/ фото: Александр Лычавко,

"Лет 10-12 назад у нас тут был штопор полный: всего два-четыре рейса делали в месяц из аэропорта", - вспоминают в гомельском аэропорту. Штопором в авиации называют критический режим полета, когда самолет снижается по крутой спирали, вертится вокруг своей оси и стремительно теряет управление. Похоже, терпевший бедствие аэропорт удалось спасти. В это сложно поверить, но в прошлом году здесь обслужили 45 тысяч пассажиров. Журналисты TUT.BY посмотрели, чем сегодня живет региональный аэропорт.

 

На самолетах "Гомельавиа" теперь проводят учения

В лучшие времена из аэропорта в Гомеле не только можно было долететь до любого областного центра, но и в города других стран бывшего Советского Союза.
 
Сейчас аэропорт приходит в себя после тяжелых времен, связанных с банкротством компании "Гомельавиа". В 2011 году аэропортовый комплекс присоединили к гомельскому филиалу "Белаэронавигации", и в последние годы ситуация здесь постепенно стала исправляться. 
 
Александр Лычавко, TUT.BY
Пассажиры первого рейса Минск - Гомель прибыли в областной центр.
 
Александр Лычавко, TUT.BY
Багаж в областном аэропорту пока что возят на стареньком ЗИЛе.
 
Александр Лычавко, TUT.BY

Новый старый рейс Минск - Гомель

11 июня возродился региональный рейс Минск - Гомель, которого не было в Беларуси три последних года. В авиационных кругах и на форумах в интернете спорят, насколько нужны белорусам сегодня региональные рейсы и сколько должен стоить билет на них, чтобы перелеты стали востребованными и по-настоящему полезными. При этом желательно не привести авиакомпанию, которая осуществляет местные перевозки, к страшным убыткам.

Пока не ввели Минск - Гомель, прямые рейсы Минск - Калининград были дважды в день, а теперь по средам и субботам самолет из Минска в Калининград летит через Гомель. Схема и вправду удивительная, ведь самолету при этом приходится делать большой круг. Но "Белавиа" таким образом собирает в Гомеле в полупустой самолет пассажиров, которые хотят из Гомеля добраться в Калининград (этот рейс из гомельского аэропорта существует только летом). 
Замначальника гомельского филиала "Белаэронавигации" Анатолий Кирсанов вспоминает, что после смерти авиакомпании "Гомельавиа" попали под сокращение около 100 человек. Но, говорит, не сказать, что это прошло слишком болезненно: "Жалоб не было". Пожилые люди ушли на пенсию, а молодых удалось пристроить – кого в "Белавиа", кого в российские авиакомпании, кого в Национальный аэропорт Минск. Кто-то теперь обслуживает пассажиров в самом аэропорту. В гомельском аэропорту сегодня работает в самых разных службах около 410 человек. Учитывая, что загрузка аэропорта растет, работы всем хватает. 
 
Один из самолетов "Гомельавиа".

Анатолий Кирсанов показывает журналистам TUT.BY самолеты "Гомельавиа", которые сейчас разбирают.
 
- Работа непростая, трудоемкая. Самолеты разбирают, грузят, перевозят и доставляют в Брест на полигон, где проходят учения по поведению в экстремальных ситуациях. На месте самолеты снова собирают – причем так тщательно, что если нужно, они смогут еще и полетать.
 
Один Ан-24 "Гомельавиа" используется для учений прямо здесь, в аэропорту. На отдельной площадке в удалении от перронов установлены двигатели, шасси, фюзеляж самолета. Здесь же установлена бочка, из которой подают керосин, когда нужно провести учения по работе на горящем самолете.
 
На этом самолете проводят учения.


- Каждая смена раз в месяц проходит обучение. А раз в год мы проводим комплексное учение: у нас здесь присутствует и МЧС, и городская медицина, и все другие службы, которые нужны в таком деле, - рассказывает Кирсанов.

Новая пожарная машина, которую приобрел гомельский аэропорт.

Впрочем, некоторые самолеты "Гомельавиа" еще летают в небе – те, что отдали россиянам.
 
- Мы не смогли их сами использовать, потому что уже очень много лет эксплуатировались эти самолеты. Им надо особое обслуживание. А "Псковавиа" летает, хоть у них с такими самолетами точно те же проблемы. Но им часть расходов по эксплуатации компенсирует местный бюджет.

Гомель может принять и самолет с нефтяниками, и самолет с президентом


"Мы сейчас на подъеме", - проговорил в трубку один из сотрудников гомельского аэропорта, когда накануне договаривались о репортаже.
 
Подъем легко выразить в цифрах: если совсем недавно был "полный штопор" вплоть до отсутствия какого бы то ни было значительного движения через аэропорт, то в прошлом году аэропорт принял уже  45 тысяч пассажиров. В основном это чартерные рейсы. Из Гомеля летают самолеты в теплые страны, заказанные туроператорами, и самолеты, которые перевозят нефтяников. 

Александр Лычавко, TUT.BY

С начала июня пассажиров перевезли больше тысячи. География полетов через Гомель: Москва, Актюбинск, Берлин, Бургас, Баден-Баден, Нижневартовск, Ноябрьск, Ганновер, Воронеж...  
 


Конечно, чартеры не сравнить с регулярными рейсами, которых когда-то в Гомеле были десятки.
 
Расписание авиарейсов по аэропорту Гомель с 1 января по 31 мая 1990 года. С сайта о гомельском транспорте.

Гомельский аэропорт - единственный региональный аэропорт в Беларуси, который, как и Национальный аэропорт Минск, работает круглосуточно. В сложных погодных условиях именно его зачастую используют авиакомпании как запасной. Это запасной аэродром и для литерных рейсов: когда куда-то летят президент или премьер-министр, для них здесь "на всякий случай" бронируется место. 

