/ / фото из личных архивов героев материала

Количество выпускников школ, которые сдают при поступлении в вузы тестирование на 100 баллов, — сотые доли от общего числа. А тех, кто сдает сразу несколько предметов на 100 баллов, — совсем единицы. Их имена можно вписывать в историю. За все время проведения в Беларуси ЦТ все три предмета на сто баллов сдали только две девочки — Нина Барадулина и Настя Таран, рассказал TUT.BY директор Республиканского института контроля знаний Министерства образования Николай Феськов. Это случилось в прошлом году. В этом же, например, таких вундеркиндов не было.

Максимальный результат, который набирали абитуриенты, — 100 баллов одновременно по двум предметам. Таких счастливчиков трое: Никита Латушкин из минской гимназии, Надя Авдеенко из гимназии Витебска и Дима Игнатчик из средней школы Баранович.

  • Надя Авдеенко, 17 лет, гимназия № 8 Витебска.
    100 баллов на ЦТ по русскому языку и обществоведению.
  • Никита Латушкин, 17 лет, гимназия № 75 Минска.
    100 баллов на ЦТ по математике и физике.
  • Дима Игнатчик, 17 лет, СШ № 7 Барановичей.
    100 баллов на ЦТ по математике и белорусскому языку.

Как им это удалось? Как ребята готовились, чтобы получить максимальный результат? Как поменялась их жизнь в год поступления? TUT.BY опросил этих ребят, а результаты опроса вы можете посмотреть в таблице.

Стобалльники
Учебники /
материалы
Репетитор /
факультативы
Само-
подготовка
Режим дня
От чего
пришлось
отказаться

Никита
Начал готовиться

за год до ЦТ

По материалам репетитора, также решал тесты по физике и математике из сборников, изданных с 2006 по 2013 гг.

Репетитор — 4 дня в неделю:

физика — 2 раза в неделю по 3 часа;

математика (3 часа в неделю),

русский — 1 раз в неделю

Минимум через день по 1−3 часа (выполнение заданий от репетиторов или по тестам)

7.30−23.00.
Самый сложный день недели: понедельник и пятница.
В эти дни часто не было времени даже передохнуть после школы. «Бывало, уходил из дома в 8.00 и возвращался только к 22.00»

Бросил спорт.
Раньше 5 раз в неделю играл в волейбол.
Суббота или воскресенье
в этот год — поход в кино или встречи с друзьями.

Надя
Начала готовиться за два года до ЦТ

По русскому языку решала задания из сборников тестов, опубликованных Национальным институтом образования (решала все тесты, начиная с 2011 года).
По обществоведению готовилась только по школьным учебникам.

Без репетитора.
Посещала школьные факультативы по русскому языку и по обществоведению. В неделю тратила на это по 90 минут (на каждый предмет) — в субботу.

1 час в неделю на обществоведение (учила теорию) и 1 час на русский язык (решала тесты, сверяла с ответами и анализировала ошибки).
Еще три часа на репетитора по английскому, но по этому предмету Надя немного не дотянула на ЦТ до ста баллов.

6.00- 21.00 (максимум 23.00) в зависимости от количества заданной домашней работы по обычным предметам в школе.

Самые напряженные дни выходные, подготовка к ЦТ — именно в эти дни.

Отказалась от хобби, все свободное время тратила на сон
(до 9-го класса успевала в свободное от школы время учиться в художественной школе).
Сейчас по будням после школы ложилась спать на несколько часов, например, с 17.00 и до 21.00: «После такого отдыха в будни в „ударные“ выходные лучше соображал мозг».

Дима
Начал готовиться
за год до ЦТ

Всю теорию по физике выучил только по школьным учебникам. Задачи решал по физике и математике в основном по сборникам тестов предыдущих лет (начиная с 2005-го года выпуска).

Без репетитора. На неделе сверхнагрузка: 4 факультатива в неделю по математике (после уроков), плюс 1 раз в неделю — факультатив по белорусскому языку (в выходную субботу).

На математику и физику особенно дома время не тратил — «много давали в школе». Белорусский язык учил дома каждый день помимо всех занятий. Как минимум один тест в день «при любом раскладе и как бы ни устал».
Плюс понемногу каждый день учил и повторял правила.

6.00- 23−00.
Дима — «сова», поэтому работал и ночью. Иногда планировал ночную работу заранее — как правило, во вторник и четверг — и тогда перед этим отсыпался с 16.00 до 18.00. Либо уделял 1 час просмотру одной серии сериала «Игра престолов». После двухчасового сна или просмотра фильма решал задачи до 2−3 ночи.

Иногда позволял себе отказываться от выполнения домашних заданий по предметам, которые не нужны были для поступления.

Стал реже ездить к бабушке, которая живет рядом в деревне.

Много времени отнимала подготовка к олимпиадам и к написанию научной работы по математике.

От двух тренировок в неделю по баскетболу отказаться не смог.

Как видим, у каждого из этих ребят — разная методика подготовки к ЦТ, свой режим сна и отдыха, режим учебы. Если, например, Дима — «сова» и любит работать по ночам (но приходилось вставать рано утром в школу), то, например, Надя признается, по вечерам готовиться не могла совсем. Никита вынужден был отказаться от ежедневных занятий волейболом, в то время как Дима продолжал посещать тренировки по баскетболу. Нет единства и в способах подготовки: кто-то достиг стобалльного результата с помощью репетитора, кому-то было достаточно школьного факультатива.

