
Фото с сайта itar-tass.com
Государственный и политический деятель, заслуженный юрист Беларуси Мечислав Гриб убежден, что высшая мера наказания не является эффективной для предупреждения новых преступлений, потому что в момент совершения преступления преступник не думает о возможной казни. По мнению юриста, главное для наказания - его неотвратимость. Об этом Мечислав Гриб рассказал активистам кампании "Правозащитники против смертной казни" во время съемок фильма "Причина смерти - прочерк".
Мечислав Гриб 36 лет отработал в органах внутренних дел на разных должностях. Одна из них - начальник управления внутренних дел Витебского облисполкома.
"Мне довелось работать там в самое сложное время, когда Михасевич, маньяк, совершал свои преступления на территории Витебской области. В ходе расследования этого дела выяснили, что за преступления, которые Михасевич совершил за 15 лет, незаконно были осуждены на длительные сроки заключения 13 человек, а один из них, Тереня, был расстрелян по приговору Витебского областного суда", - вспоминает Гриб.
Мечислав Гриб говорит, что после судебных ошибок, которые ему довелось видеть своими глазами, он и пришел к выводу, что такой вид наказания, как смертная казнь, не должен применяться в обществе.
Заслуженный юрист подчеркнул, что высшая мера не является эффективной и для предупреждения новых преступлений, потому что в момент совершения преступления преступник не думает о возможной казни. По мнению Мечислава Гриба, главное для наказания - его неотвратимость.
Выступает юрист и против "советской традиции" - не сообщать родственникам казненного о месте его захоронения. "Хотя все говорят, что мы находимся в центре Европы, и география это подтверждает. А тут какая-то дикость страшная! Почему это делается? Я не могу на это дать ответ, не могу найти его для самого себя", - рассуждает Мечислав Гриб.
По данным социологического исследования, проведенного летом 2013 года по заказу ОО "Международная тюремная реформа", за смертную казнь выступают 36,5% белорусов. Среди аргументов в поддержку главным образом люди называют адекватное возмездие. За смертную казнь, но только при определенных условиях, высказались 27,3% сограждан. При этом 31% белорусов готовы простить раскаявшегося преступника против 13%, неспособных на прощение. 40% уверены, что это не их дело.
Против смертной казни высказались 31%. Главные аргументы - не государство дает жизнь, и не ему ее отбирать, а также возможность судебной ошибки. Примерно треть белорусов (30%) считают, что у рядовых белорусов нет надежды на справедливый суд.