Когда мы находились в гомельском аэропорту, он был готов принять в любой момент самолеты рейса Минск - Белград. Напомним: на этой неделе Александр Лукашенко находился с визитом в Сербии.

Новые кабины для паспортного контроля и ремонт

Помог оживлению гомельского аэропорта и чемпионат мира по хоккею. Потока пассажиров, которые летели специально на спортивный форум в Минск, в здешнем аэропорту так и не увидели, но ремонт, который сделали на аэровокзале в марте-апреле этого года, останется. 




На деньги "Белаэронавигации" отремонтировали фасад, помещения внутри вокзала, обновили залы прилета и вылета.
 
В зоне прилета теперь смогут проходить паспортный контроль одновременно пять потоков пассажиров – кабины паспортного контроля поставили новые. Один из проходов выделен для пассажиров с ограниченными возможностями. В планах у гомельчан – покупка амбулифта.




Подготовка к чемпионату принесла в аэропорт обновленный кафетерий и даже карту wi-fi. На втором этаже – обновленный транзитный зал и зал вылета для обычных пассажиров.
 
- Телевизор для пассажиров, а в жаркое время ставим кулер с питьевой водой,
- проводит экскурсию начальник службы сервиса Сергей Руденков.
 

Гейт для вылета в аэропорту один. В планах на этот год – заказ проекта по реконструкции аэровокзала, чтобы можно было одновременно выпускать из гейта пассажиров минимум двух рейсов.


 

- Когда-то мы могли три рейса одновременно выпускать, но тогда еще не было такой загрузки самолетов, повышенных требований к безопасности. Условия меняются, и надо им соответствовать, - рассказывает начальник досмотра Сергей Юшко.

 
Летная погода и сражение с "Хавьером"

 
Местный синоптик Татьяна Донцова делится любопытным фактом: в Гомеле погода редко бывает нелетная. По крайней мере туманы здесь не такое частое явление, как над столичным аэропортом. 
 


Анатолий Кирсанов, в прошлом пилот с большим стажем, популярно объясняет такое положение дел: 

- Беларусь вся плоская, как тарелка, на которой есть Минская возвышенность. Теплый воздух поднимается вверх, а чем выше, тем холоднее. Получается туман. В этом году больше десяти рейсов "Белавиа" садились у нас, которые по расписанию под утро прилетают в Минск, но там полный туман. Но больше полутора часов у нас никто, по-моему, не сидел.
 
 


Правда, в прошлом году многие самолеты застряли в гомельском аэропорту надолго. Но дело было не в тумане, а в снегопадах. 

- Особо сложная ситуация – это когда был "Хавьер". В Минске вы помните, что творилось. За Жлобином была полная остановка всей транспортной жизни. А у нас дождь шел. Ну и вот к нам практически одновременно прилетело четыре самолета: грузовой и три с пассажирами. И еще к нам летели, но ушли потом на запасной "Борисполь". И в то же время у нас была стоянка зарезервирована на литерный рейс, которую мы не имели права занимать. В аэропорту оказалось одновременно 420-430 пассажиров. Все иностранцы, у кого виза есть, у кого нет, у кого страховок нет. 

 
Контакты аэропорта поисковик выдает на устаревшем сайте "Гомельавиа", искать их страничку на сайте "Белаэронавигации" обычному пассажиру в голову не придет. Думается, что если жизнь у аэропорта в Гомеле постепенно налаживается, то и позаботиться о доступной информации для пассажиров стоит.
 

Тогда пришлось вызвать в аэропорт всех резервных работников. Кирсанов вспоминает, как под честное слово "Белавиа" аэропорт кормил пассажиров в здешнем кафетерии. Потом авиакомпания исправно оплатила счет, "все по-джентльменски". 

- Облисполком подключился – вывозили людей. Часть отвезли в город в гостиницу, часть отправили поездами. Со снегом в Минске долго возились, и на следующий день только от нас люди разлетались.  

По словам сотрудников аэропорта, теоретически гомельский аэропорт может одновременно принять около полутора десятков самолетов, но это, конечно, породит авральный режим и большую проблему по размещению пассажиров. Гостиница у аэропорта в лучшие времена была, но в период упадка была закрыта. Потом ее передали Гомельскому облисполкому, сейчас - безуспешно продают на аукционах. 



- По нынешнему опыту: многие аэропорты сами не содержат гостиницы, столовые, платные стоянки. Занимаются этим именно коммерческие структуры, которые на этом зарабатывают, а аэропорт предоставляет им место и условия для бизнеса. И я думаю, что если будет развитие и потребность в гостинице, а со временем она возникнет, то найдутся и структуры, которые смогут на этом зарабатывать.
 

Пока же пассажиры, которые прилетают в аэропорт, могут поискать гостиницу в областном центре. Под регулярный пассажирский рейс из Минска в Гомель и обратно уже открыли автобусный маршрут. Многие приезжают своим ходом, на автомобилях. От аэропорта до первой остановки городского автобуса – 3 километра, от аэропорта до центра города – 11. 

В каждом разговоре с сотрудниками гомельского аэропорта, которые работают здесь уже не первый десяток лет, – надежда, что аэропорт наконец-то оживет. Говорят, для того чтобы "лучше были видны самолеты", даже ограждение заменили с плотной стены на прозрачное. 



- Часто видишь, как приходят люди, рассматривают. На велосипедах едут, смотрят. Иногда пожилые люди приводят малышей. Наверное, внукам рассказывают, как здесь было раньше, и потом привозят посмотреть. Так и должно быть, уже поколение выросло, которое никогда на самолетах не летало,
- говорит Кирсанов.
{banner_819}{banner_825}
-10%
-40%
-20%
-50%
-60%
-70%
-15%
0062969