Однако при имеющихся отличиях мы заметили то, что точно объединяет этих людей, — целеустремленность и наличие системы при подготовке, пусть и разной. Каждый из этих ребят — действительно не случайный обладатель 100-балльного сертификата. И Надя, и Никита, и Дима ежедневно «хоть по чуть-чуть», но занимались теми предметами, которые им предстояло сдать при поступлении. Это, по их словам, давало полное погружение в предмет и улучшало знания. Каждый из ребят отметил во время нашего общения, что для получения высшего балла на ЦТ вовсе не обязательно доводить себя до изнеможения.

По мнению ребят, есть одно обязательное условие: ставить себе задачу ежедневной подготовки (в среднем не меньше часа в день). Они отмечают, что сделать это при желании не так уж сложно, ведь, например, иногда мы сами не замечаем, как тратим это же время (а то и больше) на что-то бесполезное. Например, на бездумное сидение в социальных сетях.

Комментарии

Никита Латушкин
Я решил готовиться с помощью репетитора, чтобы себя дисциплинировать. Мне интересно учиться, но учеба, несмотря на 100 баллов на ЦТ, — не мое хобби, меня даже надо было заставлять учиться. При подготовке к ЦТ главное — начать вовремя готовиться. Если готовиться полгода, то шансов мало. В таком случае должна быть доля везения, чтобы 100 баллов набрать. Наугад их получить невозможно. ЦТ состоит из теоретической и практической части, но, например, по физике в тестах и при решении практических задач нужно знать теорию. Поэтому на серьезную подготовку нужно потратить не меньше года.

Если готовиться по математике, то надо решать как можно больше тестов прошлых лет. Каждый год издаются сборники тестирования с ответами. Я прорешал и дома, и с репетитором все тесты, начиная с 2006 года. Суть в том, что, несмотря на то, что решений задач может быть бесконечное множество, часто в тестах предлагают ограниченный круг решений, завуалированных в разные формы. Чем больше ты прорешаешь задач с разными решениями, тем больше вероятность, что тебе попадется похожая задача. У меня в тестах именно так и было, поэтому сами тесты я решил в среднем за полтора часа (всего на решение дается 3 часа. — Прим. TUT.BY). Остальное время — еще полтора часа — просто сидел и проверял. Кстати, при подготовке будет еще лучше, если прорешать не только сборники тестов ЦТ, но и российские сборники. Я, например, решал еще задачи, которые в прошлые годы давались на ЕГЭ. Задачи в наших тестах, бывает, берут и оттуда, я убедился в этом.

Влияет ли генетика на успех? Думаю, влияет. Мои мама и папа — программисты. Наверное, мне как-то передались их способности. Но без подготовки это вряд ли что-то даст. Это надо быть «ужасным» гением — набрать 100 баллов без какой-либо подготовки.

Надя Авдеенко
У меня родители совсем не гуманитарии. Мама — экономист, папа — инженер, к языкам тоже больших способностей не проявляли. Просто моя мама меня очень нацеливала на успех, контролировала, поддерживала, часто даже заставляла. Когда я была в 10-м классе, мы с ней вместе продумали всю систему моей подготовки. Система обязательно должна быть. Например, весь 10-й класс я именно училась, решала тесты, изданные начиная с 2011 года, а уже в 11-м классе я стала ходить на репетиционные тестирования, чтобы определить точно, где мои слабые места. Когда я их определила, то почти весь 11-й класс я занималась только ими. Например, по русскому языку я часто в тестах делала ошибки в таких простых вещах, как словарные слова. Их нужно было просто заучить и повторять. На этом я и старалась делать акцент.

Дима Игнатчик
Я согласен, что многое зависит от способностей врожденных. Но мои родители никак не связаны ни с математикой, ни с физикой, ни с языками. При подготовке действительно должна быть система какая-то. Например, в школе у меня было мало белорусского языка, но ведь если потом белорусский нужно сдавать на ЦТ, несложно поставить себе цель решать хотя бы по одному тесту в день. На самом деле это не так сложно. Один тест в день занимает немного — не больше 25 минут.

Настя Таран — выдающаяся стобалльница 2013 года.

Интересно, что Настя тоже имела привычку заниматься каждый день. Тогда она набрала по сто баллов сразу по трем предметам — русскому языку, математике и физике. TUT.BY еще тогда рассказывал об этой девушке. Правда, ее история — нетипичная.

Окончив с золотой медалью Речицкий лицей, в 2011 году поступила на бюджет в БГЭУ на факультет международных экономических отношений, однако прошлой зимой девушку отчислили — не сдала английский. Тогда же Настя стала активно готовиться к перепоступлению и, соответственно, к новому тестированию в своей жизни — на это у нее тогда было всего лишь полгода.

Ее главное отличие от других стобалльников — не нужно было ходить в школу, свободное время распределяла сама. Система подготовки была такой: «Не составляла никаких расписаний и особых распорядков дня. Просто поставила себе цель: по физике 30−40 задач в день, как ни крути, должна решить. Это — часов пять. Если я филонила весь день, то, значит, решала их ночью. Но пока не решила — спать не шла».

Примерно за два месяца до ЦТ Настя стала заниматься еще математикой и русским языком. 30−40 задач по математике и как минимум два теста в день по русскому.

Сейчас Настя рассказала TUT.BY, что ни капли не жалеет об интенсивной подготовке, потому что в итоге она учится именно там, где и хотела, — на факультете прикладной математики в Белгосуниверситете. Благодаря стараниям стобалльники этого года — Дима, Никита и Надя — тоже уверены на все 100, что прошли на факультет мечты (официально результаты зачисления будут известны немного позже). Надя — на факультет международных отношений БГУ, Дима и Никита — на факультет компьютерных систем и сетей Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники.

{banner_819}{banner_825}
-20%
-50%
-15%
-10%
-12%
-10%
-15%
-34%