Александр АЛЕСИН,

На фоне затяжек в оказании военно-технической помощи со стороны Москвы Минск активизирует сотрудничество в области ВПК с Киевом.

Как сообщают украинские СМИ, Александр Лукашенко, находясь 7 июня в Киеве по случаю инаугурации Петра Порошенко, заявил, что уже в ближайшие пять лет товарооборот между двумя странами может вырасти до 15 млрд долларов.

При этом белорусский лидер отметил, что "список сфер нашего взаимодействия очень разнообразен и охватывает те отрасли, в которых наши страны могут быть полезны друг другу". В данном контексте речь может пойти и о военно-техническом партнерстве.


Украинский БТР-4 "Буцефал"

В частности, Лукашенко заинтересовали новые украинские колесные бронетранспортеры: "Мы сегодня с Сашей Турчиновым (председателем Верховной рады. - Прим. ред.) говорили - у вас появились очень хорошие БТРы. Даже здесь у нас интерес возможен. С Петром <Порошенко> мы еще не обсуждали данный вопрос по сотрудничеству, а с Турчиновым говорили довольно обстоятельно".

И хотя типы бронемашин, о которых шла речь, не были названы, вероятнее всего, согласно информации газеты "Украина промышленная", имелись в виду бронетранспортеры семейства БТР-4.

Некоторое время назад во время посещения Украины руководители силовых ведомств Беларуси побывали на испытательном полигоне, где им продемонстрировали возможности этих бронированных машин.

Дело в том, что сейчас белорусские военные изучают возможности обновления и модернизации парка бронетехники в соответствии с государственной программой перевооружения армии. В ней, помимо всего прочего, предусматривается закупка для нужд Вооруженных сил новых бронетранспортеров с колесной формулой 8х8 и усиленной бронезащитой.

Интерес к БТР-4 вполне понятен, в 2013 году влиятельный в международном экспертном сообществе журнал Army Technology включил эту модель (как и российский БТР-82А) в топ-10 лучших бронетранспортеров мира по показателям защиты, огневой мощи и мобильности.

В десятке также оказались финский Patria, немецкий Boxer, швейцарский Piranha V, австрийский Pandur II, американский Stryker, турецкие ARMA и AV8, сингапурский Terrex (разработки ирландской компании Timoney).

Семейство плавающих украинских бронетранспортеров БТР-4 "Буцефал" (колесная формула 8х8) разработано государственным предприятием "Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова" в начале 2000-х годов.


 
От советских бронетранспортеров БТР-4 имеет несколько важных отличий, которые выводят данную машину на современный уровень.

Во-первых, это иная компоновка. В передней части корпуса в отделении управления размещаются командир и механик-водитель, в средней - моторно-трансмиссионный отсек, а за ним располагается боевое и десантное отделение с проемом для десантирования в кормовой части.

Такая схема обеспечивает повышенную защиту десанта и удобство его посадки/высадки, а также позволяет быстро трансформировать боевое отделение без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии.

Во-вторых, бронетранспортер оснащен дистанционно управляемыми (наводчик находится внутри корпуса) боевыми модулями с различными комплексами вооружения, что значительно повышает огневую мощь БТР-4 по сравнению с БТР-80, а также позволяет с минимальными затратами трансформировать вооружение БТР-4 в зависимости от предназначения.

В качестве основного вооружения на БТР-4 в составе различных боевых модулей могут применяться автоматические пушки, противотанковые управляемые ракеты (ПТУР), автоматические гранатометы, а также пулеметы различного калибра.

Сегодня для комплектации БТР-4 производитель предлагает следующие боевые модули:

- "Гром", который имеет 30-миллиметровую автоматическую пушку, 7,62-миллиметровый пулемет, 30-миллиметровый автоматический гранатомет, противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) "Барьер" с боезапасом в 4 ПТУР и максимальной дальностью полета ракеты 5 500 м;

- "Шквал" (30-миллиметровая автоматическая пушка, 7,62-миллиметровый пулемет, 2 либо 4 ПТУР "Барьер" и 30-миллиметровый автоматический гранатомет);

- БАУ-23 (две 23-миллиметровые автоматические пушки и 7,62-миллиметровый пулемет);

- "Парус" (30-миллиметровая пушка, 30-миллиметровый автоматический гранатомет, 7,62-миллиметровый пулемет и ПТРК "Барьер" с боезапасом в 4 ПТУР);

- МВП-4К (для машины огневой поддержки — со 120-миллиметровым орудием, 12,7-миллиметровым пулеметом).

В-третьих, БТР-4 отличается усиленной баллистической и противоминной защитой. Машина может оснащаться дополнительной навесной защитой, что делает ее устойчивой к попаданиям снарядов автоматических малокалиберных пушек и гранат из ручного противотанкового гранатомета.

