помощник президента. 

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
 
Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

В целом в Минске по спортивной инфраструктуре все неплохо, добавляет Рыженков. "Можно бы еще полей футбольных немного, залов для баскетбола-волейбола, есть тема с бассейнами и крытыми площадками для тенниса. Последних катастрофически мало, и при таком количестве открытых кортов негде тренироваться зимой", - отмечает он.
 
Приближаясь к концу велодорожки, еще раз вспоминаем мэра Минска и главу велофедерации: в отсутствие указателей полчаса пытаемся найти поворот к Лошицкому парку. С помощью интернета, патрулирующих дорожку милиционеров и местных граждан, отдыхающих в холодке под кустом, поворот, оказавшийся разбитым спуском без признаков дорожного покрытия, наконец найден. 
 
Тут уже даже Максим Рыженков предпочел спуститься пешком.
 
- Я не рискну. Мне уже 42, дорого лечение будет стоить, - иронично заметил он.
  
Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

- Велодорожка – это все, что принадлежит пока велолюбителям. Дальше вправо-влево один шаг, и начинаются сложности, - констатирует Рыженков.

Четырехчасовой марш-бросок закончен. Многого пока в Минске нет - нет развитой сети заметно обозначенных велодорожек, нет проката, где можно было бы в одной точке взять велосипед, в другой – вернуть, нет указателей, туалетов и общепита на значительной части трассы. Есть – хорошее покрытие главной велодорожки, живописные окрестности, самые разные спортивные объекты около трассы, многочисленные даже в жару велолюбители всех возрастов. 

"А вообще здорово. Мне бы в детстве такую велодорожку", - резюмирует помощник президента.

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
 
Организатор велосипедной кампании Ibikeminsk - А-100 и "Минское велосипедное общество". Пункты бесплатного велопроката открыты группой компаний А-100.

 

 

-35%
-25%
-20%
-21%
-30%
-40%
0068162