/

В апреле 2012 года стало известно, что столичный автовокзал "Московский" собираются снести ради строительства офиса "Газпрома". Тогда на корпорацию возложили обязанность перенести автовокзал в другое место, но сейчас ни о каком переносе речь не идет: стройматериал здания пустят на переработку. Любопытно, что когда власти впервые публично сообщили о готовности снести автовокзал в угоду офисному небоскребу, "Московскому" не исполнилось еще и 13 лет. Давайте почитаем, что писала столичная и республиканская пресса об открытии автовокзала в августе 1999-го.
 
Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org
 
Строить автовокзал начали "во исполнение постановления Бюро ЦК КПБ и Совета министров БССР в соответствии с генеральным планом развития Минска до 2000 года" в октябре 1989 года. Смета в ценах 1991 года составила 11 миллионов советских еще рублей, или, по официальному курсу, примерно 18 миллионов долларов. Планировалось, что автовокзал сдадут уже в 1991 году, но первые полдесятка лет строительство велось замедленным темпами, затем в середине десятилетия и вовсе остановилось примерно на полтора года. Вот одна из многих статей, посвященных стройке, в газете "Вечерний Минск" за 1997 год.
 
"Вечерний Минск" за 1997 год
 
Прошло почти два года. Февраль 99-го, строительство идет полным ходом и, вроде бы, сроки сдачи переноситься больше не будут. Вплоть до самого лета чиновники разных уровней обещают: автовокзал сдадут 3 июля 1999 года. Вот бодрая заметка в одном из февральских номеров "Вечерки".
 
Вечерний Минск, февраль 1999
 
Как это часто случается в белорусской действительности, в заявленную дату никакого открытия не случилось, и вокзал сдали лишь через полтора месяца. Торжественное, но немноголюдное мероприятие состоялось 19 августа 1999 года. Быть может, поэтому многие издания сопроводили его лишь небольшой заметкой. Последние два года работ потребовали полтора триллиона рублей (по официальному курсу на начало 1998 года это составило почти 49 миллионов долларов, а по курсу на день открытия вокзала – уже "всего" 5,5 миллиона долларов).
 
После открытия больше всего внимания "Московскому" уделил отраслевой журнал "Архитектура и строительство" – правда, случилось это уже осенью. Автор обширной статьи ударился в мистику и принялся сравнивать форму здания с коптским крестом анхом и прочими культовыми символами. Если бы издание было рассчитано на массового читателя, то автовокзал рискнул бы остаться без пассажиров после такого вот описания: "Мы не проста ўваходзім у збудаванне: нас паглынае Пашча Протагістарычнага Парталу, мы трапляем літаральна пад зямлю, у царства Аіда, у рытуальны тунэль старажытнаегіпецкай культавай пабудовы. Вынікам такого вандравання павінна стаць як мінімум перараджэнне… Увайшоўшы ў высокі Храм (галоўны будынак аўтавакзала) і пераадолеўшы "нартэкс" касавай залы, узнімаемся па ўрачыстых прыступках да Святла […] Тут, як у Чысцілішчы, мы падзяляемся на "правых" і "левых", каб прайсці па сходнях да прычалу, дзе нас чакае сучасная срабрыстая ладдзя, якая ў поўнай адпаведнасці з прынцыпам адноснасці Энштэйна, сціснуўшы Кантынуум да памераў анатамічнага крэсла, павінна перакінуць нас у іншую прастору цаной ахвяравання пэўнай часткі чацвёртага вымярэння гэтага Кантунуума – Часу…"
 
Журнал "Архитектура и строительство", №5'1999

Журнал "Архитектура и строительство", №5'1999
 
В открытии автовокзала принимали участие главный архитектор Николай Наумов, премьер-министр Беларуси Сергей Линг и мэр Минска Владимир Ермошин. А вот Александра Лукашенко не было. Кстати, Владимир Ермошин был очень деятельным мэром и, к примеру, в июле того же года открывал памятник Пушкину у гостиницы "Беларусь", а осенью – скульптуру Владимира Жбанова "Прикуривающий".
 
Первый рейс прибытия - из Таллинна, а первый рейс отправления – в Москву: 27 лучших работников стройтреста №7, который возводил здание, были премированы двухдневной поездкой в российскую столицу. Правда, на тот момент автопарк не мог похвастаться большим количеством современных автобусов: всего шесть комфортабельных машин туристического класса, включая два Iveco Irizar, приобретенных в Италии в лизинг. А с 5 часов 30 минут утра 20 августа автовокзал зажил полноценной трудовой жизнью.
 
Новый вокзал был рассчитан на ежечасное отправление 60 автобусов, позволяя в день обслуживать до 15.200 пассажиров, и на одновременное пребывание до 600 человек. При необходимости "Московский" мог бы увеличить свою пропускную способность на 20%. Посетителей готовы были обслужить 19 касс, кафе на 60 мест, комнаты отдыха на 22 места. Самый дальний рейс – аж в Челябинск.
 
Немаленькие заметки и статьи посвятили автовокзалу "Московский" газеты "Советская Белоруссия", "Народная газета", "Белорусская деловая газета". "НГ" выпустила материал в день открытия, но это был не репортаж с самого открытия, а заметка по результату посещения комплекса днем ранее.
 
"Советская Белоруссия" №188 (20358) от 20.08.1999
 
"Народная газета" №155 (2309) от 19.08.1999
 
"Белорусская деловая газета" №46 от 23.08.1999
 
"Чырвоная змена" тоже "отписалась" 19 числа, но в их заметке также не было ни слова про саму церемонию открытия. Отечественная ежедневная пресса в основном выдавала новости на день позже, причем зачастую таким знаковым событиям посвящалось всего несколько небольших абзацев.
 
"Вечерний Минск" от 20.08.1999

"Знамя юности" №67 (13272) от 24.08.1999
 
"Рэспубліка" №200-201 (2143-2144) от 20.08.1999
 
"7 дней" №34 (503) от 21.08.1999
 
"Звязда" №151 (23752) от 20.08.1999

"Вестник Первомайского района" №8 от 10.09.1999

"Чырвоная змена" №107 (14667) от 19.08.1999
 
Другие газеты обошлись лишь парой строчек, при этом порой вообще без фотографий.
 
"Беларускi час" №40 (515) от 20.08.1999

"Белорусский рынок" №33 (362) от 23.08.1999

"Голас Радзімы" №35 (2645) от 02.09.1999

"Народная Воля" №153 (735) от 21.08.1999
 
В газетах "Комсомольская правда в Белоруссии", "Экспресс-новости", "Белорусская газета", "Свободные новости", "Згода" и "Навiнкi" материалов про открытие автовокзала "Московский" мы не нашли.
 
Последний рейс с автовокзала был выполнен 31 марта 2014 года в 22.25 минут; после этого площадка у него использовалась лишь как конечная нескольких городских автобусов. "Московский" проработал на своей должности неполные пятнадцать лет, или, если точно, 5.339 дней.
-20%
-10%
-30%
-45%
-80%
-21%
-30%
-10%
-40%
-10%
0066814