Основные тактико-технические характеристики базовой версии БТР-4: боевая масса - около 22 т, экипаж - три человека (в десантном отделении 7-9 экипированных пехотинцев), мощность двигателя - 500 лошадиных сил, максимальная скорость движения по ровной поверхности — 110 км/ч (на плаву — около 6 км/ч), запас хода по топливу - 690 км. Броня -стальная гомогенная катаная, противопульная и противоосколочная (с дополнительной навесной защитой - противоснарядная).

Прицеливание осуществляется с помощью оптико-телевизионной системы с лазерным дальномером и стабилизацией поля зрения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Наблюдение и прицеливание может вестись как в дневное, так и в ночное время.

На сегодняшний день создано несколько модификаций БТР-4, различающихся бронированием, двигателем, трансмиссией и боевым модулем. Благодаря применению их в различных комбинациях, в принципе, может быть выполнено любое пожелание заказчика. Пока же освоен выпуск БТР-4А, БТР-4B, БТР-4Е, БТР-4Е1.

Наиболее продвинутой версией считается БТР-4Е1, созданный в марте 2014 года. Он отличается существенно улучшенной баллистической защитой личного состава, узлов и агрегатов за счет нового комплекта дополнительной навесной брони, установка которой возможна даже силами экипажа.
 

БТР-4Е1

Также возможно исполнение БТР-4 в вариантах машины огневой поддержки, командно-штабной, командирской, разведывательной, медико-эвакуационной и ремонтно-эвакуационной машин.

Однако даже с учетом всех этих несомненных достоинств Беларусь вряд ли будет закупать у Украины готовые БТР-4. И причины здесь главным образом экономические.

Во-первых, это стоимость каждой такой машины. Она составляет порядка 1,5 млн долларов, что недорого по масштабам мирового рынка, но накладно для небогатой Беларуси. Особенно если речь идет о приобретении нескольких сотен новых БТР для замены старых. Во-вторых, установка руководства страны на импортозамещение и максимальную загрузку мощностей собственных высокотехнологичных предприятий.

Таким образом, можно говорить только о создании совместного производства БТР с использованием передовых разработок обеих сторон. Так, в апреле нынешнего года во время посещения авиаремонтного завода в Барановичах Лукашенко заявил о необходимости развития кооперации с предприятиями украинского ВПК.

По его словам, сегодня Украину фактически развалили, при том что оборонка там приличная: "Давайте попробуем с украинцами договориться и поработать вместе, чтобы не пропали их мозговые центры, интеллектуальные, инженерные, конструкторские и, собственно, производство".

Сейчас - наиболее подходящий момент для такого сотрудничества. Причем совместную военно-техническую продукцию целесообразно производить не только для внутренних нужд, но и для внешнего рынка.

Если говорить о том, каким может быть вклад белорусской стороны в этот проект, то нельзя не упомянуть о семействе колесных бронированных машин (КБМ) "Умка", работу над которым еще в 2008 году в инициативном порядке начал Минский завод колесных тягачей (МЗКТ).


 
Изучив ситуацию на мировом рынке вооружений, на предприятии пришли к выводу, что его конструкторско-технологический и производственный потенциал, накопленный за долгие годы разработки и выпуска многоосных колесных вездеходов, позволяет создать широкую гамму колесных бронированных машин с высокими боевыми свойствами.

Изначально было принято решение разрабатывать новую машину на базе самых передовых технических решений. Прежде всего она должна была иметь инновационную электрическую трансмиссию с отдельным двигателем на каждом колесе. Для бронирования КБМ ставилась задача использовать самые современные (в том числе композитные) материалы.

Круговой обзор экипажу должны были обеспечить самые передовые опто- и радиоэлектронные средства наблюдения. То же можно сказать и относительно средств связи и корректировки огня. В конструкцию КБМ планировалось заложить и возможность дистанционного управления движением и огнем.

Боевые модули на первом этапе также должны были приобретаться у зарубежных производителей.

Инициаторы проекта были уверены, что реализация планов создания семейства КБМ помогла бы проявить свой инновационный потенциал не только МЗКТ, но и многим отечественным академическим и отраслевым институтам, специализированным КБ и промышленным предприятиям.

К середине 2010 года специалисты завода изучили конструкции многих бронированных колесных машин, их преимущества и недостатки. Состоялись предварительные переговоры с потенциальными партнерами, было получено их принципиальное согласие на участие в проекте. Однако в последующем, на стадии заключения договоров на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, открытия по ним госфинансирования, работа по созданию КБМ застопорилась.

И вот теперь появляется реальная возможность претворить в жизнь эти наработки с учетом тех новшеств, которые появились в последнее время.
 
-10%
-20%
-50%
-25%
-10%
-20%
-35%
-30%
-21%
-5%
0072330